Коронавирус гробит главный козырь Путина, с которым он собирается идти на выборы 2024 года

Автор: | 2020-03-25
2+
Коронавирус гробит главный козырь Путина, с которым он собирается идти на выборы 2024 года

Коронавирус гробит главный козырь Путина, с которым он собирается идти на выборы 2024 года

Нацпроекты ждет переоценка

Пандемия не обошла стороной любимое детище президента Владимир Путина — национальные проекты. Симптом заболевания — нехватка бюджетных средств на их реализацию в кризисных условиях. А лечить будут, похоже, хирургическим путем: то, что предложил правительству 19 марта глава Счетной палаты Алексей Кудрин, очень смахивает на подготовку к секвестру.

«Может быть, нам нужно дать новому правительству сейчас скорректировать национальные проекты, а затем видеть уже скорректированные проекты и их анализировать. Я думаю, где-то в июле мы могли бы с вами поработать (над оценкой реализации нацпроектов)», — сказал Кудрин на заседании комитета Госдумы по контролю и регламенту.

В какую сторону должна произойти коррекция — главе СП даже намекать не пришлось. Кудрин только подчеркнул беспрецедентность кризиса, связанного с коронавирусом, и озвучил мрачный прогноз: «Влияние будет очень сильное на все стороны жизни, мы это видим сейчас по изоляции, по карантинам, которые вводятся, по ограничению деятельности даже компаний, предприятий. Последствия еще трудно даже оценить».

По данным мониторинга Счетной палаты РФ на 13 марта, расходы федерального бюджета РФ на реализацию национальных проектов и Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры за первые два месяца 2020 года исполнены на 13,16%, что составляет 262,931 млрд. рублей. При этом исполнение расходов на 1 марта по четырем национальным проектам превысило 10%. Лидером, как и по итогам января, остается нацпроект «Здравоохранение» (39,36%). Далее следуют «Демография» (16,73%), «Культура» (15,3%) и «Производительность труда и поддержка занятости» (14,68%).

Но это такие сферы, которым, если и урезать финансирование, то уж в самую последнюю очередь. Даже нацпроект «Культура» рискованно притормаживать, поскольку вполне справедливо будет возмущение по этому поводу: опять культура — по остаточному принципу!

Негоже переводить на остаточный принцип и нацпроект «Образование». И чья рука поднимется на нацпроект «Цифровая экономика», который теперь на особом контроле видного «цифровика» и председателя правительства России Михаила Мишустина? Да и если пройтись по другим нацпроектам — «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Жильё и городская среда», «Экология», «Наука», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Международная кооперация и экспорт» — все вроде бы нужные и, главное, все они как бы защищены президентским резюме «Национальные проекты построены вокруг человека ради достижения нового качества жизни для всех поколений, которое может быть обеспечено только при динамичном развитии России».

Совокупный бюджет всех программ — 25,7 трлн. руб., основной источник финансирования — федеральный бюджет (13,2 трлн. руб.).

Эти 12 направлений стратегического развития определены к развитию указом президента России от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». 30 сентября 2018 года распоряжением правительства от 3 № 2101-р в статусе нацпроекта был утвержден еще и Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года.

По целевому назначению нацпроекты охватывают три основных направления: человеческий капитал, комфортная среда для жизни и экономический рост. Их успешная реализация — финиш намечен как раз на 2024 год — должно стать успешным стартом очередных выборов Владимира Путина на новый президентский срок.

При таком понимании, какой нацпроект пустить под антикризисную оптимизацию? Какого любимого путинского «конька» отдать в руки «коновалов» из Минфина и Счетной палаты?

И если бы только эта беда. Но ситуация настолько ухудшилась, что теперь вопрос стоит не только о том, как бы так урезать финансирование нацпроектов, чтобы, пусть и с меньшими темпами, но продолжить работу по их реализации. Кабинет министров готовит план, по которому борьба с коронавирусом и его экономическими последствиями будет профинансирована за счет временного сокращения программы госинвестиций в крупные проекты, а также плана развития магистральной инфраструктуры. Об этом сообщили «Известия» со ссылкой на источник, близкий к правительству.

Таким образом, вирус вышел на большую дорогу: под угрозой заморозки оказался комплексный план развития магистральной инфраструктуры до 2024 года стоимостью 6,3 трлн. рублей и включающий 11 федеральных проектов.

Девять из этих проектов направлены на модернизацию и расширение транспортной инфраструктуры — авиационной, автодорожной, морской и речной — с целью достижения установленных майскими» указами президента показателей по увеличению экономической связанности территорий и приросту грузооборота. Крупнейшие из них — «Коммуникации между центрами экономического роста» (1,7 трлн. руб.), «Железнодорожный транспорт и транзит» (1,25 трлн. руб.), «Морские порты России» (927 млрд руб.).

Сейчас, как известно, вирус основательно ударил по авиаперевозкам. Еще ранее — до мирового финансово-экономического кризиса и пандемии, сугубо по причине экономических проблем внутри страны — пустые вагоны переполнили железнодорожные тупики: количество брошенных, временно оставленных диспетчерами без движения поездов на сети ОАО РЖД достигло исторического максимума — 1246 в сутки. Как сообщала «СП», эти итоговые данные за 2019 год вдвое превысили показатели среднего простоя в 2014—2018 годах.

Из-за коронавируса перевозки в направлении на Китай и обратно стали совершенно не предсказуемыми, в российском правительстве могут только гадать: потребуются ли соседу те же металлы и уголь в прежних объемах, после того как эта страна оправится от последствий пандемии?

Также теперь под угрозой обнуления оказались ремонт старых и строительство новых автострад — комплексный план синхронизирован с национальным проектом «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Хотя реальная экономика еще продолжает «ехать» по российским автострадам — по еще недоделанной и нерасширенной сети автомагистралей. Да, местами строители успели где подлатать, а где и провести новые дородные участки. Но в целом ремонт и строительство дорожной сети страны еще очень далеки от завершения: местами можно проехать все еще только с помощью смекалки, взаимовыручки дальнобойщиков и «такой-то матери».

Валерий Цыганков

Источник.



2+