Зачем правительство РФ подкармливает западный капитал?

Автор: | 2019-04-26
Зачем правительство РФ подкармливает западный капитал?

Зачем правительство РФ подкармливает западный капитал?

В последнее время призывы поддерживать отечественного производителя раздаются всё чаще с самых высоких трибун. Однако не всем ясно, что это за зверь такой — «отечественный производитель». Вот и поддерживает государство компании «Пепсико», «Нестле» и т.п., чья принадлежность иностранному капиталу не вызывает ни у кого сомнений. А теперь и АвтоВАЗ к нашему Отечеству стал иметь весьма отдалённое отношение. С целью скрыть фактическую поддержку российским правительством иностранного капитала с подачи власти в нашей стране стали создаваться различные некоммерческие организации, которые, кроме всего прочего, призваны установить, кого можно причислять к российским производителям. Эти «судьи» чаще всего провозглашают российскими производителями владельцев заводов и фабрик, функционирующих на территории нашей страны, зарегистрированных в ней и использующих труд граждан РФ. Предприятия, совладельцами которых выступает иностранный капитал, величаются подобными оценщиками совместными с российским участием, даже если это участие стремится к нулю. С таким подходом охотно соглашаются российские официальные структуры, ибо, судя по всему, у них в этом есть заинтересованность.

Кому принадлежит тольяттинский гигант?

А теперь посмотрим, кому принадлежит АвтоВАЗ. По приведённым выше критериям, это, разумеется, российское предприятие. Но единственным хозяином лидера российского автомобилестроения является Alliance Rostec Auto BV. Доля его акций стремится к 100%. В то же время назвать государственную принадлежность Альянса весьма непросто. Доля российской госкомпании «Ростех» составляет в нём всего 25%, а почти на три четверти Альянс принадлежит французскому автопроизводителю «Рено». Но страной регистрации Alliance Rostec Auto BV ни Франция, ни Россия не являются. В этом качестве выступает Голландия. Правда, глава «Ростеха» обещал, что в 2019 году Alliance Rostec Auto BV будет перерегистрирован в России. Интересно, помнит ли Сергей Чемезов, что пришла пора выполнять это своё обещание?

Приведённое соотношение владельцев АвтоВАЗа относится самое позднее к 2018 году. Нынче отечественного у него осталось ещё меньше. Дело в том, что раньше его акционерами были не только юридические лица, но и обычные российские люди. Теперь их не стало, они насильно лишены этого статуса. Оставлены только юридические лица. Ещё в прошлом году был запущен выкуп у частных миноритариев оставшихся трёх с небольшим процентов акций, чтобы довести долю Альянса до 100% и выплачивать дивиденды только своим.

Правда, компания не платила дивиденды уже 10 лет, и мелким акционерам пора бы к этому привыкнуть. Но поскольку у многих миноритариев иное мнение, то теперь их официально лишили ненужных иллюзий. При этом многие бывшие акционеры считают, что ценные бумаги АвтоВАЗа у них не выкупили, а попросту отняли. Дело в том, что получить деньги за акции можно только наличными на руки у одного-единственного нотариуса в Тольятти, которому нынешние владельцы доверили эту операцию. К тому же некоторым иногородним акционерам, чтобы получить 1—2 тыс. рублей, придётся на дорогу потратить 15—20 тысяч. И это в XXI веке электронных платежей, когда и кредит в банке можно получить, не выходя из дома! Причём в этом году выкуп ценных бумаг будет завершён.

Свои действия нынешние владельцы порой оправдывают тем, что они сумели вывести АвтоВАЗ из прорыва, что здесь дела идут хорошо, особенно по сравнению с положением дел в мировом автопроме. Вот и руководитель профсоюза Сергей Зайцев уверяет, что сокращений в 2019 году не предвидится. Даже говорят, будто хозяева намерены принять на работу около 300 инженеров. К тому же к 2026 году завод планирует выпустить восемь новых моделей и обновить девять предыдущих.

Где взять на это средства? Альянс в очередной раз надеется на финансовую поддержку российского государства, то есть на налогоплательщиков всей нашей страны. А говорить о том, что новые и обновлённые модели станут дороже прежних, нет смысла: об этом и так всем известно.

Вместо этого давайте вспомним, сколько раз российское правительство протягивало руку помощи с зажатыми в ней миллиардами иностранному капиталу. Но для начала заметим: до того, пока четверть всех акций не стала принадлежать иностранцам, государственная помощь автозаводу не оказывалась.

До чего же дорогие партнёры!

В декабре 2007 года стало известно, что французская автомобилестроительная корпорация «Рено» планирует приобрести 25% акций ОАО «АвтоВАЗ». Прошло чуть больше года, и в феврале 2009-го сделка состоялась. И первая поддержка отечественному автопрому (читай: АвтоВАЗу) случилась в том же 2009 году. Вот что по этому поводу говорит Википедия: «В результате экономического кризиса 2008—2009 годов и вызванных им проблем со сбытом продукции в начале 2009 года ОАО «АвтоВАЗ» попало в сложную финансовую ситуацию. На конец марта 2009 года долг поставщикам автозапчастей составил около 14 млрд рублей. За 9 месяцев 2009 года производство упало на 43,5% к соответствующему периоду предыдущего года».

Но госпомощь-то была оказана значительно раньше: было выделено «Ростехнологии» 25 млрд рублей, которые та в свою очередь в виде беспроцентной ссуды сроком на год передала АвтоВАЗу. Добавим к этому, что весь модельный ряд завода попал под государственную программу субсидирования процентных ставок по автокредитам. Однако и эти меры не спасли предприятие от массовых сокращений работников. Тогда последовало новое финансовое вливание российско-французской компании. Тем не менее 22,5 тыс. её работников были уволены в 2009 году.

В ноябре 2009 года Кристиан Эстев, генеральный директор «Рено» в России, заявил, что по предложениям французской стороны на АвтоВАЗе планируется организовать производство автомобилей марок «Рено», «Ниссан» и «Лада» на базе единой платформы Logan, а также сохранить производство вазовских автомашин класса ultra low cost (крайне дешёвых). В ответ в ноябре 2009 года российское правительство заявило о готовности оказать АвтоВАЗу поддержку в размере 54,8 млрд рублей. Из этой суммы 38 млрд рублей — на оплату «невозвратных долгов» владельцам смежных компаний, 12 млрд — на создание и запуск в производство нового модельного ряда, 4,8 млрд — для реализации программы создания новых рабочих мест.

Миллиардные вливания владельцам понравились, 27 ноября 2009 года Сергей Чемезов и Кристиан Эстев подписали протокол о сотрудничестве в рекапитализации ОАО «АвтоВАЗ». Согласно ему, РФ (то есть государство за счёт налогоплательщиков) оказывает автозаводу финансовую помощь в обмен на помощь «Рено» в использовании технологий «Рено» и «Ниссана» для производства продукции в Тольятти и для закрытия потребностей российского авторынка.

Итого в 2009 году правительство РФ вложило в АвтоВАЗ без малого 80 млрд рублей. И с тех пор ежегодно накачивает завод миллиардами рублей. Уже в 2010 году было выделено 40 млрд рублей. Правда, с каждым годом мера поддержки АвтоВАЗа стала освещаться в прессе всё менее широко. Но при этом она не прекращалась ни в 2012 году, когда было создано совместное предприятие с государственной корпорацией «Ростехнологии» под названием Alliance Rostec Auto BV и у Альянса оказался контрольный пакет тольяттинского завода, ни в 2014-м, когда Alliance Rostec Auto BV владел уже 76,25% акций ОАО «АвтоВАЗ». В 2015 году правительство РФ выделило заводу 12,5 млрд рублей, а в 2016-м — 13,2 млрд и было списано долгов на сумму 20 млрд рублей. В 2017 году правительство решило субсидировать предприятие по программам и выделило 17 млрд на программу льготного автокредитования, а также программы льготного лизинга и обновления парка. Кстати, по ним было реализовано две трети всех проданных АвтоВАЗом автомобилей.

Однако сколько бы денег ни вбухивало российское правительство в ставший иностранным завод, прибыльнее от этого предприятие не становилось. И в 2017 году по своим убыткам АвтоВАЗ достиг апогея — 161 млрд рублей, или 2,8 млрд долларов. При этом цены на автомобили повышались несколько раз в год, а сокращение трудового коллектива происходит, как и прежде, ежегодно.

В 2018 году правительство продолжило стимулировать потребительский спрос на автомобили адресными программами «Первый автомобиль», «Семейный автомобиль», на которые по всему автопрому выделило 16 млрд рублей, а всего на поддержку отечественного автопрома в прошлом году направлено из госбюджета 35 млрд рублей. После разгромных статей об АвтоВАЗе по итогам 2017 года уже невозможно найти информацию о конкретном количестве миллиардов, выделенных ему. В 2019-м поддержка АвтоВАЗа продолжена на уровне субсидирования банковских кредитов, правда, в отрасль запланировано направить лишь 10,4 млрд рублей, что почти втрое меньше прошлогодней поддержки.

Импортозамещение наоборот

Снижение господдержки в текущем году уже породило «песни» иностранных автопроизводителей о том, что автомобильную индустрию России может ослабить снижение госпрограмм, нацеленных на поддержание спроса на автомобили.

Вот и губернатор Самарской области Дмитрий Азаров, встречаясь недавно с председателем правительства РФ Дмитрием Медведевым, обсуждал тему помощи АвтоВАЗу. Пресс-служба регионального правительства сообщила: особое внимание стороны уделили вопросам поддержки предприятия и крупнейшего трудового коллектива региона, а также реализации специнвестконтракта (СПИК). «Согласно условиям контракта, ПАО «АвтоВАЗ» приняло на себя беспрецедентные обязательства по локализации в России производства 26 моделей автомобилей, а также автоматических коробок передач и передовых двигателей, в том числе с турбонагнетателем и на сжатом природном газе». И потому Д. Азаров считает очень важным, чтобы меры поддержки в первую очередь касались тех предприятий, которые обеспечивают высокий уровень локализации. В ходе встречи обсуждались меры поддержки экспорта продукции, предусматривающие частичную компенсацию логистических затрат. Губернатор отметил значимость мер господдержки для сохранения и увеличения экспорта российской продукции на мировые рынки.

Что же в этой информации можно прочесть между строк? Прежде всего то, что иностранному предприятию, расположенному на тольяттинской земле, вновь дадут денег, дадут больше, чем всем другим автопроизводителям, собирающим машины в России. Дадут и на то, чтобы довезти свою продукцию до покупателей в других странах, и на производство запчастей. И всё это под благим предлогом заботы о российском труженике, множащем своим горбом доходы иностранных администраторов АвтоВАЗа и Альянса.

В конце прошлого года тольяттинский автозавод объявил о подписании с министерством промышленности и торговли РФ специнвестконтракта. Его суть заключается в развитии на территории РФ брендов «Лада», «Рено», «Ниссан», «Датсун» и «Мицубиси». Какой-либо конкретной информации о контракте нет: АвтоВАЗ засекретил её. Не стал он разглашать и решение по вопросу о СПИК, выработанное 25 марта 2019 года на совете директоров АвтоВАЗа. «Решение по данному вопросу относится к конфиденциальной информации Общества и на этом основании не подлежит публичному раскрытию», — говорится в сообщении пресс-службы.

Однако «Тольяттинским новостям» удалось получить кое-какую информацию из открытых источников интернета в отношении специального инвестконтракта, под реализацию которого владельцы Альянса просят государство выделить АвтоВАЗу дополнительную поддержку. Так вот: СПИК — это соглашение между инвестором и государством в лице губернатора Самарской области, которое гарантирует «стабильность налоговых и регуляторных условий и предоставление мер поддержки». При этом Фонд развития промышленности выступает оператором программ СПИК, регулируемых Федеральным законом «О промышленной политике в РФ».

Сам фонд был создан при минрегионразвития РФ, а статус СПИК, кроме наклейки «Сделано в России», даёт иностранным компаниям возможность называть выпущенную на территории РФ продукцию российской. Благодаря этому инофирмы получат доступ ко всем госпрограммам на общих основаниях. Это также позволит заморским компаниям пользоваться заёмными средствами фонда под процент ниже некуда — от 1 до 5% в год и (здесь должны греметь фанфары) обнулить налог на прибыль в федеральной и региональной части.

Надо ли говорить, что участниками программы СПИК стали в основном зарубежные компании, которые, кроме дешёвой рабочей силы, получают в России ещё и такие вот приятные бонусы? Правильно, не надо.

Что касается АвтоВАЗа, он намерен вложить в рамках 10-летнего контракта 70 млрд рублей на развитие модельного ряда вышеперечисленных брендов, создать 2300 новых рабочих мест и совместно с партнёрами по Альянсу расширить локализацию материалов, деталей и комплектующих, внедрить новые технологии и увеличить объёмы экспорта.

Ну а нам-то что с того? — справедливо спросит читатель. Всё, что положено при капитализме: вам — зарплата, покупательная способность которой постоянно снижается, вам — перспектива места на бирже труда, регистрирующей безработных, а капиталистам — сверхприбыль.

Неутешительные итоги, или Зачем продавали завод

На момент сделки с французами в 2008 году на АвтоВАЗе работали более 100 тыс. человек. Чистая прибыль компании за 2007 год составила 3,7 млрд рублей. До прихода французов было выпущено 770 тыс. автомобилей в год, из которых продано в России 663,5 тыс. Средний ценник на авто составлял 150 тыс. рублей. Средняя зарплата работников предприятия — 13 тыс. рублей в месяц. И при этом — ни рубля господдержки для предприятия.

Тремя годами ранее, в 2004 году, ОАО «АвтоВАЗ» выплатило налогов на сумму 16,1 млрд рублей, из которых около 7 млрд было заплачено в федеральный бюджет, 3,7 млрд — в бюджет Самарской области и 2,4 млрд — в бюджет Тольятти. Прирост налогов по сравнению с 2003 годом составил 21%.

На сегодняшний день на предприятии работают 36 тыс. человек. Средняя зарплата на АвтоВАЗе — 32 тыс. рублей. Собственники предприятия сэкономили на оплате труда по сравнению с 2004 годом почти 1,15 млрд рублей. Впервые с 2008-го в прошлом году получена прибыль. Налог на прибыль — 200 млн рублей — в 2018-м был уплачен в последний раз (с 2019 года АвтоВАЗу предоставлены налоговые льготы). О других налогах говорить не имеет смысла, так как получены сотни миллиардов государственной поддержки. За прошлый год было продано 360204 автомобиля. Этот результат — лучший за последние четыре года. В среднем автомобиль стоит 700 тыс. рублей. Прямо скажем, выразительная арифметика.

Игорь МУХИН

Источник.



Visits: 26

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *