Юозас Ермалавичюс: «Возвращение к дикости»

Автор: | 2020-09-29
Возвращение к дикости

Возвращение к дикости

Мракобесие – возвращение к дикости

Только благодаря научному сознанию человек воспринимает себя как человека. Научное сознание равнозначно человеческому мышлению. А пока человек не усвоил научного мировоззрения, он не освободился в полной мере от отпечатков дикости. Ф. Энгельс считал, что в процессе революционного перехода человечества от капитализма к коммунизму человек «выделяется из царства животных и из звериных условий существования, переходит в условия действительно человеческие» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 19, с. 227). Естественно наиболее радикальные изменения в общественном сознании людей происходят в условиях общенациональных кризисов, гражданских войн, социальных революций и подобных им общественных взрывов, переломов, переворотов, катастроф. Раскрывая сущность этой социальной закономерности,  К. Маркс писал: «Как об отдельном человеке нельзя судить на основании того, что он сам о себе думает, точно так же нельзя судить о подобной эпохе переворота по ее сознанию. Наоборот, это сознание надо объяснять из противоречий материальной жизни, из существующего конфликта между общественными производительными силами и производственными отношениями» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 13, с.7).

Все основополагающие изменения в современном мире новейшего времени объективно определены производительными достижениями мировой научно-технической революции второй половины ХХ века. В процессе этой величайшей производственной революции капиталистический способ общественного производства полностью исчерпал все свои конструктивные возможности и естественно вступил в исторический этап необратимого прекращения своего существования, так как монополизация капитала достигла максимальной высоты, апогея роста. Качественный скачок в научном прогрессе, вызванный научно-технической революцией, существенно опередил достижения социальной зрелости и умственной развитости буржуазного общества, охваченного общенациональным кризисом на империалистической стадии развития капитализма. Капиталистическая частная собственность на средства производства перестала служить основой для формирования производственных отношений общества. Непосредственное соединение науки с материальным производством, обеспеченное научно-технической революцией, обобществляет производство во всемирной степени и превращает частную собственность в разрушителя производства – материального фундамента общественной жизнедеятельности человечества. В итоге общенациональный кризис капитализма первой половины ХХ столетия перерос в 1970-е годы в глобальный кризис всей частнособственнической цивилизации.

Глобальный кризис носит всеохватывающий, катастрофический, революционный характер. Он охватил все социальные слои и все сферы жизни общества во всех странах земного шара, способствовал крайнему обострению всех общественных противоречий вплоть до образования общенациональных катастроф в огромных регионах планеты, следует к революционному преобразованию жизни общества на социалистических началах на первых порах в большинстве, а в дальнейшем и в остальных странах. В итоге мировая капиталистическая система охвачена всеобщей агонией. Но общественное сознание людей не может подняться до адекватного восприятия и научного понимания  переломной действительности, так как оно также охвачено глобальным кризисом. Современный человек ХХI века болен этим кризисом  частнособственнической цивилизации, охвачен десоциализацией и дегуманизацией буржуазного общества, заражен политической шизофренией и идейной невменяемостью, страдает умственной беспомощностью.

Революционный скачок в научном прогрессе, обеспеченный мировой научно-технической революцией, оставил далеко позади достижения социальной зрелости и умственной развитости населения земного шара. Вершины всемирной цивилизации и культуры оказались недостаточными для должного удовлетворения необходимых потребностей  жизни общества, обусловленных всеобщим научным потенциалом, существенно обогащенным научно-технической революцией. Антинаучность, умственная ограниченность, самообман довлеют над людьми в исторической практике. Человеческая личность охвачена острым кризисом, лишающим ее адекватного восприятия переломной действительности.

Агонизирующий капитализм оказался необычайно агрессивным и опасным. В 1980-е годы он развязал глобальный передел мира, непосредственно сопряженный с империалистическим переделом транснациональными сверх монополиями всемирной собственности путем хищнического разграбления национальных богатств народов и природных ресурсов планеты. Поэтому за разрушением Советского Союза в 1991 году и подрывом при этом мировой социалистической системы последовали утрата баланса классовых сил на международной арене, нарушение равновесия в мировом общественном развитии, расстройство мировых экономической и политической систем, полномасштабный территориальный передел земного шара, глобальная дестабилизация мирового исторического процесса, крайнее обострение всех общемировых проблем и противоречий. Соответственно возросли угрозы вселенской катастрофы и уничтожения человечества в ней. В итоге образовался глобальный хаос, которым не могут овладеть господствующие «верхи» планеты, поэтому империалистическая контрреволюция обречена на неизбежную гибель. В земном пространстве максимально обострилась и усугубилась «война интересов» — всемирная гражданская война. Отражение столь экстремальной исторической действительности в общественном сознании людей возвращает народные массы к состоянию дикости.

Всеобщий научный потенциал, радикально обогащенный мировой научно-технической революцией, обусловливает необходимые потребности жизни современного человечества ХХI века. Соответственно определяется стратегия его дальнейшего общественного развития на долгосрочную перспективу. Основной стратегической целью интернационального сообщества народов стало полное освоение производительными достижениями научно-технической революции, концентрированным выражением которых является наукоемкий вид производства, обеспечивающий его автоматизацию и беспредельное развитие вплоть до полного удовлетворения человеческих потребностей всего населения планеты. Поскольку научно-техническая революция превратила науку – всеобщую общественную производительную силу – в непосредственную производительную силу общества, действительное становление науки непосредственной производительной силой человечества состоит в освоении человеком – основной производительной силой общества – ее достижениями. Человеком практически осваивается то, что им научно осознается. Для этого необходимы высокие социальная зрелость и умственная развитость народов.

Взлет научного прогресса, обеспеченный мировой научно-технической революцией, выявил существенное отставание от него социальной зрелости и умственной развитости народов земного шара. Это отставание свидетельствует об отсутствии у народных масс способностей к подъему их на высоту решения назревших стратегических задач, поставленных научно-технической революцией. Это отставание аккумулирует в себе мировой духовный кризис, эрозию личности человека, деформацию его общественного сознания. Поэтому на первый план жизни общества вырвалась пещерная антинаучность, демонстрирующая умственную ограниченность, отсутствие адекватности, пренебрежение объективными законами общественного развития. Искаженное, превратное, иллюзорное, виртуальное восприятие мира свидетельствуют об отпечатках дикости в общественном сознании людей, действующих в исторической практике против объективных законов общественного развития. Без научного мировоззрения нет человека, свободного от «родимых пятен» дикости, отпечатков животного мира.

Наукоемкое производство требует научного обоснования организации жизни общества и научного управления ее развитием. Без соблюдения этих требований невозможно дальнейшее движение человечества вперед путем исторического прогресса. Удовлетворение этих необходимых потребностей современности предполагает адекватное восприятие и научное понимание исторической действительности, что гарантируется научным мировоззрением диалектического материализма. Материалистическая диалектика оказалась единственным в мире учением, которое не поддается разрушительному воздействию глобального хаоса, а содействует научному познанию причин его возникновения и способов преодоления. Но отсутствие адекватного восприятия исторической действительности противодействует ее научному пониманию, что оборачивается политической шизофренией империалистической контрреволюции, проявляющейся в агрессивных попытках повернуть вспять естественное течение мирового исторического процесса. Не случайно нынешнему переделу мира глобального объема подчинен антикоммунистический психоз, прикрывающий фашистскую стратегию крупнейшего финансового капитала на мировое господство, его устремление к ликвидации мировой социалистической системы и реставрацию безраздельного господства капиталистического общественного строя во всемирном масштабе. Сползание вспять объективно невозможно, поэтому обрекает империалистическую контрреволюцию на самоуничтожение. Человечество не может отказаться от достигнутого в своем историческом прогрессе.

Сползание вспять на магистральном пути всемирной истории, возвращаясь к дикости, обусловливает не только самоуничтожение империалистической контрреволюции, но и гибель всего человечества. Соединение безграничной силы научной мысли со своекорыстными интересами или частнособственническими расчетами империалистической буржуазии угрожает глобальной катастрофой, уничтожающей все живое на Земле. В процессе мировой научно-технической революции человек уничтожает естественную среду своего обитания, чем влечет экологическую катастрофу на планете. В условиях максимальной монополизации капитала научно-техническая революция превратила частную собственность на средства производства в разрушителя производства и всей общественной жизнедеятельности народов. Соединение транснациональной сверх монополии с капиталистической конкуренцией непосредственно следует к полному саморазрушению капитализма: межмонополистическая конкуренция разворачивает процесс самоуничтожения частной собственности – основы классово-антагонистической цивилизации. Империалистический передел всемирной собственности вызвал глобальный хаос, который не поддается к произвольному управлению, что равнозначно всемирной революционной ситуации – введению к социальному взрыву планетарного объема. К тому же технократическая вульгаризация и идеологическая догматизация научных открытий способствуют крайнему накалу катастроф. Тем более что перерождение буржуазного общества в потребительское общество противоестественно оборачивается его трансформацией в хищническое стадо.

Сползание вспять в историческом движении человечества, возвращение к дикости охватывают в основном эрозию личности человека, кризис его общественного сознания, аномалии в его нравственном поведении. Кризис общественного сознания человека состоит в отсутствии у него научного осознания самого себя. Отсюда вытекает превратная, иллюзорная, виртуальная ценностная ориентация, которая воплощается в нравственном поведении людей, несовместимом с человечностью, духовностью, добротой. Отчуждение человека от общества в условиях глобального кризиса наблюдается в социальном одичании, политическом лицемерии, нравственном разложении, религиозном фанатизме,  умственной шизофренизации и подобных им тенденциях отрицательного характера. Социальные аномалии затронули даже первичную ячейку общества – семью, — которая стала утрачивать признаки союза мужчины и женщины, отца и матери. Играизация политики противопоставила ее объективной логике истории, превратила в мировую игру коварными провокациями и диверсиями. Нравственное озверение достигло полного обесценивая человека, утверждения человеконенавистничества в отношениях между людьми. Спекуляция религией превратила ее в ореол преступности вплоть до обожествления террора, бандитизма, геноцида. Идеологическое манипулирование общественным сознанием народных масс лишает их адекватного восприятия исторической действительности. В итоге десоциализация и дегуманизация буржуазного общества, воплощающие его социальную и духовную деградацию, стали наиболее характерными тенденциями глобального кризиса. Эти тенденции следуют к подавлению и порабощению человека.

В современном мире ХХI века проблема самосохранения касается каждого человека земного шара. Поскольку человек может жить только в обществе, самосохранение человечества обеспечивается глобальной социалистической революцией, которая призвана объективной исторической необходимостью отменить частную собственность и установить общественную собственность на средства производства во всемирном масштабе, гарантируя социальное равенство всех людей планеты в отношении всемирного богатства. В условиях социального равенства научное мировоззрение диалектического материализма вооружает человека к сознательному и целенаправленному использованию всеобщих объективных законов диалектики в революционной практике для жизнеспособного выхода из глобального хаоса к высшей, коммунистической ступени земной цивилизации. Наука выступает основой построения коммунизма, представляющего собой человеческое общество, в котором человек является высшей социальной ценностью.

Источник.



Visits: 510

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *