Реклама в руках Владимира Маяковского.

Автор: | 19.07.2018

 

Владимир Маяковский

Владимир Маяковский

Ни для кого не секрет, что Владимир Маяковский считался трибуном русской революции. Одни его любили, другие терпеть не могли, но равнодушных к его творчеству, пожалуй, не было никого. До Маяковского никто так не писал: все новое —  раздражает. В. И. Ленин, например, считал Маяковского безусловно полезным, но предпочитал читать более традиционных поэтов.

Так или иначе, но революция, которая свершилась при жизни Маяковского, сделала его счастливым и востребованным. Маяковский с воодушевлением строил новый мир. Этот удивительный человек был поэтом, драматургом, художником, но что наиболее важным является для этой статьи, он был гениальным копирайтером. Он был первым копирайтером с именем и собственным неповторимым стилем. (Копирайтер — разработчик, составитель рекламных текстов, издатель новых идей в рекламе.)

По этому поводу Владимира Маяковского также называли и «светочем советской рекламы», кстати реклама, в которой довелось ему работать была не только социальной. Те, кто изучал хорошо историю Советского Союза, помнят, что был такой период, считавшийся переходным для советского государства, который назывался НЭП (новая экономическая политика). В это время, существовавший уже в дореволюционной России, частный мелкий собственник кормил народ и обеспечивал его всем необходимым. Собственнику нужно было успеть набить свой карман, пока организовывались и запускались крупные государственные предприятия.

Витрины пустовавших в то время магазинов стали заполняться важной для народа и государства информацией. Кроме сводок с фронтов, пламенных призывов и борьбой с пьянством, там стали появляться удивительные на том момент, но ничуть не чуждые общему рабочему настрою молодого государства, стихотворные рубленные строчки, рекламирующие тот или другой предмет обихода, пищи или одежды. Часто этот предмет нельзя было найти «Нигде, кроме как в Моссельпроме» Это пробовал себя в рекламе Владимир Маяковский, работающий в это время в «окнах РОСТА»(Окна РОСТА, точнее — «Окна сатиры РОСТА» — плакаты, создававшиеся в 1919—1921 годах советскими художниками и поэтами, работавшими в системе Российского телеграфного агентства (РОСТА)) .

Сам Маяковский писал: «Несмотря на поэтическое улюлюканье, считаю «Нигде, кроме как в Моссельпроме» поэзией самой высокой квалификации».

Для Маяковского работа над агитплакатами РОСТА становится не только его формой участия в революционной борьбе, но и лабораторией, в которой он, по собственному выражению, освобождал стих «от поэтической шелухи на темах, не допускающих многословия». Маяковский с присущей ему решительностью и бескомпромиссностью отвергает и старую живопись.

В окнах РОСТА Маяковским в содружестве с Родченко был создан новый рекламный стиль, который в дальнейшем был перенят другими художниками, конструктивизм.

Маяковский, как «светоч советской рекламы», относился к ней очень серьезно. Будучи поэтом, он отдавал рекламе все время, которое было в сутках, а писал рифмы и находил правильные слова в промежутках между плакатами. К рифмам он был предельно строг.

“Тысячи тонн словесной руды
Единого слова ради!”

Владимир Маяковский так пишет о рекламе и ее роли в борьбе:

«Реклама — это промышленная, торговая агитация! Ни одно, даже самое верное дело не двигается без рекламы. Это оружие, поражающее конкуренцию. При НЭПе надо пользоваться для популяризации государственных, пролетарских организаций, контор и продуктов всеми оружиями, пользуемыми врагами, в том числе и рекламой!»

В. Маяковский хорошо понимал экономическую необходимость рекламы, еще в 1923 г. он писал: «Обычно думают, что надо рекламировать только дрянь – хорошая вещь и так пойдет. Это самое неверное мнение. Реклама – это имя вещи. Как хороший художник создает себе имя, так создает себе имя и вещь. Реклама должна напоминать бесконечно о каждой, даже чудесной вещи». Итак, вначале мы видим, что реклама рассматривается Маяковским, как «оружие, пользуемое врагами», но дальше, похоже, это оружие становится любимым инструментом и то, что реклама должна «напоминать бесконечно» о каждой вещи, говорит о его принятии рекламы, как друга по оружию. Это справедливо, как для коммерческой, так и для социальной рекламы.

