МАРКСИЗМ – РЕВОЛЮЦИОННАЯ ТЕОРИЯ

Автор: | 2019-02-28
МАРКСИЗМ – РЕВОЛЮЦИОННАЯ ТЕОРИЯ

МАРКСИЗМ – РЕВОЛЮЦИОННАЯ ТЕОРИЯ

Маркс, Энгельс, Ленин… Эти три имени символизируют глубочайший перелом и переворот в жизни современного человечества. Маркс и Энгельс были основоположниками марксистского учения, которое возникло на всём лучшем, что создало человечество в XIX веке в лице немецкой философии, английской политической экономии и французского социализма. Ленин был их великим последователем и продолжателем. Под его руководством, вдохновляясь его идеями, рабочие и крестьяне России осуществили первую победоносную социалистическую революцию. И этим на практике было доказано верность выводов марксистского учения, и показано, что марксизм – революционная теория.

5 мая 2018 года всё прогрессивное человечество отмечало 200-летие со дня рождения гениального мыслителя XIX века, основоположника теории научного коммунизма, – К. Маркса. А за полгода до этого, 7 ноября 2017 года, люди труда всей планеты отметили 100-летие Великой Октябрьской социалистической революции, – день, когда на практике была подтверждена правильность выводов теории классовой борьбы в капиталистическом обществе, разработанной К. Марксом.

В своих важнейших произведениях, статьях и документах основоположники научного коммунизма К. Маркс и Ф. Энгельс обосновывают роль рабочего класса и его политической партии в историческом развитии общества, необходимость создания такой партии, формулируют её программные задачи, идейные и организационные основы, определяют формы и методы работы. В ряде произведений показана их борьба против анархизма, реформизма, против попыток подчинить развивающееся рабочее движение буржуазному влиянию, отвлечь пролетариат от решения его классовых задач.

Одной из гениальных работ К. Маркса и Ф. Энгельса является «Манифест Коммунистической партии», которая, по выражению В.И. Ленина «стоит целых томов: духом её живёт и движется до сих пор весь организованный и борющийся пролетариат цивилизованного мира» [В.И. Ленин, т.2, с.10]. Эта работа относится к открытиям, которые существенно повлияли не только на ход исторического развития цивилизации, но и в корне изменили само мировоззрение человечества. Над такими открытиями время практически не властно, оно может их уточнить, но не в состоянии отвергнуть их глубинную истинность. Так, например, теорию марксизма на основе новых данных уточнил В.И. Ленин, в результате чего наука об общественном развитии человечества заслуженно получила название теории марксизма-ленинизма. Но глубинная истинность марксизма о неизбежности гибели современной буржуазной собственности насильственным путём проходит красной линией через всё учение марксизма-ленинизма.

В «Манифесте Коммунистической партии» содержится цельное и стройное изложение основ великого учения К. Маркса и Ф. Энгельса, обосновывается главная программная цель, за которую борется рабочий класс и его партия. Эта цель, учили К. Маркс и Ф. Энгельс, состоит в свержении капитализма и построении коммунизма, первой фазой которого является социализм. И для этого необходимо коммунистам решать следующие задачи в такой последовательности: «формирование пролетариата в класс, ниспровержение господства буржуазии, завоевание пролетариатом политической власти».

Вот такая должна быть последовательность завоевания власти пролетариатом в классовой борьбе: вначале надо сформировать пролетариат в борющийся класс, другими словами, превратить пролетариат из «класса в себе» в «класс для себя», что достигается внесением социалистического революционного сознания в среду рабочих масс; затем революционную силу организованного пролетариата направить на ниспровержение господства буржуазии; и только после свержения власти капитала пролетариат должен установить свою политическую власть. А тех, кто старается изменить эту последовательность, кто настойчиво ставит задачу вначале победить через выборы, получив 50 процентов плюс один голос, Ленин предупреждает: «Только негодяи или дурачки могут думать, что пролетариат сначала должен завоевать большинство при голосованиях, производимых под гнётом буржуазии, под гнётом наёмного рабства, а потом должен завоёвывать власть. Это верх тупоумия или лицемерия, это – замена классовой борьбы и революции голосованиями при старом строе, при старой власти» [В.И. Ленин, т. 39, с.219]. По-ленински жёстко, но справедливо!

