Когда родятся боги

Автор: | 07.01.2019
Когда родятся боги

Когда родятся боги

Глава из книги Ем. Ярославского «Как родятся, живут и умирают боги и богини», М., Издательство «Советская Россия», 1959 г. Примечания — М. М. Шейнмана.

Эта книга планируется МЛРД «Рабочий путь» к переизданию в 2019 г.

Когда родятся боги

Нам несколько раз приходилось уже мельком касаться этого вопроса и отмечать, что рождение не только бога Иисуса, но и других, языческих дохристианских богов праздновалось 25 декабря или около этого времени. Если бы мы захотели установить по евангелиям день рождения Христа, то это оказалось бы совершенно невозможным. Христос в евангелиях показан как очень грамотный, начитанный в писании учитель. Он жил, как рассказывают евангелисты, около 30 лет (некоторые думают, что он жил около 50 лет: слова «тебе нет еще и пятидесяти лет, и ты видел Авраама?», обращенные к Христу в евангелии Иоанна). Жизнеописания Иисуса в евангелиях противоречивы, а писатели того времени и вовсе ничего не написали о нем. Теперь установлено, что в несколько сочинений (Иосифа Флавия и других историков того времени) попы вставили несколько слов, упоминающих о Христе[1]. Эта подделка давно уже вскрыта и доказана, и установить, когда же родился этот бог, никто не может.

Почему Христос сам не написал ни одного слова? Ответ на это только один: самого-то Христа не было никогда, и рассказы о всех его чудесах сочинены, как сочинены подобные рассказы о рождении и жизни других богов.

Почему же именно к 25 декабря относится празднование рождества Иисуса? Как установлено это число?

Оно установлено было далеко не сразу.

Отцы церкви спорили об этом почти четыреста лет. Самое древнее известие о праздновании рождества в день 25 декабря находится в римском календаре 354 г. Под 25 декабря там сказано: «Христос родился в Вифлееме Иудейском». В «Апостольских постановлениях»[2], относящихся приблизительно к этому же времени, говорится: «Дни праздничные соблюдайте, и прежде всего день рождества господня, совершая его в 25-й день девятого месяца». Так как новый год тогда начинался в марте, то, значит, праздновать приказывалось 25 декабря. А до этого во многих странах рождение этого бога праздновалось в январе. Восточная церковь и христиане Египта настолько привыкли праздновать рождение своих богов 6 января, что 431 год продолжали праздновать рождество 6 января. Армянская церковь и доныне празднует рождество Иисуса именно в этот день. Различные секты в христианстве праздновали рождество в другие сроки.

Главных дней празднования рождения богов разных религий в древности было два: 25 декабря и 6 января; 6 января праздновался день рождения богов Осириса, Диониса, а 25 декабря — Адониса, Таммуза, Митры. В христианство вошли и обычаи и обряды этих дохристианских праздников. Изменились лишь их названия и объяснение их происхождения.

Не только на Востоке, в перечисленных странах, но и на Западе, куда христианские проповедники проникли очень поздно, рождение многих богов было связано с зимним солнцеворотом, с днем 25 декабря. Христианские проповедники очень удивились, когда встретили в Англии, Северной Германии и Скандинавии обычаи, очень похожие на христианские, и праздники, почти во всем напоминавшие христианские.

В чем здесь дело? В разных странах народные массы, особенно земледельцы и пастухи [скотоводы], были связаны всей жизнью, всем своим существованием с природой, зависели от нее. Различные явления природы, непонятные, необъяснимые для народа, вызывали в нем страх, удивление, чувство радости, переходившие в почитание. С развитием скотоводства и земледелия почитание духов, животных, предков сменилось почитанием богов сил природы, от которых, по представлению людей, зависело хозяйство.

Боги и духи стали обозначать отдельные силы природы, которыми [как тогда верили] они управляют. Почитался бог грозного моря: море казалось божеством — то тихим, спокойным кормильцем прибрежных жителей, то грозным, мстительным, страшным губителем. Почитались боги ветров, тучегонители; почитались боги грома и молнии, посылающие благодатный дождь с неба; почитались боги, населяющие реки и ручьи, рощи и горы. Почитались боги светил небесных — солнца, луны и звезд. Больше всех почиталось солнце. Солнце казалось дивным божеством, подателем жизни и тепла. Под солнечными лучами растоплялись снега и льды, расцветали цветы, навстречу солнцу пели птицы, ликовала природа. И человек, частица этой природы, весь во власти природной стихии, весь во власти сил природы, обращал свой взор к солнцу, то яркому, жгучему, палящему, все иссушающему, то благодатно теплому, ласковому, сияющему (солнечному богу). Это почитание бога-солнца связано со всей жизнью древних людей, с их занятием земледелием и скотоводством. Как раз 25 декабря начинал увеличиваться день и как бы рождалось новое солнце, как бы начинался новый год растительной жизни. Вот почему во многих религиях именно в это время праздновалось рождение богов. Вот почему христианское рождество Христово приходится на 25 декабря[3].