Уровень советской рекламы оценивается историками как довольно высокий. Например, в 1925 году на художественно-промышленной выставке в Париже цикл плакатов советских рекламистов был удостоен серебряной медали.

Сейчас я предлагаю вам развеять миф о том, что в СССР в рекламе не было необходимости. Для этого давайте обратимся, вначале, к определениям, которые даются рекламе. Вот одно из них:

Реклама – это неперсонифицированная передача информации, имеющая характер убеждения, о товарах, работах, услугах или идеях известных рекламодателей посредством различных носителей.

Что мы имеем? — Убеждаем кого-угодно в чем ни попадя.

По-моему, прекрасно подходит советскому государству. Советское государство достаточно богато, чтобы продвигать идею, которая нигде в мире еще не была реализована. Представьте: все самое лучшее сделано и делается для народа, а также поступает в продажу в самые народные ГУМы или СЕЛЬПРОМы.  Идея, что государство само с собой конкурировать не станет совершенно понятна. Зачем нам рекламировать мясокомбинат, выпускающий колбасу, если он единственный в городе, а за колбасой и так выстраивается очередь?  То же самое касается молочки и всяческих дефицитов. Но ведь нам и не нужно рекламировать колбасу, ее и так все любят. Мы будем рекламировать советский образ жизни и создастся, в конечном итоге, общество счастливых людей, живущих в самом справедливом, самом сильном, самом большом и самом лучшем на свете государстве, где все мы, как одна большая семья, а человек человеку друг, товарищ и брат. Ведь хорошая идея, согласитесь.

Интересный материал:  «Скоро с Запада наши придут»: с чем была связана террористическая активность «лесных братьев» в Литве?

И можно понять Маяковского, который вкалывал за эту идею до седьмого пота, его соратников художников и поэтов, тоже пашущих на рекламной ниве. Это неправда, что в СССР не было рекламы. Реклама самогО этого великого государства прекрасно делала свое дело.  Помню, когда я пошла в первый класс, то ужасно гордилась, что живу в Советском Союзе.  И ведь не одна я, а миллионы моих соотечественников тоже были под воздействием самой сильной рекламы в мире.


Владимир Маяковский посвятил рекламе советского государства не только плакаты в «окнах РОСТА», он посвятил ей свои стихи и поэмы. Каждое слово Маяковского, написанное о советской стране, является ее рекламой.  Так силен был его дар, так велика любовь к революции.

«И я,

как весну человечества,

рожденную

в трудах и в бою,

пою

мое отечество,

республику мою!»

 

Маяковский – гений, который использовал все средства, всю свою веру и вдохновение, чтобы передать эти сильные чувства миллионам обычных людей.  Мы, его соотечественники, даже если и не задумывались особо об авторстве, помнили с детства его строчки о том, «Что такое хорошо и, что такое плохо?»  Не могли оставить безразличными и строки:

«Я знаю –

город будет,

Я знаю –

саду цвесть,

Когда такие люди

В стране советской

Есть!»

 

Имея таких «маяковских», при помощи рекламы можно сделать очень многое.  Можно опять повернуть народ лицом к книге и отвернуть от водки и наркотиков, можно поднять науку до невиданных высот, можно научить нас смеяться и помогать друг другу, можно обеспечить старикам спокойную достойную старость, можно открыть дороги молодым и талантливым…

Но можно и наоборот. Мы – то, что из нас делает реклама.

Она нас направляет. Можно смеяться над драными джинсами, но завтра твой ребенок пойдет их покупать. Можно помочь соседу, который попал в больницу, а можно поехать в отпуск на Мальдивы. Реклама с пальмами и баксами уже оказывает воздействие на твое подсознание. Не вспомнив, как принял решение, ты с удивлением заметишь, вернувшись из отпуска, что сосед твой уже помер. «Ай-ай-ай! Такой молодой!»

Реклама ответственна за то, что, в перспективе, воплощается в жизнь.

Так давайте же позаботимся о том, чтобы наша реклама озвучивала и визуализировала только достойные идеи.

 

Девизом рекламщика должны стать слова поэта Маяковского:

 

«Светить всегда, светить везде,
до дней последних донца
светить — и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой —
и солнца!»

Татьяна Канделаки

Источник.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.