В соответствии с «Манифестом Коммунистической партии», пролетариат, как могильщик буржуазии и основной и главный субъект социалистической революции, устанавливает свое господство посредством насильственного ниспровержения буржуазии. То, что революционный процесс приобретает насильственную форму, объясняется тем, что восходящему классу (пролетариату) приходится устанавливать свою власть вопреки сопротивлению господствующего класса (буржуазии), в распоряжении которого находятся «средства для подавления и эксплуатации угнетённого класса»: армия, полиция и т.д.

Революция, по Марксу, это переход к новому, более прогрессивному способу производства; это резкая смена социального строя, как правило, насильственным способом с участием больших масс людей.

В.И. Ленин сформулировал и выделил три главных объективных и субъективных признаков, описывающих кризисную ситуацию в обществе, складывающуюся накануне революции: 1) «верхи» не могут управлять по-старому, что показывает неспособность господствующего класса сохранять в неизменном виде своё господство; 2) «низы» не хотят жить по-старому, что показывает резкое обострение, выше обычного, нужды и бедствий угнетённых классов; 3) значительное повышение активности масс к самостоятельному историческому выступлению [В.И. Ленин, т.26, с.218; В.И. Ленин, т.41, с.69-70.]

Однако не из всякой революционной ситуации возникает революция, а лишь из такой ситуации, когда революционный класс способен проявлять массовые действия, достаточно сильные, чтобы сломить (или надломить) старое правительство, которое никогда, даже и в эпоху кризисов, не «упадёт» само, если его не «уронят». А возглавить действия революционных масс и довести революцию до победного конца, согласно учению В.И. Ленина, может только рабочая партия, вооруженная революционной теорией. Именно созданием такой партии и занимались большевики во главе с В.И. Лениным, которая затем и возглавила революционное движение масс в России, и превратила революционную ситуацию в социалистическую революцию.

Каждая революция разрушает старое общество, низвергает старую власть. И залогом способности к действию рабочего класса выступают: 1) сформированное классовое сознание; 2) наличие хорошо организованной революционной партии, руководящей и просвещающей рабочих извне; 3) наличие Программы действий у революционной партии, её стратегия и тактика установлениядиктатуры пролетариата. Именно поэтому основная роль Компартии заключается в привнесении такого сознания в рабочую среду «извне», из среды буржуазной интеллигенции, обладающей необходимыми научными знаниями. «Без революционной теории не может быть и революционного движения… Роль передового бойца может выполнить только партия, руководимая передовой теорией».

Одно из самых распространённых заблуждений встречаешь, когда революция отождествляется со смутой, вооруженным восстанием, государственным переворотом и гражданской войной как таковой. И поэтому критики насилия против революций. Однако это не верно. Социалистическая революция есть качественный скачек в развитии общества, при котором осуществляется переход от капиталистической общественно-экономической формации к коммунистической форме организации общества. Таким образом, социалистической революцией не может быть назван любой и всякий государственный переворот, при котором одна правящая буржуазная элита смещает другую. Социалистическая, пролетарская революция означает политический переворот с низложением реакционного буржуазного класса и установлением диктатуры исторически более прогрессивного рабочего класса, сопровождаемый соответствующими изменениями во всей системе общественных отношений, как в экономическом базисе, так и в идеологической надстройке. Коммунисты, не имеющие никаких интересов отличных от интересов всего рабочего класса в целом, конечно предпочли бы, чтобы революция приняла как можно более мирные, невооруженные формы, чтобы представители буржуазии отступили со своих классовых позиций и капитулировали перед натиском рабочего движения, но отказываться от насильственного «революционного захвата власти было бы со стороны пролетариата, – как писал В.И. Ленин, – и с теоретической и с практически-политической точки зрения, безрассудством и означало бы лишь позорную уступку перед буржуазией и всеми имущими классами. Очень вероятно – даже наиболее вероятно – что буржуазия не сделает мирной уступки пролетариату, а прибегнет в решительный момент к защите своих привилегий насилием. Тогда рабочему классу не останется другого пути для осуществления своей цели, кроме революции. Так писал В.И. Ленин в работе «Попятное направление в русской социал-демократии».

Тоже самое говорил и Фридрих Энгельс в работе «Принципы Коммунизма», когда его спросили: «Возможно ли уничтожение частной собственности мирным путём?». Ответ был следующим: «Можно было бы пожелать, чтобы это было так, и коммунисты, конечно, были бы последними, кто стал бы против этого возражать. Коммунисты очень хорошо знают, что всякие заговоры не только бесполезны, но даже вредны. Они очень хорошо знают, что революции нельзя делать предумышленно и по произволу и что революции всегда и везде являлись необходимым следствием обстоятельств, которые совершенно не зависели от воли и руководства отдельных партий и целых классов. Но, вместе с тем, они видят, что развитие пролетариата… подавляется и что тем самым противники коммунистов изо всех сил работают на революцию. Если все это, в конце концов, толкнёт угнетённый пролетариат на революцию, то мы, коммунисты, будем тогда защищать дело пролетариата действием не хуже, чем сейчас словом».

К. Маркс в своих работах отметил, что «революции – локомотивы истории». И поэтому будет небезынтересно знать, а как относятся коммунистические и рабочие партии к революционному учению К. Маркса сегодня, в XXI веке? Готовы ли они пустить в движение локомотивы истории и управлять ими?

В связи со 100-летием ВОСР в Санкт-Петербурге (Ленинграде) 2-3 ноября 2017 года проходила XIX Международная встреча коммунистических и рабочих партий под девизом «100-летие Великой Октябрьской социалистической революции: идеалы коммунистического движения, усиление борьбы против империалистических войн, за мир, социализм».

Выступления представителей разных коммунистических и рабочих партий с позиций учения К. Маркса о классовой борьбе показали, что среди них нет единства в определении главных задач в борьбе против буржуазии на современном этапе развития капитализма, по-другому, Международное коммунистическое движение сегодня разрознено. . Однако в некоторых докладах звучало, что при капитализме недостаточно бороться за реформы через парламент, откладывая на неопределённое время задачи социалистической революции. Не верят, что достаточно коммунистам получить сильные позиции в парламенте, 50 процентов плюс один голос – и можно изменить мир. Также не считают продуктивным решением и объединение с различными неправительственными, общественными, гражданскими организациями: зелёными, голубыми, розовыми, с теми или иными интеллектуалами-околосоциалистами. Если коммунисты хотят победить, то они должны расстаться с подобными иллюзиями. И должны победить в своих рядах мелкобуржуазные, оппортунистические настроения, опираясь на учение основоположников научного коммунизма.

Свою политику Коммунистические партии должны определять, учитывая не интересы мелкой буржуазии и интеллигенции из так называемого среднего класса, а интересы рабочих, интересы трудящихся. Если этого ничего не сделать, то Компартии не будут отличаться от меньшевиков, эсеров и разных прочих псевдо-революционеров эпохи Ленина, с которыми он беспощадно боролся.

И надо твёрдо отстаивать положение основателей учения марксизма-ленинизма: отмена буржуазного государства и установления пролетарского невозможны без насильственной революции. Однако надо понимать, что не могут и не будут впредь все революции, связанные с вооружённой борьбой народа, заканчиваться успешно. Но другого способа свержения власти буржуазии, как показала деятельность Владимира Ильича Ленина, Иосипа Броз Тито, Мао Дзэдуна, Ким Ир Сена, Хо Ши Мина, Фидель Кастро, нет. Всем им пришлось с оружием в руках свергать капитализм. Настоящий коммунист никогда не должен отказываться от идеи о революционном преобразовании мира. Каждый, кто принимает коммунистическую идею, должен быть в рядах борющейся Компартии и продвигать революционные идеи социализма в массы трудящихся.

Сейчас наступает тот период, когда Компартии планеты должны вместо общих слов выработать общую стратегию и тактику для победы над капитализмом. Не для сотрудничества с капитализмом, а для победы над ним. Однако сегодня приходится отмечать, что многие Компартии фактически отказались от революционного учения марксизма-ленинизма, кто-то открыто, а кто-то скрыто сотрудничает с буржуазией или мечтает о таком сотрудничестве.

Фактически капиталистическим угнетением недовольны многие социальные группы общества. Но ещё К. Маркс и Ф. Энгельс доказали, что «из всех классов, которые противостоят теперь буржуазии, только пролетариат представляет собою действительно революционный класс… Средние сословия: мелкий промышленник, мелкий торговец, ремесленник и крестьянин – все они борются с буржуазией для того, чтобы спасти своё существование от гибели как средних сословий. Они, следовательно, не революционны, а консервативны. Даже более, они реакционны: они стремятся повернуть назад колесо истории». В условиях нынешней России мелкие и средние бизнесмены-предприниматели, как и крупные, являются – только одни открыто, а другие скрытно – сторонниками буржуазной контрреволюции, которая свершилась в 1991-1993 гг.

Надо признать, и исторический опыт учит, что первые «рабочие», «левые» правительства были сформированы из социал-демократических партий или как коалиционные правительства социал-демократов с другими тогдашними буржуазными партиями. Однако надо признать, что не известно ни одного случая в истории международного рабочего движения и в период сразу же после Первой мировой войны, где бы эти правительства не были сформированы, в основном, как буржуазные уловки, чтобы справиться с революционным подъёмом, подавить недовольство трудящихся, народа в условиях экономического кризиса, до или после войны.

Идея такого «левого», «рабочего» правительства в рамках капиталистической системы, без революционного низвержения, через парламентские процедуры, была затем заимствована многими Компартиями как промежуточная цель с принятием переходных мер, для того чтобы, как считалось, облегчить борьбу за социализм и решить какие-то отдельные назревшие проблемы. Приступы этой болезни, к сожалению, приходится наблюдать и в деятельности КПРФ.

Но опыт показывает, что во всём мире, несмотря на благие намерения Компартий, им так и не удалось через парламенты демократическими способами даже приоткрыть окно, не говоря уже об открытии пути к социализму, и в конечном счёте даже отстоять некоторые завоевания народного движения. Как показывает опыт ряда стран, в одних – до Второй мировой войны, в других после, и по сей день многие Компартии оказались организационно, идеологически и политически разоружёнными. Исторический опыт Великого Октября свидетельствует, что спасение рабочего класса и других слоёв общества в условиях экономического и политического кризиса капитализма, в условиях империалистической войны, возможно только путём свержения капиталистической власти и упразднения частной собственности, что, безусловно, предполагает ослабление, полный крах различных «левых» её вариантов, действующих в лице опасного реформизма и оппортунизма.

Великий Октябрь также показал, что движение масс в развитии союза рабочего класса с другими народными слоями учит, что наряду с приподнятыми, боевыми и даже революционными настроениями, сосуществуют и вводящие в заблуждение взгляды и мнения. Но наиболее стойкие настроения развиваются среди промышленных рабочих, среди рабочего класса.

Следовательно, важно, чтобы идейный и политический авангард, Компартия, разрабатывала и внимательно следила за своей политической линией, выдвигала существенные и конкретные предложения, чтобы придать революционную направленность действиям народных масс, решительному протесту и планируемой конфронтации, подрывной деятельности, и при этом учитывать, что в рядах народного движения действуют силы, находящиеся под влиянием буржуазной идеологии, большое число колеблющихся мелкобуржуазных элементов, которые переносят её в ряды авангарда.

Постоянная способность партии большевиков во главе с Лениным адаптироваться к меняющимся политическим ситуациям в стране не позволила ей пойти по неверному пути и отказаться от стратегической цели – революционного свержения капитализма и установления диктатуры пролетариата. Решение любой задачи, правильная адаптация к этой задаче, не должны приводить к постепенному изменению стратегической цели во имя адаптации. Это имеет решающее значение для каждой Компартии.

В противном случае возникает реальная опасность раствориться в массах, врасти в капиталистическую систему, превратить стратегию в постоянные увёртывания и в тактику. Также не надо забывать, что это может привести к столь же болезненному для рабочего класса и, естественно, безболезненному для буржуазии скольжению, к изоляции, ограждению, догматизму.

Постоянное творческое использование методов и опыта большевиков, действовавших под руководством Ленина, в своей повседневной политической деятельности, изучение их способности сочетать теоретическую работу с исследованием внутренних и международных событий, опыта классовой борьбы, должно стать предметом постоянной заботы Компартий.

В ходе такой работы может быть дан ясный марксистско-ленинский ответ на важный вопрос: почему в XXI веке предметом фундаментальных разработок международного коммунистического движения стала не победоносная революционная стратегия большевиков, а в основном прошлые разработки, фактически лишающие революционное рабочее движение марксистско-ленинской линии, что привело к скатыванию многих Компартий на позиции социал-демократии и оппортунизма.

Как показывает практика, на современном этапе развития общества социал-демократизму присущ парламентский путь борьбы, а коммунизму – революционный. А отличия между ними состоят в следующем:

– если социал-демократизм направлен на то, чтобы в какой-то мере только перераспределить власть и общественное богатство в пользу трудящихся, то коммунизм стремится всю власть и всё общественное богатство передать в их руки;

– если социал-демократизм направлен на то, чтобы в какой-то мере лишь смягчить эксплуатацию и угнетение трудящихся буржуазией, то коммунизм стремится полностью освободить трудящихся от них;

– если социал-демократизм направлен на то, чтобы в какой-то мере лишь улучшить капитализм, сделать его более комфортным для трудящихся, то коммунизм стремится полностью заменить капитализм строем, где бы всё делалось для человека и во имя человека, в котором отсутствовала бы частная собственность;

– если социал-демократизм главное в своей деятельности отводит социальным реформам и парламентской деятельности, то коммунизм главное видит в полномасштабной классовой борьбе трудящихся с капиталистами. Борьбе, которая не ограничивается только рамками буржуазных отношений, а выходит за них и включает в себя прямые революционные действия народа по завоеванию власти и использованию её в своих интересах.

При этом коммунизм не отрицает известного значения реформ и парламентской деятельности в классовой борьбе трудящихся с капиталистами. Он только считает, что их нельзя абсолютизировать и ограничиваться только ими. Они должны использоваться там и тогда, где и когда это будет целесообразно и необходимо для победы в революционной непримиримой классовой борьбе между буржуазией и пролетариатом. И в этой борьбе всегда помнить слова В.И. Ленина: «Участие в буржуазном парламентаризме необходимо для партии революционного пролетариата ради просвещения масс, достигаемого выборами и борьбой партий в парламенте. Но ограничивать борьбу классов борьбой внутри парламента или считать эту последнюю высшей, решающей, подчиняющей себе остальные формы борьбы, значит переходить фактически на сторону буржуазии против пролетариата».

Напомню, что с 23 по 25 ноября 2018 года в Афинах (Греция) проходила XX Международная встреча коммунистических и рабочих партий. Тема обсуждений была: «Современный рабочий класс и задачи его политического авангарда – коммунистических и рабочих партий в борьбе против эксплуатации, за права рабочих и народов, за мир, социализм».

Так как на этой встрече присутствовал достаточно широкий спектр левых организаций, в том числе и ортодоксальных, и оппортунистических, то по некоторым обсуждаемым вопросам не просматривалось единство мнений. Так, целый ряд партий критически оценивали курс КП Китая, а другие предлагали брать её за образец и возлагали на КПК свои основные надежды. Чрезвычайно велик был разброс мнений партий в вопросе об использовании парламентских методов борьбы за социализм: одни утверждали, что парламентский путь в социализм возможен, а другие стояли на позициях, что борьба за социализм парламентским путём в условиях капитализма противоречит революционному учению марксизма-ленинизма. Отсюда нет и организационного единства в Международном коммунистическом движении.

Газета «Правда» за №132 от 30 ноября – 3 декабря 2018 года опубликовала два доклада, прозвучавших на Международном форуме коммунистических и рабочих партий: выступление Генерального секретаря ЦК КПГ Димитриса Куцумбаса на тему «У коммунистов, у пролетариата два противника – буржуазия и оппортунизм» и выступление заместителя Председателя ЦК КПРФ Юрия Афонина на тему «По-прежнему в авангарде борьбы». Сопоставляя эти два доклада нетрудно отметить, что выступление Д. Куцумбаса было пронизано революционным содержанием партийной работы с позиций классового пролетарского характера, в то время как Ю. Афонина посвящено в основном положительному опыту участия КПРФ в президентских и парламентских выборах, потому и результаты в 2018 году оказались в 1,5 раза выше, чем в 2017 году.

Считаю, что именно позиция КПРФ о возможности перехода к социализму путём парламентских реформ в результате постепенного улучшения результатов на выборах и формирования «левых» буржуазных правительств привело к тому, что численный состав партии сократился с 600 тысяч до чуть более 150 тысяч в настоящее время. Такое сокращение объясняется, по всей видимости, тем, что многие члены КПРФ при её воссоздании в 1993 году были уверены: раз она позиционирует себя большевистской партией рабочего класса, партией Ленина, то она должна быть революционной. Однако время показало, что это совсем не так. Даже в Уставе КПРФ отмечено: «Коммунистическая партия Российской Федерации – партия патриотов, интернационалистов, партия дружбы народов. Коммунистическая партия Российской Федерации, отстаивая свои идеалы, защищает интересы рабочего класса, крестьянства, интеллигенции, всех людей труда. Коммунистическая партия Российской Федерации строит свою работу на основе Программы и Устава и действует в рамках Конституции Российской Федерации, Федерального закона «О политических партиях» и других законов Российской Федерации».

Со временем многие из тех, кто вышел из рядов КПРФ, стали замечать, что КПРФ на практике действительно показывает себя не как политический авангард рабочего класса, передовая его часть, а как партия «патриотов, интернационалистов, партия дружбы народов», которая к тому же отстаивает не идеалы марксистско-ленинского учения о революции и диктатуре пролетариата, а какие-то «свои идеалы». Именно поэтому со временем КПРФ стала встраиваться в системную оппозицию существующей власти, возрождая идеалы меньшевизма.

Не лучше сказано и в Программе партии: КПРФ выступает за мирный переход к социализму. Другими словами, КПРФ ставит своей задачей завоевания власти с использованием «демократических» процедур, через «демократические» выборы, т.е. через парламент, набрав 50 процентов плюс один голос. Однако 100-летняя мировая практика говорит о том, что ни в одной стране мира коммунисты не приходили к власти через демократические процедуры. Буржуи добровольно власть не отдадут

С другой стороны, раз КПРФ увлекается парламентаризмом, то она не способна брать на себя роль политического авангарда рабочего класса. Понимая это, буржуазия поэтому и позволяет КПРФ критиковать власть, а иногда и ругать капиталистические порядки в обществе. Но позволяет это делать только при одном условии: чтобы она не старалась при этом будить пока ещё спящего «могильщика буржуазии» и не пыталась бы возглавлять периодически происходящие акции протеста трудящихся масс. Проводить свои акции протеста партии разрешается, но только чтобы в них не принимали активного участия пролетарские массы. А рабочий класс в таких условиях принимает роль стороннего наблюдателя за действиями Компартии, потому и считает её как бы не своей. Отсюда рабочее и коммунистическое движения в России идут не вместе, а параллельно.

В такой ситуации рабочий класс вынужден будет создавать свою партию, которая по сути своей будет революционной и вести классовую борьбу за установление диктатуры пролетариата. Теория научного коммунизма и практика строительства социализма в ХХ и ХХI веках убедительно доказывают, что власть, установившаяся в результате победы социалистической революции, по сути своей не может быть ничем иным, кроме диктатуры пролетариата, то есть власти рабочего класса, не разделяемой ни с каким другим классом и в то же время выражающей интересы всех трудящихся и потому ими активно поддерживаемой.

И завершить хочу следующими словами В.И. Ленина: «Марксист лишь тот, кто распространяет признание борьбы классов до признания диктатуры пролетариата. В этом самое главное отличие марксиста от дюжинного мелкого (да и крупного) буржуа. На этом оселке надо испытывать действительное понимание и признание марксизма».

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

1).   Руководителей партии на всех уровнях её структуры перевести на профессиональные условия работы, т.е. они должны заниматься только партийными делами и зарплату получать из партийных взносов.

2).   Запретить им сидеть на двух стульях – партийном и парламентском, так как они не совместимы по своей сути.

3)   В руководстве партии не должно быть предпринимателей любого калибра – мелкого, среднего, крупного.

4)   В газете «Правда» в рубрике «Рабочий фронт» давать публикации глубокого анализа работ классиков марксизма-ленинизма, из которых следует, что марксизм – это революционная теория.

5)   Интернет – это мощное современное средство доставки материалов по агитации и пропаганды. Нужны только статьи, которые не столько констатировали бы факты, а сколько будоражили бы сознание рабочего класса, трудящихся масс.

Владимир Ембулаев

Доклад перед коммунистами Уссурийска 17 февраля 2019 г.

Источник.



Visits: 40

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *