Тайны ФНБ

Автор: | 2020-11-10
1+
Тайны ФНБ

Тайны ФНБ

Тайны ФНБ

Самая загадочная и недоступная для анализа финансовая структура у нас не Центральный банк, не минфин и не финансовая разведка, а Фонд национального благосостояния (ФНБ). К такому выводу приходишь после знакомства с результатами проверки аудиторов Счётной палаты РФ. Даже они вынуждены были признать, что не смогли получить достаточно информации для того, чтобы судить о степени эффективности работы фонда.

КАК ИЗВЕСТНО, ФНБ был создан в 2008 году в качестве одного из механизмов поддержки пенсионной системы Российской Федерации и предназначался для обеспечения выполнения пенсионных обязательств государства в долгосрочной перспективе (фонд будущих поколений). Затем Федеральным законом от 29 июля 2017 года №262‑ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части использования нефтегазовых доходов федерального бюджета» были внесены изменения, существенно расширяющие цели использования средств ФНБ. Теперь, помимо пенсионного обеспечения граждан в долгосрочной перспективе, его средства могут использоваться для обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) федерального бюджета.

Таким образом, начиная с 2018 года ФНБ изменил первоначальное назначение и утратил исключительно социальную направленность, о чём не принято много говорить и на что обращают внимание аудиторы. Так что потеря Фондом нацблагосостояния функции именно социальной — это, можно сказать, тайна номер один, вскрытая проверкой СП. По оценке внешнего эксперта, участника проверки А.Л. Ведева, не реализуется ключевой принцип ФНБ, исходящий из его названия и заключающийся в росте благосостояния российских граждан.

Параметры ФНБ в настоящее время таковы: по данным СП, по состоянию на 1 января 2020 года ФНБ аккумулировал сумму, соответствующую 5,7% ВВП, или эквивалент 7773062,6 млн рублей. И в скором будущем цифра приблизится к 7% ВВП. Иными словами, в данном фонде аккумулируются плоды роста экономики страны не за один год, так как в последние годы рост очень незначительный.

На что же расходуются средства, заработанные всей страной? Из проверки аудиторов следует, что серьёзных, масштабных инвестиций, сопоставимых с размером фонда, не производилось. В основном деньги размещены на депозитах ВТБ и Газпромбанка. Так, на депозит по договору между Федеральным казначейством и Банком ВТБ размещены 30 декабря 2014 года 100 млрд рублей на срок до 30 декабря 2044 года. На депозит по договору между Федеральным казначейством и Газпромбанком размещены 38,4 млрд рублей (перечислены 29 апреля 2015 года на срок до 31 декабря 2042 года).

Аудиторы подчёркивают, что указанными кредитными организациями средства ФНБ, привлечённые на субординированные депозиты, на финансирование самоокупаемых инфраструктурных проектов в 2018—2019 годах не направлялись. Федеральному казначейству за период 2014—2019 годов уплачены проценты по названным депозитам.

В 2018—2019 годах отмечается увеличение с 58,7 до 79% доли ликвидных активов средств ФНБ, размещённых на счетах в Банке России. При этом отмечается, что «доходность размещения средств ФНБ на счёте в евро в Банке России за 2019 год так же, как и ранее, за 2017-й и за 2018 год, составила отрицательную величину».

По состоянию на 01.01.2020 доля финансовых активов, номинированных в рублях (депозиты в банках — это тоже активы), составила 15,4%, в иностранной валюте (долларах, евро, фунтах) — 84,6%. Общая сумма доходов от управления средствами ФНБ в 2018 году составила 70,522 млрд рублей, в 2019-м — 95,178 млрд рублей (последняя цифра соответствует примерно 1,22% годовых).

Вот вам и тайна №2: колоссальные средства ФНБ размещены, кроме ЦБ, в двух коммерческих банках — ВТБ и Газпромбанке. Можно экспертно оценить, сколько платят эти банки за деньги ФНБ. Так, ВТБ выплатил фонду за пользование депозитом в 2018—2019 годах, по нашей оценке, по ставке около 5,4% годовых.

И ЕЩЁ ОДНА тайна, которая теперь, после отчёта аудиторов, перестала быть тайной: крайняя непрозрачность фонда. Сведений о работе ФНБ оказалось настолько мало, что аудиторы, чтобы хоть как-то оправдать свои усилия, вынуждены в отчёте значительную долю его места уделить тому, что известно о других аналогичных фондах. В отчёте подробно рассказано о практике работы соответствующих фондов Норвегии, Канады, ОАЭ, Саудовской Аравии и даже Азербайджана. Никаких подробных выкладок об инвестициях нашего фонда в докладе нет.

И понятно почему. Как сказано в отчёте, «Счётная палата отметила ограниченный доступ к отчётности ФНБ, что не позволяет сделать объективные выводы о качестве управления средствами фонда». Как свидетельствуют аудиторы, «в отчётности фонда указана не цена актива на определённый момент времени, а цена приобретения. Из этого невозможно сделать вывод, являются ли операции по инвестициям в них успешными или нет. Для депозитов нет информации о процентах, полученных от хранения средств, по облигациям нет данных о купонных или дисконтных доходах, по акциям неизвестно, были ли получены дивиденды, а также непонятна их рыночная переоценка. Доступная в открытых источниках отчётность о поступлении и выбытии средств ФНБ даёт возможность увидеть лишь сальдо операций за календарный год, в то время как операции со средствами ФНБ проводятся на регулярной основе».

По мнению внешнего эксперта А.Л. Ведева, механизмы и инструменты инвестирования средств ФНБ не соответствуют целям обеспечения стабильного уровня доходов от их размещения в долгосрочной перспективе. Использование средств ФНБ — необходимое и даже неизбежное условие для поддержания экономического роста, причём даже незначительного роста, не говоря уже о достижении пятого места среди мировых экономик.

Эксперт полагает, что в России баланс между стабильностью и ростом значительно смещён в сторону стабильности. Жёсткая денежная политика и предельно жёсткая бюджетная политика обуславливают затухание роста даже при благоприятных внешних условиях. Дальнейшая консервация ФНБ не обеспечит стабильности, поскольку сама по себе она лишь содействует сползанию российской экономики в рецессию, в рамках которой и предполагается использование накапливаемых средств.

По мнению доктора экономических наук, профессора Н.К. Корищенко — другого внешнего эксперта, модель российских инвестиций показывает, что преобладающая часть финансовых средств размещена в иностранный капитал. Эксперт отмечает, что наша инвестиционная активность перерастает в государственные расходы (инвестиции). И «в результате накопления средств в ФНБ складывается отрицательная инвестиционная позиция». Попросту говоря, инвестиции ФНБ делает, но — не в Россию. И это — ещё одна вскрытая тайна ФНБ!

ДАННЫЕ ПРОВЕРКИ, проведённой СП, позволяют сделать и более обобщённые выводы о политике валютно-финансовых властей, цель которой не экономический рост и повышение благосостояния народа, а концентрация денежных ресурсов в фондах, непосредственно не связанных с экономикой. Основной источник поступления средств в ФНБ — скупка минфином валюты на российской бирже, согласно бюджетному правилу (если цена на нефть поднимается выше заложенной в бюджет цены). При этом декларируется благая цель — стабилизировать валютный рынок. Но достигается ли она или результат прямо противоположный? Ведь активная скупка валюты, которая осуществляется минфином для пополнения ФНБ, всегда (!!!) приводит к падению, а не укреплению рубля.

Взгляните: средний курс рубля к доллару в январе 2018 года (возьмём за начальный тот же год, что и в проверке СП) составил 56 рублей 59 копеек. А 24 октября 2020 года официальный курс составил уже 76,47 рубля. Рост курса доллара всего лишь за два с половиной года на 35,1% (запомним эту цифру)! Ну и где же тут стабильность нацвалюты? При этом, как сказано в отчёте аудиторов, «совокупный объём ФНБ в рублёвом эквиваленте по состоянию на 1 января 2020 года составил 7773062,6 млн рублей и по сравнению с объёмом на начало 2018 года (3752935,5 млн рублей) увеличился на 4020127,1 млн рублей, или в 2,1 раза».

Интересный материал:  "Верните художественные советы!". Интервью в "Правде" с руководителем ансамбля "Доктор Ватсон"

Выходит, чтобы нарастить ФНБ в 2,1 раза, управляющие фондом уронили нацвалюту более чем на треть! Чтобы потом деньги этого самого фонда разместить в уполномоченных и зарубежных банках под мизерную или даже отрицательную доходность! И всё это — во имя «национального благосостояния»? Не верится.

Впрочем, кроме ФНБ, есть ещё ЗВР (золотовалютные резервы), которые тоже постоянно наращиваются ударными темпами и с аналогичными декларируемыми благими целями.

5 января 2018 года ЗВР России составляли 432,6 млрд долларов, а 16 октября 2020 года — уже 585,3 млрд долларов, или плюс 35,3%. Что почти один в один соответствует динамике падения курса рубля за тот же период! При этом нас всё время уверяют, что постоянное и ускоренное наращивание двух резервных фондов служит цели макроэкономической стабилизации и предотвращению падения курса рубля!

Однако достигается прямо противоположный результат: экономика то топчется на месте, то пятится назад, а рубль неуклонно сползает всё ниже и ниже. И это неудивительно, потому что правительство и Центробанк действуют в качестве крупнейших игроков-спекулянтов против российской национальной валюты. Поэтому периодически властям приходится опровергать слухи то о деноминации, то о замораживании валютных счетов, то о конфискации вкладов…

Вот ещё удивительный факт, о котором наши финансовые власти и экономические эксперты на федеральных телеканалах помалкивают. Один только внешний гарантированный госдолг Украины (который они признают) на 31.08.2020 составил 43,5 млрд долларов, или 28,3% от ВВП, а весь совокупный (внутренний и внешний) госдолг России на 22.01.2020 составил 12,2% ВВП. ЗВР Украины на 30 сентября 2020-го составляли 26,5 млрд долларов (напомним, у России ЗВР — 585,3 млрд долларов). По данным на 1 января 2018 года, за 1 украинскую гривну давали 2 рубля 50 копеек, а 24 октября 2020 года — уже 2 рубля 70 копеек (то есть за два года рубль упал к гривне почти на 10%). Даже украинская гривна, за которой не стоят ни нефть, ни гигантские ЗВР и ФНБ, оказывается надёжнее российского рубля! Разве это не стыд и позор для России?!

Совершенно очевидно, что и ФНБ, и ЗВР в нынешнем их виде заняты тем, что в режиме онлайн выкачивают валютную ликвидность из экономики. И никто этому даже не пытается дать каких-то разумных объяснений. А между тем для развития инновационной экономики, о чём так много любит говорить высшее начальство, необходимы доступные для предприятий валютные средства: для закупки высокотехнологичного оборудования, приобретения новых технологий и так далее.

Создание 25 млн высокотехнологичных рабочих мест, которые обещал господин Путин ещё в 2012 году, потребует не менее 250 млрд долларов (хотя бы по 10 тыс. на каждое место). И такие деньги сегодня у России есть. Однако они лежат мёртвым грузом в фондах ФНБ и ЗВР и для развития национальной экономики недоступны. Правительство из года в год занимается высасыванием с рынка «избыточной» валюты, руководствуясь указаниями МВФ. В унисон правительству действуют крупнейшие олигархи, которые через офшоры ежегодно выводят из страны десятки миллиардов долларов. Ни о каком поступательном развитии страны при такой валютно-финансовой политике речи быть не может.

В тридцатые годы прошлого века, когда произошло преобразование СССР в современное, передовое индустриальное государство, именно закупки технологий, оборудования, станков за рубежом, приглашение иностранных специалистов сделали это возможным. Ни о чём подобном правительство России теперь даже не помышляет. Оно лишь мечтает выполнить некий мифический норматив МВФ — довести ФНБ до 7% ВВП (а почему не 5 или не 10, а именно 7?). И только после этого нынешние правители собираются подумать, во что вкладывать скопленные (а правильнее сказать — отжатые у народа) богатства.

Об этом сказано и в упомянутом отчёте СП РФ: «При превышении ликвидной части ФНБ уровня в 7% ВВП у правительства Российской Федерации появляется возможность размещения указанного объёма средств в иные активы помимо традиционного портфеля ликвидных валютных инструментов с низким уровнем риска». То есть только после достижения ФНБ такого объёма накопленные миллиарды можно начать тратить на строительство новых заводов и пароходов. Таково требование МВФ.

Однако в ближайшие годы даже этого не случится, так как, по данным аудиторов, «нормативные правовые и методические документы (как в 2019-м, так и утверждённые на 2020—2022 годы) не содержат принципов управления средствами ФНБ после достижения объёма средств, размещённых на счетах в Банке России, 7% прогнозируемого объёма ВВП».

Так что ускоренное высокотехнологичное развитие при нынешнем правительстве нам не грозит. Впрочем, уполномоченные и зарубежные банки, полагаем, на управляющих ФНБ и ЗВР не в обиде. Ведь благосостояние банкиров от такого управления народными деньгами только увеличивается.

Александр Дьяченко

 

Капитан ОчевидностьПредставители исполнительной власти постоянно трубят на весь мир о своей готовности бороться за увеличение благосостояния населения. Из их уст звучат заявления о готовности выполнять социальные обязательства и в кризисный период. В частности, ранее правительство утверждало о намерении использовать средства ФНБ для поддержания социальной стабильности. Однако на практике мы видим диаметрально противоположное. На наших глазах шестой год подряд зарплаты и пенсии простых россиян не увеличиваются (у многих даже снижаются). А для чего же тогда создавался Фонд национального благосостояния? Из предъявленных Счётной палатой документов выясняется множество интересных обстоятельств. Оказывается, финансовые средства, предназначенные для социальной защиты населения России, переводятся на счета ведущих банков и крупных компаний. Если это не нецелевое использование государственных средств и не их разбазаривание, то как иначе можно охарактеризовать данный процесс? Мы уж молчим о моральной стороне этого явления. В целом, олигархия фактически пожирает национальные ресурсы, разоряя страну и пуская по миру народ. Вполне понятно, что ни о каком индустриальном и инновационном прорыве, ни о каком преодолении социально-демографической катастрофы, ни о каком укреплении национального суверенитета можно не мечтать при функционировании нынешней системы. Но её консервация может поставить на карту вопрос о существовании России. Поэтому важно приложить усилия, направленные на революционную борьбу за коммунизм. Только тогда удастся положить конец деструктивным процессам.

Источник.



Просмотров: 99

1+