Легальный марксизм — капиталистическое учение

Автор: | 14.06.2019
Легальный марксизм

Легальный марксизм

«Легальный марксизм» в лице Петра Бернгардовича СТРУВЕ (1870 —1944), Сергея Николаевича БУЛГАКОВА (1871—1944), Николая Александровича БЕРДЯЕВА (1874—1948), Михаила Ивановича ТУГАН-БАРАНОВСКОГО (1865—1919) и др. был своеобразным проявлением склады­вавшейся в России 90-х годов XIX века либерально-буржу­азной идеологии. В России в конце XIX века марксизм был использован буржуазными интеллигентами против мелко­буржуазной идеологии народничества в качестве важней­шего теоретического средства борьбы в отличие от того, как на Западе буржуазные идеологи открыто выступали против марксизма.

«Легальные марксисты» выступили против народниче­ской идеологии, против — положения о том, что развитие капитализма в России есть регресс России, отстаивали идею прогрессивности капитализма. Для доказательства своих взглядов они использовали положения теории марксизма о закономерности развития капитализма и его преимущест­вах перед феодализмом. При этом они отрицали наличие антагонистических противоречий, характерных для капи­тализма и ведущих его к гибели, считали, что происходит затухание классовой борьбы, и категорически выступали против необходимости социалистической революции и дик­татуры пролетариата.

В своих произведениях они критиковали народническую идеологию и защищали капитализм. Струве была написана книга «Критические заметки к вопросу об экономическом развитии в России» (1894), статья «Моим критикам» (1896) и ряд других. Туган-Барановский — автор статей «Значение экономического фактора в истории» (1895), «Экономи­ческий фактор и идеи» (1896), книги «Русская фабрика в прошлом и настоящем» (1898).

«Легальные марксисты» приспосабливали к своей либе­рально-буржуазной политической программе заимство­ванные в основном из марксизма социологические и экономические идеи. Начав с признания ряда положений марксизма, они стали осуществлять свою программу под флагом якобы «критического развития» марксизма. Для борьбы с марксистской философией и социологией они ис­пользовали неокантианство, пытались отторгнуть от них диалектический материализм, требовали идеалистических обоснований социологии.

Наиболее видным «легальным марксистом» был Струве. Вся философия истории строилась Струве на базе идеализ­ма. Исторический процесс зависел от развития культурных ценностей человечества, которое определяло все социаль­ные и экономические стороны общественно-экономическо­го процесса. «Легальные марксисты» считали, что капитализм в России является исторической необходимо­стью, и для обоснования «прогрессивной и культурной мис­сии» капитализма в будущем пытались применять идеи марксистской социологии.

Струве выступал защитником капитализма, отмечал его экономическую и культурную миссию, при этом старался скрыть все его социальные пороки. Он писал: «Капитализму в России принадлежит большое будущее и важная истори­ческая миссия. Задача социальной политики заключается в устранении некоторых вывихов этого развития. Социаль­ная политика может и должна сделать невозможными все эксцессы этого юного великана» /132, с.290/. Он отрицал наличие таких основных черт капитализма, как неравномерность, противоречия, классовая борьба, считая, что рав­номерность и пропорциональность являются отличительными чертами развивающегося капитализма. Струве подчеркивал: «Мы вовсе не желаем ни идеализиро­вать капиталистический строй, ни быть его адвокатом, но историческая справедливость требует указать, что крайне неравномерное распределение, задерживающее экономи­ческий прогресс, не создано капитализмом: оно перешло к нему по наследству от той эпохи или, вернее, от тех эпох хозяйственного быта, когда, по уверениям экономистов-романтиков всех стран и времен, текли молочные реки в кисельных берегах. Капитализму же принадлежит та истори­ческая заслуга, что он на фундаменте неравномерного рас­пределения создал производство, не мирящееся с этой неравномерностью и во имя своего существования ее отри­цающее» /150,с.159/.

В своей социальной теории Струве отрицал значение классовой борьбы для развития общества. По его мнению, понятие закономерности в обществе выводится из формаль­ного согласия трансцендентального сознания людей, а не из объективных материальных начал общественного разви­тия. Выступал против данного Ф. Энгельсом определения свободы как исторической необходимости, противопостав­лял свободу закономерности и необходимости. В связи с этим Струве критиковал материалистическое понимание истории и отстаивал принцип свободы действия людей. Принятие идей дуализма, понятий свободы и необходимо­сти привело его, как и неокантианцев, к принципиальному разграничению теоретических и практических идей. Исхо­дя из этого, материалистическое понимание истории рас­сматривалось «легальными марксистами» в качестве «объективной теории», которая не имеет совершенно ника­кого отношения к какому-либо практическому идеалу, и поэтому идеал марксистов ставился вне науки.

«Легальные марксисты» искажали, «упрощали» маркси­стское понимание классов и классовой борьбы. Вместо де­ления общества на классы Струве ставил вопрос об абстрактной дифференциации общества на группы. Туган-Барановский опирался на распределительную теорию про­исхождения классов, считая, что классовая борьба, — это не что иное, как борьба за распределение в обществе продук­тов.

Они считали, что ни личность, ни социальные группы, ни классы не в состоянии изменить течение предопределен­ной экономической жизни. Отрицание закона классовой борьбы в антагонистическом обществе привело «легальных марксистов» к выступлению против марксистской теории революции. Они считали, что смена капитализма другим строем возможна только в результате социальных реформ. Струве указывал, что средством осуществления прогресса в обществе являются экономические и социальные рефор­мы, а не революция.

В 1899—1900 гг. происходит быстрая перестройка соц­иологических взглядов «легальных марксистов» в сторону последовательного идеализма. Основной причиной этой эволюции стало развертывание классовой борьбы в стране, активизация российского рабочего класса и достижение оп­ределенных успехов революционной социал-демократией. Социально-политическая эволюция «легальных маркси­стов» выразилась в полном переходе в области философии и социологии на позиции идеализма, мистицизма и рели­гии.

Источник.


Обсудить статью и оставить комментарии можно на форумах сайта «Искра ДНР»

Товарищи! Подписывайтесь на наши группы и наш «Телеграм» канал!

Интересный материал:  Без революционной теории не может быть и революционного движения

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.