У восточных славян были свои боги. Самый известный из них — Перун. Перун — это бог грома, молнии и земледелия. Был особый бог солнца — Дажбог, или Сварожич, сын Сварога. Сварог — это огонь; люди — это сыны божьи, дети солнца, верные внуки Дажбога. И славяне праздновали рождение этих богов. Таковы были верования предков теперешних русских, белорусов и украинцев, когда к ним явились христианские проповедники. Что было делать христианским проповедникам с обычаями и праздниками, которые они считали языческими? Попы постепенно приспособили, подогнали, приладили свои христианские праздники и понятия к понятиям и праздникам славян. Так было не только на Руси, но и повсюду.

Интересный материал:  74 года назад, 24 августа 1944 года, советские войска освободили столицу Молдавской ССР город Кишинёв

Много хлопот причиняли христианским попам прежние боги, вера в которых повсеместно и после принятия христианства была сильна и с которыми попы вели борьбу. Народ продолжал верить и молиться старым богам, как многие верят еще и сейчас в домовых, леших, водяных и прочих духов-богов. Одних, как Юпитер, Марс, Янус, Диана, Нептун, Минерва, Меркурий, попы превратили в бесов и отправили в ад, других, которых народ считал добрыми, церковь отправила в рай и превратила их в «святых».

Еще в 566 г. Турский церковный собор запретил празднование дня бога Януса (1 января), а в 589 г. Нарбонский собор издал такое же запрещение праздновать четверг — день бога Юпитера Виноградари и виноделы привыкли праздновать день бога Вакха. Церковь заменила Вакха святым Винцентом, а все обряды оставила прежними.

Один греческий монах в начале VIII столетия составил жизнеописание святого Иоасафа. Что же он сделал? Взял индусскую книгу «Лалита-Вистара», перевел из нее жизнеописание Будды-Бодисатвы, переделал индийские имена на сирийские, — и готов святой Иоасаф[4]. Вот как стряпались так называемые «жития святых». Древние греческие земледельческие божества Дионис и Деметра превратились в христианских святых Дионисия и Димитрия; Кастор и Поллукс — в Козьму и Демьяна. Морской бог Посейдон превратился в «угодника» Николая.

Про одну русскую купчиху рассказывали, что она побывала в Париже и, возвратившись, рассказывала, что видела там всяких святых. Ее спросили в шутку: «А Сару Бернар видела?» (Сара Бернар была знаменитой актрисой). «Как же не видать, — отвечала купчиха, — видела, батюшка: лежат они обе рядом, — тут вот Сарочка, а тут Бернарочка».

Таких вот святых «Сарочек и Бернарочек» фабриковали попы (часто переименовывая богов языческих — греческих, римских и др.) без конца. Я только несколько примеров приведу. Богиню Цереру (по латыни она называлась Церера Флава) превратили в святую Флавию; стыдливая Диана (Диана Пудика) превратилась в святого Пуда; адские божества, которые назывались Горгонами, — в святую Горгонию; нимфу легкого воздуха (ее называли Аура Плакида) превратили в двух святых: Ауру и Плакиду.

А еще чуднее поступили с римским новогодним приветствием. Римляне поздравляли друг друга словами: «перпетуам фелицитатем», что означает: «постоянного счастья». Попы превратили эти два слова в двух святых: Перепетую и Фелицитату.

Всем этим святым не только сочинили их жизнеописание; но даже показывают «мощи» этих святых, причем таких «мощей» каждого святого так много, что можно составить по нескольку тел. Вот какие чудотворцы попы!

[1] См. об этом Р. Ю. Виппер. Рим и раннее христианство. М., 1954, стр. 74–75; А. Б. Ранович. Очерк истории раннехристианской церкви. М., 1941, стр. 48–49.

[2] Сборник церковных правил и установлений.

[3] «Позднейшее признание этой даты (25 декабря — день рождения бога. — М. Ш.) со стороны (христианской) церкви было просто лишь засвидетельствованием того факта, что эта дата признавалась днем рождения солнечного бога, по крайней мере, полудюжиной других религий — египетских, персидских, финикийских, греческих, тевтонских и т. д.» (Дж. Робертсон. Евангельские мифы. М., 1923, стр. 48).

[4] Известный французский географ Элизе Реклю пишет о сильном влиянии буддизма на выработку христианского культа. «Имеются, — пишет Реклю, — даже свидетельства такого влияния, свидетельства в высшей степени курьезные, — оказывается, что сам Будда, хотя и под чужим именем, фигурирует в святцах христианской церкви! Иоанн Дамаскин, монах VIII века, воспроизвел буддийскую легенду, придав действующим лицам ее другие имена, именно, назвав их Варлаамом и Иосафатом, — оба эти лица, выведенные в легенде, были затем причислены к лику святых, тогда как Иосафат на самом деле не кто иной, как Будда! Восточная церковь празднует этого святою 26 августа, тогда как католики справляют его 27 ноября» (Элизе Реклю. Человек и Земля, т. III. СПб. 1907 стр. 254).

Источник.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.