Рассказ работника космической отрасли. «Эффективные менеджеры» порешают все кадры

Автор: | 2020-03-21
Рассказ работника космической отрасли. «Эффективные менеджеры» порешают все кадры

Рассказ работника космической отрасли. «Эффективные менеджеры» порешают все кадры

Это статья не про «всё пропало». Это попытка рассказать о проблемах ракетно-космической отрасли, о том, как капитализм убивает наукоемкую промышленность. Это мой «взгляд изнутри».

Космонавтика в новой России

Российская космонавтика, пусть с большими потерями, но выдержала испытания 90-ми годами. Этому способствовали запас прочности, заложенный в СССР, и относительная дешевизна отечественной космической продукции.

РН "Союз-2.1а" на стартовом столе космодрома "Восточный"

РН “Союз-2.1а” на стартовом столе космодрома “Восточный”

Еле-еле, но выжил Центральный научно-исследовательский институт машиностроения (ЦНИИмаш), в отличие от большого количества центральных и системообразующих НИИ других отраслей. Да, во многом растеряв свою мощь и утратив значительную часть кадров среднего возраста (которых катастрофически не хватает). Да, сильно поредели и «поблекли» ключевые ОКБ (опытное конструкторское бюро) и КБ (конструкторское бюро). Ещё сохранились крупнейшие заводы по производству ракетно-космической техники, пусть и отбросив «ненужную» социальную нагрузку и остановив модернизацию. Ценой высоких потерь, но скелет отрасли выдержал.

В конце «нулевых» стали появляться отечественные гражданские заказы на новые разработки. Появились сколько-нибудь заметные зарплатные фонды. За ними — поддержка кадров, скудный, но все же, приток молодёжи. Несмотря на высокую текучку, связанную с отменой жилищных субсидий, общежитий, отсрочки от армии и ведомственного отдыха, часть молодёжи стала оставаться, «цементироваться» на предприятиях и в КБ. Появились узенькие «лестницы наверх», чему способствовал острый кадровый голод.

В регионах, где нет таких мощных финансовых потоков, как в Москве и Санкт-Петербурге, работа в «космической фирме» стала едва ли не более предпочтительна, чем работа в коммерции и прочих «бизнесах» с серой зарплатой. В том числе за счёт предоставляемых социальных гарантий и какой-никакой верой в завтрашний день. Не самое жёсткое отношение к режиму на объектах в отрасли позволяло людям работать в достаточно свободных условиях (относительно коммерческим фирм с жестким корпоративным регламентом). Некоторым удалось поездить не только по «бедным курортам», но и посетить Европу, ощутив тем самым прикосновение к «цивилизованному» миру.

«Подними голову!»

И вот в конце «нулевых» началось «вставание с колен». Мы вспомнили про наш суверенитет, который должен быть поддержан промышленностью, в том числе и космической. В отрасль потекли бюджетные потоки. Но в руководстве предприятий и организаций уже обосновались новые менеджеры со своим «рыночным» пониманием эффективности и такими же «рыночными» методами руководства. Куски «бюджетного пирога» зачастую, в полном соответствии с практикой 90-х, делились по личному знакомству или по величине «отката».

Одним из направлений развития (то есть бюджетного финансирования) было провозглашено повсеместное внедрение инноваций. Но эти инновации всей «вертикалью» руководства уже воспринимались не как «новшество, позволяющее повысить эффективность процессов и улучшения качества продукции», а исключительно как «новшество, позволяющее набить собственный карман».

Д. Рогозин ставит задачу по созданию беспилотного медицинского трамвая/ Фото: РИА Новости © 2019, Сергей Мамонтов

Д. Рогозин ставит задачу по созданию беспилотного медицинского трамвая/ Фото: РИА Новости © 2019, Сергей Мамонтов

Настоящая инновационная деятельность не может осуществляться без серьёзных фундаментальных и прикладных научных исследований, без опытных учёных и без постоянного пополнения научно-исследовательских организаций молодыми, жадными до знаний специалистами. К сожалению, объём финансирования научных исследований и подготовки кадров мало отличается от «ничего», а советского задела уже не хватает.

Современное образование

Нельзя не коснуться подготовки новых кадров для отрасли, да и промышленности в целом. Качество преподавания падает как в общеобразовательных школах, так и в колледжах, техникумах и вузах. Нехватка преподавателей, постоянные «модернизации» учебных программ, непомерная отчётность – всё это только отрицательно влияет как на уровень абитуриентов, так и на качество выпускников вузов. Практика набора абитуриентов по целевым направлениям также, мягко говоря, не самым положительным образом влияет на уровень молодых специалистов.

В РФ завершается переход к болонской системе образования. При необходимости в инженерах, готовятся бакалавры, которые инженерами по факту не являются. И когда новоиспечённый бакалавр обязуется отработать на предприятии, например, 3 года, его начинают доучивать при невысокой зарплате и должности техника. Параллельно такой «специалист» начинает учиться в магистратуре (что также отличается от инженерной подготовки). А по выпуску он дотягивает ещё год и увольняется с наличием галочки – «опыт работы 3 года». Забывая весь этот цирк как страшный сон. На мой взгляд, в этой схеме «прекрасно» все!

Приватизация, оптимизация и «эффективный менеджмент»

Одним из ключевых приобретённых «базовых навыков» руководства отрасли является передача предприятий эффективному собственнику. Этому предшествует акционирование. Итак, реализующийся план по ликвидации ФГУПов (федеральных государственных унитарных предприятий), в том числе в ракетно-космической промышленности, недавно подкрепился изменениями в федеральном законе.

В этой работе не щадят никого. Например, в середине 2019 года в акционерное общество преобразован даже ЦНИИмаш. Без труда можно понять, какой коммерческий успех должен ждать этот НИИ, основными задачами которого являются проведение теоретических и прикладных системных исследований, а также осуществление управления МКС (международная космическая станция), которую вот-вот свернут.

На территории ЦНИИмаш в 2019 году было два пожара (15 июня и 25 августа). Не хочется быть обвиненным в голословных заявлениях, но с учётом расположения предприятия рядом с национальным парком «Лосиный остров» на территории города Королёв, данная территория является лакомым куском для застройщиков (уж «девелоперами» их назвать никак не получается). Естественно, об интенсивном и эффективном использовании территории и мощностей некогда блистательного института, говорить давно нельзя.

В стенах ЦНИИмаш проводится такая же «блистательная» кадровая политика, согласно которой только в конце 2019 года было сокращено более 20 докторов технических наук. Да, это люди давно пожилые, но по-настоящему заслуженные, имеющие огромный опыт и знания. Некоторым из них предлагали ставку ночного сторожа, вахтера или уборщика, чтобы остаться в штате. А скажите пожалуйста, разве есть у нас другие кадры такой квалификации? Кто же будет заниматься подготовкой новых кадров, научным руководством работ и осуществлять экспертизу текущих проектов?

К слову, подобная политика по отношению к заслуженным кадрам сразу ударила и по аттестации аспирантуры при ЦНИИмаш, и по научно-техническому совету. Естественно, с точки зрения «эффективных» менеджеров эта деятельность неприбыльная, то есть – ненужная.

И не будем обольщаться, что подобное поведение руководства уникально только для ЦНИИмаш. Аналогичные процессы идут и на соседней ракетно-космической корпорации (РКК) «Энергия» имени С.П. Королёва. И если разборки среди топ-менеджмента ещё заслуживают какого-то внимания средств массовой информации, то до самих рабочих коллективов уважаемые информагентства даже не снисходят. Здесь, конечно, возникают вопросы к активности самих трудовых коллективов, которые почему-то ожидают внимания к своим проблемам со стороны буржуазной прессы.

Или вот другой пример «эффективного управления» — государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева. Игра в мнимую «консолидацию предприятий и оптимизацию площадей» угробила даже отлаженный РН (ракета-носитель) «Протон», разработанный под сборку «студентами и солдатами в военное время». Он перестал гарантированно осуществлять успешные пуски.

Катастрофа РН "Протон"

Катастрофа РН “Протон”

«Запрещать и не пущать»

Еще одним закрепившимся ярким навыком руководства отрасли является «наведение порядка». А это, как водится, сопровождается «закручиванием гаек». И вот по отрасли начали множиться всевозможные «службы безопасностей»: экономической, антикоррупционной, информационной, юридической, обеспечения режима и т.д. Естественно, последовало ужесточение режима на объектах в «лучших» традициях глубинной памяти «безопасников» советской системы.

Например, ставятся препоны по оформлению загранпаспортов для простых сотрудников. При этом молодежь прекрасно видит, что высшему руководству предприятий ничто и никто не мешает выезжать за рубеж, пусть и называя это «командировками». Так даже лучше – «банкет за счет предприятий».

Вслед за изъятием заграничных паспортов анонсировано поголовное запрещение личных смартфонов сотрудникам предприятий Роскосмоса. А это, в сегодняшних условиях, очень демотивирует и отпугивает молодых специалистов, которые уже не представляют свою жизнь без постоянного «общения с гаджетами».
Я понимаю, что это мелочи. Однако, чтобы активный и перспективный молодой специалист терпел неудобства в современной действительности, надо предложить что-то взамен. Ведь тот же смартфон сегодня является частью современной повседневной жизни («quality of life», если угодно). Да и широко шагающую «цифровизацию» никто не отменял. Вместо этого мы имеем еще один фактор снижения популярности у инженерных и рабочих специальностей в отрасли, которая и так не «пробивает потолок».

Молодёжь в поиске работы

Молодёжь в поиске работы

И вот здесь необходимо сказать про региональные различия, чтобы меня не сочли столичным мажором. Да, на региональных предприятиях Роскосмоса зачастую правила соблюдения режима давно соблюдаются гораздо строже столичных, но связано это с тем, что средняя зарплата по ракетно-космическому предприятию может до полутора раз превышать среднюю по этому региону, в отличие от наших двух столиц. Это и является некоторой компенсацией за неудобства соблюдения режима предприятия.

И каков же резон оперившемуся молодому специалисту или крепкому специалисту средних лет оставаться в отрасли, если в столице «за забором» в буквальном смысле более комфортные условия работы, зарплата выше и нет этой современной глупости с «нафталиновым душком». А прослойка таких специалистов, пусть и народилась за последние 10-15 лет, очень тонка.

Конечно, «столицы не жалко». Однако, именно в столицах находится наивысшая концентрация системообразующих для космической отрасли НИИ, предприятий и вузов, которые имеют наибольшее влияние в «коридорах власти» для «пробивания» важных и нужных проектов. Несложно догадаться к чему приведёт продолжение таких действий по освобождению отрасли от кадров.

«Открытый космос»

В качестве отдельного штриха предлагаю ко вниманию читателей намеченный в отрасли курс на увлечение «лучшими мировыми практиками» в части организации рабочих мест. Стараясь подражать «модным» зарубежным компаниям, насмотревшись фильмов в духе «Стажёра», инженеров начали размещать в огромных «оупен спейсах» (ирония, однако, – инженеры космонавтики в «open space»), чтобы все «красивенько и по-молодёжному». Естественно, такие рабочие места в подобных «загонах» не способствуют ни интеллектуальной деятельности, ни сохранению физического и психического здоровья. Зато хорошо поддаются контролю, подсчёту и учёту – безобразно, зато единообразно!

Рабочие места в стиле "open space"

Рабочие места в стиле “open space”

Примечание: поскольку многих из нас интересует диалектический подход к осмыслению событий, нельзя не отметить намечающийся позитивный момент от подобной концентрации инженерных кадров. Как и ранее, организация массовых рабочих цехов способствовала повышению эффективности агитации и пропаганды среди рабочих, так и сейчас аналогичное явление позволяет достичь успехов в агитации и пропаганде среди офисных работников, а в нашем случае, инженеров. Надо ловить момент.

Итог, надеюсь, не конец

Такое подробное описание отдельных деталей, я привёл лишь для демонстрации процессов, происходящих в отрасли. Каких «космических успехов» приходится ждать при таких вводных, можно фантазировать долго. Главное, что космическую отрасль, да и приборостроительную промышленность в целом, которые с таким трудом и в тяжёлых условиях создавались предыдущими поколениями, призванные обеспечивать государственный суверенитет и наличие промышленного задела, продолжают бездарно транжирить в чьих-то сугубо частных интересах.

Отрасль становится «отрезанным ломтем» для государственной экономической системы, в парадигме которой не интересно возиться с настолько сложной технологической промышленностью. Проще дальше тянуть трубопроводы по продаже природных ресурсов и выводить прибыли из-под налогообложения. Ну а то, что от ракетно-космической промышленности удалось сберечь (особенно в Москве), подвергнется дальнейшей инновации-приватизации. Как говорится, «спасибо, что живой».

А. Бездорожный

Источник.



Visits: 26

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *