Памяти Надежды Крупской

Автор: | 2019-02-26
Памяти Надежды Крупской

Памяти Надежды Крупской

«Н.К. Крупская известна была нам как выдающийся революционер, вдумчивый марксист и как педагог. Стоя рядом с Владимиром Ильичём, Надежда Константиновна в течение долгих и долгих лет несла на вид скромную, в самом же деле чрезвычайно существенную и во многом влиявшую на ход роста нашей партии роль, так сказать, главного секретаря, корреспондента и делопроизводителя во всей гигантской работе, которую вёл Ленин в процессе строительства нашей партии.

К тому времени, как она вошла в Наркомпрос РСФСР, Надежда Константиновна была всем известна по целому ряду педагогических сочинений, которые и легли потом вместе с немногими заветами К. Маркса в основу принципов нашей школьной революции.

Мы с надеждой обращали взоры на Надежду Константиновну, потому что она действительно имела что сказать в этой области, в то время как другим приходилось ещё гадать, искать путей, учиться у жизни.

Если даже брать только теоретическую работу Надежды Константиновны, только бесчисленные её статьи, доклады и речи, то мы найдём там необыкновенно многообразный арсенал коммунистического народного просвещения как школьного, так и внешкольного.

Особенностью работы Надежды Константиновны является живая связь, которая давно уже установилась между нею, учительством, избачами и библиотекарями, а через их головы и непосредственно с населением. Никто в Наркомпросе не имеет такой живой связи с массами, ни к кому так охотно не обращаются для личного свидания или с письмами.

Эта прочная связь с населением, замечательная чуткость к новым явлениям жизни, большая изобретательность, приводящая к тому, что Надежда Константиновна чаще других ставит перед Наркомпросом новые задачи или освещает их с новой стороны, — всё это делает Надежду Константиновну незаменимой величиной в Наркомпросе».

ЭТИ СЛОВА сказаны первым наркомом просвещения Советской России А.В. Луначарским. Анатолий Васильевич был не только выдающимся партийным и государственным деятелем, но и настоящим интеллектуалом с широчайшей эрудицией. Его оценки дорогого стоят: он ими не разбрасывался. Впрочем, к оценкам Луначарского присоединяются практически все, кто знал Н.К. Крупскую по работе или революционной борьбе.

В этом году 150-летний юбилей одной из выдающихся создательниц Советского государства пробудил многие организации сферы культуры. Одними из первых в память о ней организовали музейные экспозиции, дискуссии, встречи с историками и педагогами московские библиотеки, в том числе №267 им. Н.К. Крупской и Библиотека-читальня им. И.С. Тургенева.

Мало кто знает, что ещё гимназисткой Надежда, прочтя обращение Льва Толстого к молодёжи помочь с редактированием книг для детей, сразу ответила классику согласием и, в совершенстве зная французский язык, успешно исправила ошибки перевода романа А. Дюма «Граф Монте-Кристо». Но скоро содействие великому писателю отошло в разряд мелких дел, ведь народ нуждался в коренных изменениях самодержавного режима.

Пережитая в юности смерть отца, а затем трудности самостоятельной жизни не погасили её быстрое интеллектуальное развитие. Крупская точно уловила требования времени, выбрав после Бестужевских высших женских курсов студенческий марксистский кружок, в котором изучала «Капитал» К. Маркса. Но не остановилась на одном источнике, поэтому выучила немецкий язык, чтобы читать в оригинале труд Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», а затем его же книгу «Анти-Дюринг».

Зная, сколько неграмотных среди фабричных рабочих, Надежда стала преподавать в воскресной вечерней школе за Невской заставой, где вела уроки географии, рассказывая о борьбе трудящихся разных стран за свои права. Одновременно посещала кружок питерских марксистов, в котором состоялось их знакомство с Владимиром Ульяновым. Знакомство переросло в сильное, настоящее чувство, которое они пронесли через всю жизнь. Вскоре последовали арест и ссылка. Уже в ссылке, в Шушенском, куда Надежда приехала по приглашению Владимира Ильича из своей уфимской ссылки, они оформили свой брак.

В ссылке Ленин завершил книгу «Развитие капитализма в России», затем перевёл вместе с Крупской огромный труд Сиднея и Беатрисы Вебб «Теория и практика английского тред-юнионизма», а Надежда Константиновна написала свою первую брошюру «Женщина-работница».

В 1900 году закончилась ссылка Ленина, и он уехал за границу, чтобы начать издавать газету «Искра», а также готовить II съезд РСДРП. Крупская, отбыв свой срок в Уфе, приехала к нему и активно включилась в эту работу. Затем последовали III съезд в Лондоне и IV съезд в Стокгольме.

После поражения революции 1905 года, в обстановке свирепствующей реакции Ленин и Крупская были вынуждены вновь эмигрировать. За границей они активно участвовали в издании новых газет «Вперёд», «Правда», «Пролетарий» и журнала «Мысль», вели неустанную творческую работу.

Н.К. Крупская опубликовала свою первую педагогическую статью в «Школьной газете» со смелым названием «Школьные колонии, праздничные поездки и детские площадки», призывая создать гуманные условия для учащихся в России. Затем последовала серия статей: «К вопросу о свободной школе» (1909 г.), «Следует ли обучать мальчиков «бабьему делу»?», «Позитивный метод в преподавании» (1910 г.), «К вопросу о школьных судах», «Совместное обучение», «Социальное будущее», «Советы матерям», «Два типа организации школьного дела», «О школьном самоуправлении» (1911 г.).

Возможно, именно беседы с женой о педагогике подсказали Ленину идею создать школу для русских рабочих во французской деревне Лонжюмо, где лекции о политике читал он сам, а по филологии и журналистике — Крупская. Преподавали и другие видные партийцы: Зиновьев, Семашко, Арманд, Рязанов, Луначарский. Тогда же, в эмиграции, Крупская написала монографию «Народное образование и демократия», в которой осветила развитие педагогики от идей Жан-Жака Руссо и Песталоцци до текущего периода. Но издать её удалось лишь в 1917 году.

После победы Октябрьской революции Надежда Константиновна вошла в комиссию по народному просвещению — Наркомпрос, которую возглавлял Анатолий Васильевич Луначарский. Крупская развернула работу по созданию советской системы просвещения, несмотря на бушевавшую Гражданскую войну и разруху. На Х партийном съезде в 1921 году она изложила в докладе о политпросветработе свою главную позицию: «Пролетариату не к чему лицемерить, он может открыто говорить, что его органы просвещения должны стать органами коммунистическими».

На XIII съезде в своём докладе Крупская сделала акцент на том, что продвижение по пути строительства социализма возможно лишь на базе культурного подъёма деревни. Она была избрана в ЦКК, и работы у неё прибавилось: её выступления на пятнадцати съездах партии содержали смелые заявления о недостатках и ошибках, чёткие новые идеи и задачи.

Выдающаяся роль Крупской в создании советской педагогики признана во всём мире. Недаром в разных странах изданы сотни её статей и книг по вопросам образования. Не меньший вклад она внесла в обновление теории и практики библиотек. Притом объективно оценивала значащие инновации других стран, особенно в библиотековедении. Недаром они с Лениным во всех городах работали в библиотеках, что часто мелькает в их письмах.

Даже в годы Гражданской войны Крупская писала о плане покрыть всю страну сетью библиотек и передвижек, а в 1926 году провела конференцию о краеведческой работе, где выдвинула идею укреплять связи по изучению края с вузами и музеями. Она же была инициатором Всесоюзного конкурса на лучшую избу-читальню, объявленного в 1924 году через газету «Правда».

В книге «В поход за библиотеку» 1929 года Н.К. Крупская предложила применить опыт Швейцарии по централизации библиотек, и вскоре был написан план создания сетевого обслуживания читателей. Проект поддержали и уточнили крупнейшие библиотековеды А.А. Покровский и О.И. Чачина. Централизация состоялась, как только в СССР была создана крупнейшая в мире библиотечная сеть в количестве более 350 тысяч библиотек, а главное — коммуникации между ними.

Жители многих городов и селений страны обращались к Надежде Константиновне с самыми разнообразными просьбами и предложениями, которые она всегда выполняла. Особое внимание она уделяла рациональной и безотказной работе с читателями, в первую очередь с детьми и молодёжью. По её инициативе именно в нашей стране были организованы «библиотечные походы». Она выступала в печати, на собраниях, привлекая внимание к библиотечному делу. В регионах открывали новые избы-читальни, люди собирали книги и деньги, пополняя библиотечные фонды, создавали отряды книгонош.

Кампания активно разворачивалась и достигла наивысшего размаха к середине 1930 года. Благодаря «походам» улучшилась организация обслуживания читателей, росли передвижные библиотеки, окрепла пропаганда литературы. Вот откуда родилась наша читающая страна.

В честь 85-летия библиотечного похода Государственная публичная историческая библиотека России в 2015 году организовала выставку под названием «Библиотечный штурм». В текущем году будет уже 90-летие, и я считаю, что следует продолжить проект Крупской в эру конкуренции чтения и свалки информационного мусора в интернете. Конечно, это будут другие методы. Недаром сотрудники Исторички употребили слово «штурм».

Надежда Константиновна до конца жизни работала заместителем наркома просвещения, руководя с 1934 года библиотечным управлением, где добилась всесоюзного размаха отрасли. ЦК партии принял целый ряд постановлений о деревенских библиотеках и изданий популярной литературы для них (1925 г.), об улучшении библиотечной работы (1929 г.), Постановление ЦИК СССР от 27.03.1934 «О библиотечном деле в Союзе ССР». По инициативе Н.К. Крупской была проведена всесоюзная перепись библиотек в 1934 году, проходили библиотечные и библиографические съезды, на которых она выступала с докладами.

Важный вклад в стремительное развитие культуры в советском обществе внесла Надежда Константиновна, предложив создать в Ленинграде на базе Института внешкольного образования с обучением от 6 месяцев до полутора лет вуз, готовивший в течение четырёх лет работников культуры всех направлений. А в 1930 году организован был Московский библиотечный институт (ныне Московский государственный институт культуры с кафедрами разных направлений). Это решило вопрос о квалифицированных кадрах.

Надежда Константиновна в одном из выступлений перед своими избирателями сказала: «На мою долю выпало великое счастье видеть, как наша страна из страны тёмной, …из страны, затоптанной царизмом, помещиками и капиталистами, превратилась в страну социализма… Жизнь наша стала счастливой, светлой. Об этом мы можем с полным правом говорить, но надо идти всё вперёд и вперёд…»

Свойственную ей самоотверженную преданность работе на благо народа понял даже журналист американской газеты «Питтсбург Пресс» Ричард Халибертон, беседовавший с Н.К. Крупской в 1934 году, изложив это в краткой, но выразительной формулировке: «Москва. СССР. За столом в маленьком, но очень удобном кабинете сидит первая леди России. Это гражданка Крупская, вдова Ленина. Её имя — одно из тех имён, которые знает каждый русский. Нет женщины, которая столько бы сделала, сколько она».

Безусловно, в нашей стране Надежда Константиновна всегда будет примером беззаветного, истинного служения развитию народного просвещения, образования и великолепной культуры нашей страны.

Памятник Н.К. Крупской был торжественно открыт 1 июня 1976 года, в Международный день защиты детей, на площади Сретенские ворота в Москве. Это место для установки было выбрано не случайно — неподалёку, на Чистопрудном бульваре, стоит дом, в котором с 1921 по 1925 год размещался Народный комиссариат просвещения, где на посту заместителя наркома Крупская вела работу по созданию советской системы народного образования.

Надписи на пилонах

«1869 26 февраля

Марксизм дал мне величайшее счастье, какого только может желать человек: знание, куда надо идти, спокойную уверенность в конечном исходе дела, с которым связала свою жизнь.

Мне выпало на долю большое счастье видеть, как росла сила и мощь рабочего класса, как росла его партия, пришлось быть свидетельницей величайшей в мире революции, видеть уже ростки нового, социалистического строя, видеть, как жизнь начинает перестраиваться в своих основах».

«1939 27 февраля

Держите крепче связь с массами, проводите в жизнь заветы Ленина.

Цель нашей школы — воспитывать полезного члена общества, жизнерадостного, здорового, работоспособного, проникнутого общественными инстинктами, обладающего организационными навыками, сознающего своё место в природе и обществе, умеющего разбираться в текущих событиях — стойкого борца за идеалы рабочего класса, умелого строителя коммунистического общества».

Юрий Гриханов

(По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»)

Источник.



Visits: 30

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *