Сталин и крах Колониализма

Автор: | 2019-12-24
Сталин и крах Колониализма

Сталин и крах Колониализма

Сегодня, когда с самых вершин российской власти продолжают раздаваться поразительные по безответственности заявления вроде того, что «Ленин напридумывал(!)» какую-то «госструктуру(!!)», самое время напомнить, что эта «госструктура» называлась Советским Союзом. И именно Советскому Союзу, созданному В.И. Лениным и поднятому под руководством И.В. Сталина до высот одной из двух сверхдержав планеты, человечество обязано и спасением от фашизма, и освобождением народов десятков стран от позорной и страшной колониальной зависимости.

ЛЮБОЙ, кто открывает современный географический атлас мира, неизбежно поражается обилию красок, цветов и оттенков, в которые выкрашены двести с лишним разновеликих государств современного мира — вплоть до крохотных океанских республик и столь же маленьких европейских княжеств. Некоторые из них даже и в ООН-то не входят, но у них есть одно общее: все они — независимые государства. Но ещё совсем недавно в мире всё было иначе.

Так, людям даже ещё моего поколения (не говоря уже о более старших) памятны совсем другие географические карты, что были изданы сразу или вскоре после войны. На них, в частности, тоже в красивые цвета были раскрашены огромные территории Африки и Азии, а также многочисленные острова Карибского бассейна. Одна беда: таких цветов было всего несколько, и они «удивительным» образом совпадали с окраской пяти-шести западных государств. Проще говоря, сотни миллионов людей на разных континентах продолжали жить в колониальной зависимости у «белых господ».

Колониализм был и остаётся одним из самых тёмных и позорных пятен в человеческой истории, точнее — её периода эпохи капитализма. Вообще обращение не относящихся к «белой расе» народов в колониальную зависимость, причём с применением самых жестоких методов, является одной из неотъемлемых характеристик капитализма на всём протяжении его существования. О начале этой эпохи К. Маркс напоминает в «Капитале»: «Открытие золотых и серебряных приисков в Америке, искоренение, порабощение и погребение заживо туземного населения в рудниках, первые шаги по завоеванию и разграблению Ост-Индии (прежнее название громадных территорий Индокитая и современной Индонезии. — О.Ч.), превращение Африки в заповедное поле охоты на чернокожих — такова была утренняя заря капиталистической эры производства (выделено мной. — О.Ч.)».

И такие зверства, описанные Марксом в его главном произведении, отнюдь не закончились «грубыми» XVI или XVII веками; напротив, они продолжались в период окончательного колониального закабаления народов Тропической Африки и Индокитая во второй половине и даже в самом конце «суперпросвещённого» XIX века. «Прогрессивный» капитализм по-прежнему не считал алжирцев, суданцев, малайцев, вьетнамцев и так далее полноценными людьми. Неудивительно, что и в XX веке, уже в эпоху империализма, капитал делал всё возможное для удержания такого положения.

А ему было чего бояться: борьба народов за свою независимость получила колоссальный импульс с самим появлением на карте мира Страны Советов. Партия большевиков, придя к власти в многонациональной и многоконфессиональной стране, с самых первых дней после Октября рассматривала обеспечение равенства всех наций и народов как краеугольный камень всей своей политики — как внутренней, так и внешней. Решение этой проблемы внутри Советской республики давало пример всем народам мира.

Поэтому И.В. Сталин, будучи членом Политбюро ЦК РКП(б) и народным комиссаром по делам национальностей Советского правительства, выступая от имени Центрального Комитета в марте 1921 года на историческом X съезде партии с докладом «Об очередных задачах партии в национальном вопросе», обоснованно подчёркивает: «Появление Советской России, борьба которой против империализма… естественно, вдохновила угнетённые народы Востока, разбудила их, подняла их к борьбе и тем самым дала возможность создать общий фронт угнетённых наций от Ирландии до Индии (выделено мной. — О.Ч.)».

В дальнейшем, встав после смерти В.И. Ленина у руля руководства партией большевиков и решая задачи внутренней политики поистине эпохального значения, И.В. Сталин при этом не забывает о теоретических разработках и обоснованиях проводимой Советским государством политики международной. В работе «Международный характер Октябрьской революции», посвящённой 10-летию Октября, Сталин, в частности, отмечает, что «революция расшатала империализм не только в центрах его господства, не только в «метрополиях». Она ударила… по его периферии, подорвав господство империализма в колониальных и зависимых странах (выделено мной. — О.Ч.)». Отсюда вытекает закономерный вывод о том, «что Октябрьская революция открыла новую эпоху, эпоху колониальных революций».

Ещё раз подчеркнём: стимулом к таким революциям явился — при всей его значимости — не только разгром Красной Армией войск интервентов, представлявших в первую очередь как раз те державы, которым принадлежало большинство колоний. Главным примером стал, как подчёркивает И.В. Сталин в упомянутом докладе на X съезде РКП(б), сам факт создания «единственного государства, которое способно поставить и разрешить национальный вопрос, — Советского государства (выделено мной. — О.Ч.)».

В дальнейшем И.В. Сталин развивает эту мысль в Политическом отчёте ЦК ВКП(б) XVI съезду партии в июне 1930 года, подчёркивая, что «империалистическая война и победа революции в СССР расшатали устои империализма в колониальных и зависимых странах», вследствие чего «авторитет империализма в этих странах уже подорван, и он не в силах больше по-старому хозяйничать в этих странах (выделено мной. — О.Ч.)». «Это факт, — отмечает далее Сталин, — что европейская буржуазия находится теперь в состоянии войны со «своими» колониями в Индии, в Индокитае, в Индонезии, в Северной Африке (выделено мной. — О.Ч.)».

И эти слова — не метафора: ещё раз напомним, что отказываться без боя — в прямом смысле слова! — от своего господства над народами практически целых континентов империализм совершенно не собирался. Напротив, напуганные влиянием Октября 1917-го, колонизаторы в период между двумя мировыми войнами максимально усилили репрессии против любых попыток не то что освобождения — всего-то лишь уважения национальных и исторических традиций. Один из наиболее ярких примеров — ситуация в Индии, которую лондонские колонизаторы самодовольно называли «жемчужиной британской короны». Чего стоит один лишь массовый расстрел участников даже не забастовки, а народного фестиваля в городе Амритсар, штат Пенджаб в 1919 году! По масштабам, жестокости и количеству погибших индийцев эта варварская акция сопоставима разве что с расстрелом по приказу Николая Романова мирного шествия петербургских рабочих и их семей в Кровавое воскресенье 9 января 1905 года.

Поэтому необходимо подчеркнуть, что никакое мифическое «эволюционное развитие», о котором сегодня с экранов телевизоров безответственно вещают не только откровенные прозападные «либералы», но и кремлёвские пропагандисты, не принесло и не могло принести освобождения народам находившихся в колониальном рабстве стран, не будь вначале Великого Октября, показавшего всему миру пример успешной борьбы за освобождение народов бывшей Российской империи, и последовавшей Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Принципиально важно напомнить, как в преддверии уже приближавшейся Победы, выступая 6 ноября 1944 года с докладом в честь 27-й годовщины Великого Октября, И.В. Сталин особо подчёркивает, что гитлеровских агрессоров победила «утвердившаяся в нашей стране идеология равноправия всех рас и наций, идеология дружбы народов (выделено мной. — О.Ч.)». И эта идеология многократно увеличивала силы борцов за национальное освобождение в колониях.

Так, никогда бы «ненасильственное сопротивление» в той же Индии Махатмы Ганди и его сторонников — при всём к ним личном уважении — не сломило в 1946—1947 годах полицейско-репрессивный аппарат британских колонизаторов, если бы не высочайший авторитет победившего в войне Советского Союза и его вождя — И.В. Сталина. Именно под прямым влиянием Великой Победы начался повсеместный подъём борьбы за освобождение Индии, и колониальная администрация уже не имела ни моральной воли, ни политических сил для её подавления. К началу 1946 года в стране шли уже не робкие марши «просителей» во главе с Ганди, а грозные массовые антибританские выступления солдат и матросов-индийцев в армии и на флоте.

В 1947 году Индия обрела государственную независимость, и впоследствии её первый премьер-министр Джавахарлал Неру, а позже — его дочь и также премьер-министр Индира Ганди всегда были благодарны Советскому Союзу за морально-политическую, а позднее — и материально-техническую поддержку.

Точно так же никакая «мирная борьба» против британских и французских колонизаторов в странах Тропической Африки не увенчалась бы во второй половине 1950-х годов успехом, не будь той широчайшей морально-политической поддержки, которую Советское государство оказывало африканским народам.

И показательно, что это ещё раз было подчёркнуто на проходившем в Сочи 24 октября нынешнего года представительном форуме «Россия — Африка» — кстати, широко разрекламированном российскими официальными средствами массовой информации. Так вот, даже они не раз вынуждены были в своих сообщениях подчёркивать, как в выступлениях лидеров государств Чёрного континента прямо говорилось о решающей роли Советского Союза в освобождении африканских народов от колониальной зависимости. Сегодняшняя буржуазная Россия к этому никакого отношения не имеет, это — прямая заслуга И.В. Сталина и руководимых им партии и страны!

И последнее. Выступая недавно на своей ежегодной пресс-конференции, премьер-министр Д. Медведев в ответ на прямой вопрос о росте популярности советского периода нашей истории среди всех слоёв населения, включая молодёжь, попытался в очередной раз свести всё величие советской эпохи к проблеме пресловутого дефицита. Мол, вряд ли та же молодёжь захотела бы стоять в очереди за сапогами…

Кто спорит, что отсутствие дефицита лучше, чем его наличие, но вот у самого лидера «Единой России» действительно получились «сапоги всмятку», поскольку россияне — включая молодёжь — вовсе не склонны по-обывательски сводить значимость советского периода только к наличию или отсутствию сапог. Потому-то и растёт популярность советской эпохи, что граждане всех возрастов оценивают её не по количеству сапог или колбасы на прилавках, а по величайшим достижениям, которые эта эпоха принесла всему человечеству. И одним из них была и навеки останется огромная роль Советского Союза и его великого вождя И.В. Сталина в освобождении десятков стран планеты и сотен миллионов людей от позорного колониального ига.

Олег ЧЕРКОВЕЦ



Visits: 36

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *