Марксизм-ленинизм забывать нельзя! Особенно сейчас

Автор: | 2020-10-06
1+
Марксизм-ленинизм забывать нельзя! Особенно сейчас

Марксизм-ленинизм забывать нельзя! Особенно сейчас

Марксизм-ленинизм забывать нельзя

Скоро в очередной раз предстоит отмечать годовщину Великого Октября. А ведь вряд ли свершилась бы Октябрьская революция и на обломках Российской империи возник Советский Союз, если бы большевики не были вооружены теорией марксизма и Ленин не только творчески не воплотил бы её положения в жизнь, но доработал бы её  и развил марксизм с учётом реалий своего времени.

В советское время каждый, окончивший среднее или высшее учебное заведение, изучал ОМЛ (Основы марксизма-ленинизма) и сдавал экзамен по этому предмету. Но вот уже более 25 лет, как ОМЛ нет в учебных программах, так что не только молодёжь, но и люди среднего возраста сегодня имеют о марксизме — ленинизме весьма смутное представление (не говоря уж о том, сколько за эти годы «лапши» о марксизме — ленинизме навешали нам на уши «либерал — демократические» СМИ). К сожалению, приходится констатировать, что, мягко говоря, определение «слабое знакомство (а нередко и просто незнание) с марксизмом-ленинизмом относится не только к беспартийным, но и ко многим членам КПРФ.

Традиционно октябрь — начало политучёбы в партгруппах КПРФ. Представляется, что для начала всем будет полезно обсудить, как с позиций марксизма — ленинизма выглядит сегодняшняя ситуация  в РФ и какие задачи в связи с тем стоят перед нами?

А для того, чтобы этот разговор сделать более обоснованным и конкретным, предлагаю тем, кто забыл — вспомнить, а тем, кто о нём только слышал — узнать суть  марксизма — ленинизма.

Маркси́зм — философское, экономическое и политическое учение, основанное Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом.  Центральное значение в марксизме имеют 3 следующих положения:

-учение о прибавочной стоимости-политическая экономия капитализма,

-материалистическое понимание истории — исторический материализм,

-учение о диктатуре пролетариата.

Главным в марксизме является концепция развития отчуждения человека от продуктов его собственного труда, от его собственной сущности и превращение его в  капиталистическом обществе в винтик производственного процесса, а его труд —  в товар. Отчуждение выступает как форма социальных связей, социальная структура, чуждая человеку, господствующая над ним, лишающая его возможностей творческого саморазвития и разрушающая его сущность. Классовая борьба, диктатура пролетариата, отмирание классов и государства, построение коммунистического общества, которое также включает в себя несколько фаз, являются звеньями одной цепи, последовательными стадиями исторического процесса преодоления отчуждения, формой присвоения человеком своей отчуждённой сущности посредством трансформации общественных отношений, создания общества, лишённого любых форм диктата и подавления личности, и формирования подлинного всесторонне развитого человека.

Марксом и Энгельсом  разработана научная система философских, экономических и социально — политических взглядов. Базой марксистской философии является диалектический материализм.

Согласно марксистской теории, отчуждение является систематическим результатом капитализма. При капитализме плоды производства принадлежат работодателям, которые экспроприируют излишки, созданные другими и при этом генерируют отчужденный труд.

Исторический материализм: совокупность отношений между людьми в отношении «социального производства их существования» формирует экономическую основу, на которой возникает сверхструктура политических и правовых институтов. Основа соответствует общественному сознанию, включающему религиозные, философские и другие основные идеи. Конфликт между развитием материальных производительных сил и производственных отношений приводит к социальной революции, и связанное с этим изменение экономической основы рано или поздно приведет к трансформации сверхструктуры. Для Маркса эта связь не являлась односторонним процессом — она рефлексивна (направлена на саму себя); основа определяет сверхструктуру в первую очередь, в то время как она остается основой формы социальной организации, которая сама по себе трансформируется как элемент общего диалектического процесса. Взаимосвязь между сверхструктурой и основанием считается диалектической, неэффективной в определенном смысле, за исключением того, как она разворачивается в своей материальной реальности в реальном историческом процессе (который научный социализм стремится объяснить и, в конечном счете, направлять).

Классовое самосознание: осознание класса, как самого себя, так и окружающего его социального мира, способность действовать в своих собственных рациональных интересах, основанных на этом осознании. Таким образом, классовое сознание должно быть достигнуто до того, как класс сможет совершить успешную революцию.

Согласно марксизму человек воспринимает окружающее в виде отражения, являющегося всеобщим свойством материи. Марксизм  трактует отражение как опосредованный результат процесса познания. Маркс и Энгельс провели качественное различие между теоретическим и эмпирическим (а тем более чувственным) познанием, доказав, что теоретические выводы принципиально несводимы к чувственным данным и основанным на них эмпирическим заключениям. Что же позволяет теоретическому исследованию быть относительно независимым от эмпирических данных и нередко даже вступать с ними в конфликт? Энгельс указывает на значение естественно-научных гипотез, которые нередко предвосхищают будущие наблюдения и экспериментальные данные.

Несводимость теоретического мышления к эмпирическим данным непосредственно обнаруживается в категориях, которыми оперирует мышление.  В трудах Маркса и Энгельса мы находим диалектическое понимание тождества, как содержащего в себе различие, диалектический анализ причинно-следственных отношений, единства необходимости и случайности, возможности и действительности.

Центральным пунктом гносеологии (научного познания) является теория истины, диалектико-материалистическое понимание которой вскрывает единство объективности и относительности истины. Понятие относительной истины, разработанное марксистской философией, противопоставляется антидиалектической концепции абсолютной истины как неизменного, исчерпывающего содержание объекта познания. Абсолютная истина, поскольку она понимается диалектически, относительна в своих пределах, так как она складывается из относительных истин. Противоположность между истиной и заблуждением, если последнее понимается не просто как логическая ошибка, а как содержательное заблуждение, относительна.

Проблема критерия истины принадлежит к наиболее сложным гносеологическим проблемам. Этот критерий не может находиться внутри самого знания, но он не может быть найден и вне отношения субъекта к объекту познания. Критерием истины, согласно философии марксизма, является практика, формы которой многообразны. Это положение введено в марксистской теории познания, однако оно не получило систематической разработки в трудах Маркса и Энгельса. Между тем ясно, что практика далеко не всегда применима к оценке результатов познания. И как всякая человеческая деятельность, практика не свободна от заблуждений. Естественно поэтому возникают вопросы: всегда ли практика образует основу познания? Всякая ли практика может быть критерием истины? Практика, какова бы ни была ее форма и уровень развития, постоянно подвергается научной критике. Теория, особенно в современную эпоху, как правило, опережает практику. Это не значит, конечно, что практика перестает быть основой познания и критерием истины; она продолжает играть эту роль, но лишь в той мере, в какой она осваивает, вбирает в себя научные достижения. Но в таком случае не практика сама по себе, т.е. безотносительно к научной теории, а единство практики и научной теории становится и основой познания, и критерием истинности его результатов. И поскольку истины, которые имеются в виду, являются относительными истинами, то и практика не является абсолютным критерием истины, тем более что она развивается, совершенствуется.

Таким образом, Маркс и Энгельс доказали необходимость диалектического материализма, предполагающую материалистическую переработку идеалистической диалектики, диалектическую переработку предшествующего материализма и диалектико-материалистическое осмысление и обобщение научных достижений. Они заложили основы этого принципиально нового типа философии.

Эксплуатация: Маркс имел в виду эксплуатацию целого сегмента или класса общества другим. Он считает это неотъемлемой особенностью и ключевым элементом капитализма и свободных рынков. Прибыль, полученная капиталистом, представляет собой разницу между стоимостью произведенного работником продукта и фактической заработной платой, которую получает работник; другими словами, капитализм функционирует на основе оплаты труда трудящихся меньше, чем полная стоимость их труда, для того, чтобы дать возможность капиталистическому классу получить прибыль.

Средства производства: совокупность средств труда и предмета труда, используемых работниками для производства продукции. Средства труда включают в себя станки, инструменты, оборудование, инфраструктуру, и «все то, с помощью чего человек действует на предмет труда, и преобразует его». Предмет труда включает в себя сырье и материалы, непосредственно взятые из природы. Средства производства сами по себе ничего не производят — для производства необходима рабочая сила.

Идеология: Не предлагая общего определения идеологии, Маркс на нескольких примерах использовал термин для обозначения производства образов социальной реальности.

Интересный материал:  Невинная жертва сталинских репрессий?

Поскольку правящий класс контролирует средства производства общества, структура общества, а также его правящие идеи будут определяться в соответствии с интересами правящего класса. В «Немецкой идеологии» Маркс говорит: «идеи правящего класса являются в каждую эпоху правящими идеями, то есть класс, который является правящей материальной силой общества, есть в то же время своя правящая интеллектуальная сила. Поэтому идеология общества имеет огромное значение, так как она путает отчужденные группы и может создавать ложное сознание.

Способ производства: определённое сочетание производительных сил (включая человека как средство производства и рабочую силу, инструменты, оборудование, здания и технологии, материалы и усовершенствованную площадь или недвижимость) и социально-технических производственных отношений (в том числе имущества, власти и управления, регулирующие отношения общества производственных активов, часто кодифицированной в законе, совместной работы отношения и формы связи, отношения между людьми и предметами их работы, а также отношения между социальными классами).

Политическая экономия: Этот термин первоначально означал изучение условий организации производства в национальных странах с новоявленной капиталистической системы. Политическая экономика изучает механизм человеческой деятельности в организации материального обеспечения и механизм распределения избытка или дефицита, который является результатом этой деятельности. Политическая экономика изучает средства производства, в частности капитал, и как это проявляется в экономической деятельности.

Концепция Маркса о классах.

Пролетариат:

те, кто «продают свою рабочую силу (и, следовательно, добавляют стоимость товаров), и те, кто в капиталистическом способе производства не владеют средствами производства». По Марксу, капиталистический способ производства создает условия для буржуазии, чтобы эксплуатировать пролетариат из-за того, что у работника рабочая сила создает прибавочную стоимость больше, чем его зарплата.

буржуазия

те, кто «владеет средствами производства» и покупают рабочую силу пролетариата, платя ему зарплату меньше, чем он производит, тем самым эксплуатируя пролетариат.

Владимир Ильич Ленин — последовательный продолжатель марксистского учения. Его вклад в теорию оказался таким, что в XX веке. марксистское учение с полным на то основанием называют марксизмом-ленинизмом.

В области диалектического материализма Ленин развил материалистическую диалектику, теорию познания (обобщил достижение общественных наук, главным образом в области физики). В области социальной философии В. И. Ленин дал философский анализ социально-экономической ситуации, сложившейся в мире на рубеже XIX — XX веков, выявил тенденции в развитии мирового революционного и освободительного движения, разработал основные принципы социалистического строительства в России. Нельзя не сказать и о последовательной защите В. И. Лениным марксистских идей в теоретической и политической борьбе с теми, кто пытался ревизовать или исказить марксизм.

А теперь рассмотрим более подробно ленинские идеи. В области диалектического материализма- это развитие марксистского учения о материи, познании, абсолютной, относительной и объективной истине, о единстве диалектики, логики и теории познания.

Значителен вклад В. И. Ленина в разработку теории познания. Он развивает марксистскую теорию познания, опираясь на диалектико -материалистическую теорию отражения, суть которой состоит в том, что все наше знание есть не что иное, как более или менее достоверное отражение действительности.

Важную роль в познании играет выяснение сущности объективной абсолютной и относительной истины. Под истиной В. И. Ленин понимает верное отражение в человеческом сознании объективно существующего мира, законов его развития и процессов, происходящих в нем.

Весьма существенный вклад внес Ленин в развитие марксистского учения о практике. Ленин показывает, что практика имеет как абсолютное, так и относительное значение, т.е. не все в этом мире можно проверить с помощью практики.

Материалистическую диалектику Ленин разрабатывает как теорию развития и метод познания. Наиболее глубоко это раскрыто в “Философских тетрадях”. Большая роль принадлежит Ленину в теоретическом осмыслении великих открытий в естествознании, происшедших в конце XIX — начале XX вв. В. И. Ленин и обосновал необходимость тесного союза между философами и учеными-естествоиспытателями.

Социальная философия марксизма получила развитие в его трудах, что в немалой степени обусловлено новыми историческими условиями и в первую очередь переходом капитализма в империалистическую стадию, возникновением первого социалистического государства — Советской России. Ленин неоднократно отмечал: “Мы вовсе не смотрим на теорию Маркса как на нечто законченное и неприкосновенное; мы убеждены, напротив, что она положила только краеугольные камни той науки, которую социалисты должны двигать дальше во всех направлениях, если они не хотят отстать от жизни”.

Одной из оригинальных идей, получивших в трудах Ленина всестороннее развитие, является учение о соотношении субъективных и объективных факторов в истории. Уже в одной из первых работ “Что такое “друзья народа” и как они воюют против социал-демократов?” острой критике подвергается трактовка общественных явлений народниками, в соответствии с которой исторические события осуществляются благодаря деятельности “критически мыслящей” личности. Такому подходу Ленин противопоставляет свою позицию, заключающуюся в том, что при радикальных общественных преобразованиях решающая роль принадлежит народным массам, передовому классу. Одновременно определяются условия, при которых становится результативной деятельность выдающихся исторических личностей, реализуются выдвинутые ими цели и задачи. В других работах Ленин подвергает критике различные концепции о стихийности рабочего движения во время кардинальных общественных преобразований. Он считает, что огромное мобилизирующее значение принадлежит в этих процессах революционной теории, целенаправленной организующей деятельности классов и политических партий. Ленин выдвинул и обосновал идею о неравномерности развития капитализма в эпоху империализма. Причиной этого он считает господство частно экономических интересов, политику империалистических кругов в колониях, полуколониях, да и в отношениях между собой, и как результат — неравенство экономического положения различных стран. Это, в свою очередь, способствует появлению кризисной ситуации в общественно-политической жизни, а в дальнейшем и формированию революционной ситуации. Однако происходит это не сразу во всех странах, а в зависимости от обострения социально-политических противоречий.

Очень актуальны ленинские идеи о социальной революции. Как свидетельствует история, социальная революция — один из способов перехода от одной общественно-экономической формации к другой. Опираясь на марксистскую теорию и осмысливая революционную борьбу интеллигентных классов в первую очередь в России, Ленин разрабатывает учение о революционной ситуации, которая формируется в процессе обострения социальных антагонизмов до такого состояния, когда разрешение противоположных интересов становится возможным только через социальный взрыв: “Основной закон революции, — писал Ленин, — подтвержденный всеми революциями и в частности всеми тремя русскими революциями в XX веке, состоит вот в чем: для революции не достаточно, чтобы эксплуатируемые и угнетенные массы осознали невозможность жить по-старому, и потребовали изменения; для революции необходимо, чтобы эксплуататоры не могли жить и управлять по-старому. Лишь тогда, когда “низы” не хотят старого и когда “верхи” не могут по-старому, лишь тогда революция может победить. Иначе эта истина выражается словами: революция невозможна без общенационального (и эксплуатируемых и эксплуататоров затрагивающего) кризиса”.

Итак, по Ленину, необходимым условием для осуществления социальной революции является наличие общенационального кризиса в стране. Без него ни политическая партия, ни передовой класс не могут завоевать политическую власть и осуществить революционные преобразования.

Плодотворной оказалась идея Ленина об историческом сосуществовании двух противоположных социально-экономических систем — социалистической и капиталистической. Идея о мирном сосуществовании была представлена как диалектическое противоречие между двумя противоположными системами.

В заключение можно сказать, что философское наследие Ленина помогает глубже понять происходящие в мире и в стране события.

Материал  подготовил Николай Кудрин

Источник.



Просмотров: 37

1+