Социалистический образ жизни. Культура

Автор: | 2019-05-23
Социалистический образ жизни. Культура

Социалистический образ жизни. Культура

Культура

Культура подлинная – социалистическая, культура капиталистическая – насилие и деградация

“Чем глубже кризис в капиталистическом мире, тем больше средства массовой информации, принадлежащие монополиям, пытаются скрыть замечательные успехи Советского Союза…. Они пытаются скрыть превосходство социализма над капитализмом.”

Уильям Каштан (деятель канадского и международного рабочего движения. С января 1965 генеральный секретарь КПК.)

 

Советская культура, сформировавшаяся в результате глубочайших социально-экономических преобразований в жизни народа, – один из главных итогов социалистического строительства, одно из впечатляющих свидетельств исторических преимуществ социализма перед капитализмом, и буржуазным образом жизни. В могучем расцвете советской многонациональной литературы и искусства, всех форм самодеятельного народного творчества, в стремительном росте богатства и разнообразия духовной жизни советского общества, неуклонном повышении культурных запросов людей, в широчайшем размахе работы по эстетическому воспитанию населения, ярко проявлялся созидательный потенциал социалистического строя, его гуманизм, его способность поставить на службу благородному делу всестороннего развития человека все то ценное и прогрессивное, что было завоевано мировой культурой.

Напротив, в постоянном обострении и умножении непримиримых внутренних противоречий буржуазной культуры, в кризисе ее духовных и моральных основ, упадке гуманистических и демократических традиций, в разгуле шовинизма и расизма, в технически изощренном манипулировании духовными потребностями людей с помощью гигантского аппарата “массовой культуры”, оболванивающей своих потребителей и глушащей их социальную активность, отчетливо выражается бесчеловечная, антинародная сущность государственно-монополистического капитализма, ставшего тормозом в развитии человечества.

В СССР подъем советской социалистической культуры, всё более полное приобщение масс к их достижениям и создание условий для применения и раскрытия каждым человеком своих дарований и талантов, КПСС рассматривало как одно из самых главных направлений, одну из важнейших движущих сил всестороннего прогресса советского общества.

Советское общество сумело достичь того, что оказалось не под силу развитым капиталистическим странам:

  1. на деле соединить культуру с людьми труда,
  2. открыть для каждого человека, независимо от его социального положения и национальности все источники знания, духовные и эстетические богатства.

В Советской стране культура действительно принадлежала народу, и тяга к культуре была велика: по данным ЮНЕСКО, советский народ – самый читающий в мире, занимал первое место по числу посещений учреждений культуры. Зарубежных гостей СССР поражали гигантский спрос на книги, театральный и музейный “бум”, всенародная забота о памятниках истории и культуры, о родной природе. Всё это знаменует мощный рост социалистической культуры “вширь” и “вглубь” , её вхождение в повседневный обиход трудящихся. В.И. Ленин в беседе с К. Цеткин говорил, что “наши рабочие и крестьяне заслуживают чего-то большего, чем зрелищ. Они получили право на настоящее великое искусство”. Именно такое искусство, созданное народной интеллигенцией, стало насущной духовной пищей советских людей.

Это искусство пользовалось широчайшим признанием во всём мире, высоко несло знамя идейности, народного гуманизма, утверждало идеалы мира и прогресса, дружбы между народами.

Разительным контрастом предстает духовная жизнь трудящихся в буржуазном обществе. По многочисленным социологическим данным, большинство населения в капиталистическом странах, по сути, обделено в культурном отношении, отчуждено от великих творений литературы и искусства, вынуждено довольствоваться “зрелищами” – эстетически низкопробной, нравственно ущербной, политически реакционной продукцией капиталистической индустрии сознания. Так, по оценкам официальных комиссий, 78% французов никогда не посещали театр, 62% населения Японии вообще не читали книг. Согласно исследователям американских социологов, около 120 мил. граждан США, т.е. половина населения, читают только “бульварную” литературу. Причина этой культурной неразвитости, атрофия духовных потребностей большой части людей, живущих в странах с богатым историческим и культурным наследием, сложны и неоднозначны. В основном они являются закономерным следствием внутренних антагонизмов, присущих развитию культуры при капитализме и усугубляющихся социальными последствиями научно-технической революции в условиях капитализма – стремлением империалистической буржуазии довершить экономическую эксплуатацию и политическое угнетение трудящихся идеологическим господством над ними, навязать им мысли, вкусы, потребности, угодные господствующему классу, но чуждые им самим; попытка преодолеть факт существования “двух культур” в буржуазном обществе максимальным сужением влияния и прямым подавлением – в духе “маккартизма” – элементов демократической культуры.

Огромную роль в сложившейся в буржуазном обществе системе фактического отчуждения людей от подлинных духовных ценностей, извращения их культурных интересов и их мировоззренческой дезориентации – что резко обедняет образ жизни – играет и характерная для этого общества противоположность между “элитарной культурой” и так называемой “массовой культурой”. В обоих случаях речь идет о культуре, которая по своему классному смыслу является буржуазной, а различие между ее формами состоит в тех функциях, которые они выполняют в духовном производстве современного капитализма.

Большим влиянием и распространением в капиталистических странах пользуется “массовая культура”, ставшая фактически одним из важнейших надстроечных институтов государственно-монополистической системы: по некоторым суммарным оценкам, на капиталистическом рынке культурных благ продукция “массовой культуры” составляет в среднем 90% коммерческого оборота. “Массовая культура” завладела кино, радио, телевидением, печатью, средствами аудиовизуальной записи, репродукцией, и т.д. Но эти количественные параметры отнюдь не изменяют её буржуазной, антидемократической природы и содержания, её реакционных идеологических функций.

Господство “массовой культуры” в различных сферах жизнедеятельности людей, ее классовая сущность, пагубное влияние на образ жизни в буржуазном обществе проявляются в социальном поведении и установках людей, их отношении к труду и формам проведения досуга, характере их потребления. Общественная пассивность широких слоев населения в капиталистических странах в немалой степени обусловленная воздействием средств массовой информации и пропаганды, насаждающих такую пассивность и бездумный конформизм. Буржуазные пропагандисты на словах выступают поборниками свободной, оперативной и ничем не ограниченной информации. На деле ж в программах телевидения, например, “развлекательные” передачи занимают от 70 до 85% времени вещания, а время на политические программы сокращается.

В условиях гос-монополистического капитализма буржуазия, вынужденная пойти на повышение общего образовательного уровня трудящихся и увеличение времени используемого для восстановления рабочей силы, создала огромную индустрию досуга и развлечений, призванную поставить под её полный контроль свободное время и потребности людей, подавить всякое недовольство и протест, навязать иллюзорное избавление от реальных тягот жизни. “Массовая культура”, призвана затушевать классовые противоречия, задурманить головы, извратить потребности. Ставка в ней делается на сильнодействующие, эффектные средства, отключающие разум и критическую оценку действительности. Факты говорят о том, например, что количество информации, получаемое “среднестатистическим индивидом” из книг сильно сократилось, а место книги заняли телевидение и реклама.

Поточное производство “снов наяву”, на широкую ногу поставленное в капиталистических странах, не только не компенсирует попавшим под его влияние социальные стрессы и общую нестабильность жизни, целиком зависящей от превратностей рыночной конъюнктуры, а лишь усугубляет зависимость человека от обстоятельств, примитивизируя и обедняя личность, апеллируя к темным сторонам человеческой психики, к грубым инстинктам. Страх, насилие и секс – главные пружины “массовой культуры”.

В то же время передовая часть рабочего класса, в особенности трудящаяся молодёжь, с её практическим опытом классовых конфликтов, повышенной чувствительностью к фальши буржуазной демократии, к социальной несправедливости, ставит под сомнение капиталистическую систему буржуазного образа жизни.

Социалистический строй, социалистический образ жизни предполагают молодёжи иные по своей сущности духовные ценности, формируют у неё иные потребности. Для молодежи в СССР было характерно стремление к повышению образовательного и культурного уровня. По оценкам специалистов, такая устойчивая ориентация имелась примерно у 60% молодых рабочих, из них 91,4 % постоянно интересовались общественно-политическими проблемами. Красноречивы и такие цифры: более 2/3 молодых людей регулярно посещали библиотеки; около 93% имели дома художественную и политическую литературу, при этом у трети из них личные библиотеки насчитывали более 100 томов. В среднем молодёжь прочитывала примерно 23-24 книги в год; 56%-59% свободного времени она использовала на посещение выставок, музеев, театров, просмотр кинофильмов.

КПСС и Советское государство, комсомол и другие общественные организации проявляли заботу о нравственно-эстетическом и физическом воспитании юношей и девушек, приобщении их к лучшим достижениям отечественной и мировой культуры.

БУДЁННОВСКИЙ РАЙКОМ КП ДНР г. ДОНЕЦК



Visits: 36

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *