Провал Импортозамещения

Автор: | 2019-05-25
Провал Импортозамещения

Провал Импортозамещения

Анализ данных Росстата говорит о том, что на базе 23,4 тысячи предприятий в 85 регионах страны доля приобретаемого отечественного оборудования сократилась за последние три года на 10%, в то время как закупки импортных машин возросли на 38%. То есть призывы президента к импортозамещению оказываются звонкой, но пустой фразой. Они российским капиталом, занятым в отечественной промышленности, фактически игнорируются.

ПО МНЕНИЮ экономиста И.С. Лолы, «в России огромная доля ВВП создаётся за счёт зарубежных машин. Менять нужно там, где требуется обеспечить национальную, экономическую и продовольственную безопасность. Пониманию этой простой истины мешает ещё и своего рода мода на всё импортное».

«Импортозамещение» оказалось блефом для предприятий тяжёлого машиностроения из-за сложности и других особенностей технического оснащения, которое крайне тяжело заменить российскими аналогами. Не лучше дело по «импортозамещению» в фармацевтической промышленности: здесь нет достаточного времени на разработку препаратов и их клинические испытания. Процедура ввода новых лекарственных препаратов на рынок оказывается весьма длительной.

Но ещё показательнее тот факт, что на более чем 70% предприятий вообще нет проектов по созданию импортозамещающей продукции. К тому же на 52% предприятий на процедуру импортозамещения изношенного оборудования отсутствуют средства.

Да и там, где отдаётся предпочтение импортной технике, это делается очень специфически. По данным экспертов Высшей школы экономики (ВШЭ), каждое пятое предприятие в последние два года вводило в производство импортные машины, оборудование и транспорт, которые… уже были в употреблении. А ввод в действие реконструированного оборудования в 2018 году происходил в 47% случаев. У 63% предприятий замена машин и оборудования происходила по причине их физической и моральной изношенности. В обрабатывающем сегменте доля старого оборудования со средним возрастом до 20 лет (!) составила 36%.

Более половины предприятий, на которых были смонтированы ещё в советское время технологические линии оборудования, не имеют средств на их обновление и вынуждены покупать лишь отдельные установки и станки, в том числе и из-за высоких процентов по кредитам.

Эксперты ВШЭ делают нелицеприятный вывод о том, что «импортозамещение» — это блеф и в экономике наступила стагнация. Она вызвана в основном тем, что подавляющее число приватизированных высокодоходных предприятий эксплуатировались бизнесменами до полного износа оборудования. Высокие прибыли вместо замены изношенной техники были использованы на удовлетворение своих личных потребностей: на приобретение океанских яхт, личных авиатранспортных средств, земельных участков за рубежом со строительством на них вилл и дворцов, покупку за рубежом недвижимости различного назначения и т.п.

Минэкономразвития РФ считает, что устойчивый экономический рост в нашей стране возможен только в том случае, если «конъюнктура энергосырьевых рынков останется достаточно комфортной для наших экспортёров». При этом цены на нефть должны сохраняться выше 40 долларов за баррель. Только при этих двух условиях, по мнению правительственных чиновников, страна сможет за счёт выручки от продажи нефти и других сырьевых ресурсов поддерживать приток валюты. Без этого обновить изношенное оборудование предприятий практически будет невозможно как в частном, так и в государственном секторе промышленности.

Георгий Шибанов

Капитан Очевидность

Много пафосных слов говориться представителями правящих кругов об «импортозамещении», о «воссоздании отечественного производства». Но вот вопрос — кто будет воплощать данные программы? Известно, что иностранный капитал де-юре и де-факто контролирует большую часть российской производственной базы и банковской системы. Захват нашей экономики зарубежной олигархией осуществляется либо путём вывода «приватизаторами» компаний за пределы российской юрисдикции, либо прямым переходом их под внешнее управление (как это имело место с «Русалом»). Вполне понятно, что подобная группировка ни за что не станет укреплять экономический потенциал России. Разве кому нибудь выгодно взращивать своими же руками мощного конкурента? Конечно нет. А мы всё удивляемся, почему на протяжении последних лет возрастает доля импортного оборудования и сокращается отечественное. Не говоря уже обо всём остальном. Поэтому пока экономика не освободиться от диктата иностранного капитала, пока средства производства не будут национализированы, пока не будет восстановлена система государственного планирования развития народного хозяйства, пока Россия не выйдет из ВТО, пока власть не перейдёт трудовому народу, — ни о какой индустриализации, ни о каком решении острых социально-демографических проблем, ни о каком укреплении национального суверенитета можно не мечтать.

Источник.



Просмотров: 4

Интересный материал:  Шойгу предупредил Польшу