О творческой свободе. Маленькое предновогоднее наблюдение

Автор: | 2021-12-30
О творческой свободе. Маленькое предновогоднее наблюдение

О творческой свободе. Маленькое предновогоднее наблюдение

О творческой свободе. Маленькое предновогоднее наблюдение

Пришла долгожданная пора новогодних праздников. Многие проведут их, невзирая на коронавирус, на отечественных и зарубежных курортах. Иные – за городом. Для представителей некоторых профессий даже эти праздничные дни – рабочие будни. Но подавляющее большинство жителей нашей страны, всё же, традиционно встретит Новый год в семейном, домашнем кругу. А, как известно всякому, смотревшему Простоквашино, главное украшение стола в наше время – телевизор. И наблюдения за его программой во время главного праздника зимы наводит на некоторые мысли.

Когда заходит речь о сфере культуры в СССР, то либеральная и околобогемная общественность регулярно заводит гнусавую грустную песню о притеснениях, несвободе, зажатости, со страшным придыханием произносит слово “цензура” и, если возраст позволяет, жалуется на прошлое. И сюжеты страшная советская власть диктовала, и сцены вырезала, и клала на полку самые авангардные произведения – настоящий кошмар! Но вот грянула Перестройка, затем Союза не стало – стала “свобода” с банкой колы и бубльгумом наперевес. И, казалось бы, должны были повалить на страну и мир как из рога изобилия шедевры, или, как минимум, просто значимые, напоенные величием свободного творческого духа песни, фильмы, картины, здания. И вот…

И вот уже десять лет, сколько я смотрю в новогоднюю ночь или в предновогодние дни телевизор, там идут “Ирония судьбы”, “Джентльмены удачи”, “Бриллиантовая рука”, “Чародеи” и “Обыкновенное чудо”. И не только – и другие фильмы – комедии, киносказки, мультфильмы – все как один советские! Впрочем, нет, вру – каждый год в их стройные ряды втискивается один или два новых фильма, вроде номерных Елок, или какого-нибудь ремейка-переделки всё той же советской классики. Смотрятся они там как вареная курица среди лебедей. На следующий год их стынет и след, будто никогда не бывало. Да и в самом деле – деньги Минкульта освоены, те немногие, что отважились посмотреть новое творение в кино, посмотрели – зачем же дальше смешить и мучить людей?

Впрочем, давайте говорить предметно. Возьмём актуальную телепрограмму на 31 число. Два главных канала страны – Первый и Россия-1. На одном уже в 6:45 начинается «Полосатый рейс», затем идёт «Варвара-краса, длинная коса», а после перерыва на новости показ продолжают «Карнавальная ночь» и «Москва слезам не верит». Сэкономим время – последним марафон советской киноклассики завершает «Иван Васильевич меняет профессию» в 20:45 по Москве. Единственное исключение из перечня – современный российский фильм, также базирующийся на основе, снятой в СССР, развивающий её – это если говорить обтекаемо и мягко, а на деле просто на ней паразитирующий: «Ирония судьбы. Продолжение». На России-1 вообще никто не выбивается из традиционного ряда «Девчат», «Любви и голубей» и «Операции Ы». Ни единой картины, созданной в годы существования РФ.

Венчает трансляцию «Голубой огонёк», где вовсю осваивают новую, поистине революционную технику – ремейки уже не фильмов, а песен и чуть ли не жестов. «Оригинально обыгрывают» примерно в равной пропорции творения величин мировой и советской эстрады. Вот только песни Магомаева или Хиля в исполнении Киркорова или Баскова звучат не то чтобы фальшиво – издевательски. И так из года в год. А где же плоды великой свободы? Где та волна творчества, которую сдерживали серые стены советского официоза и душили кумачем? А нет её! Нет, и не предвидится!

Это ведь даже достижение своеобразное: за долгих 30 лет умудриться не создать практически ничего по-настоящему стоящего! И уж точно проявление во всех смыслах слова очевидной тенденции.

В своё время мы отставали в некоторых сферах от Голливуда – и хотели “догнать и перегнать”. А сейчас порой есть графика, спецэффекты. Бюджеты, конечно, не могут сравниться с теми деньгами, которыми ворочают тузы «фабрики грёз», но не в этом же суть! Нет души и мысли. Гнет (если он и был) сняли – и полезло такое…! Хотя и того уже нет. Нарочитые провокации, пощёчины общественному вкусу, крикливый эпатаж – то было в 90-е. А сейчас осталась только сытая бледная немочь. И вездесущий формат, стандарт – потому как капиталистическому производству всегда удобнее работать со стандартизованным продуктом, разве что разные этикетки изредка наклеивать.

Касается это, конечно, не только нас – кризис идей, сюжетов, подлинного творчества затронул и капиталистический Запад. Повсеместные ремейки, самоповторы, эксплуатация ностальгии, вторичность и банальность, которых год от года становится всё больше. «Терминатор», «Матрица», «Звёздные войны» как один обрастают, словно долго путешествующие морские корабли ракушками и водорослями, бездарными сиквелами и спин-оффами. К слову о мире Далёкой-далёкой галактики с джедаями и ситхами — несколько лет назад её автор, знаменитый режиссер Джордж Лукас в интервью признался, что в СССР у режиссеров было гораздо больше свободы, чем сейчас у него самого.  Уже довольно давно режиссер сетует на то, что в современном мире приходится снимать строго определенные фильмы, рассчитанные на конкретную аудиторию и кассовые сборы. А, проще говоря, на капиталистическую прибыль. И не заметить этого уже невозможно. Невидимая рука рынка сильнее и безжалостнее любого цензора. Советское искусство создавалось не ради прибыли, а ради идей и людей – и потому в лучших своих проявлениях бессмертно.

Творить – значит рисковать. Создавать действительно новое, интересное, яркое – это возможность не только выиграть, но и проиграть. История знает массу примеров, когда люди и вещи, признанные потомками гениальными, резко, уничтожающе критиковались современниками. Подлинное творчество актуально, могущественно – оно может стать примером и знаменем, может едкой сатирой, может просто красотой, на фоне которой явными становятся пороки реального мира. А вот серость – серость критикуют редко – незачем. Она не бросается в глаза, не оставляет отпечатка в сердце – к ней просто привыкаешь со временем. А привыкать нельзя! Иначе провалишься, как в трясину, “посереешь” сам, ведь бытие определяет сознание. Капитализм – это нищета миллионов не только в кошельке, но и в мыслях. Социализм – подлинная свобода созидания, труда и творчества!

Интересный материал:  Почти половина россиян не уверена в завтрашнем дне

Мизеров Иван

Источник.



Просмотров: 632

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.