«Карл Маркс распятый и воскресший»

Автор: | 15.02.2019
"Карл Маркс распятый и воскресший"

«Карл Маркс распятый и воскресший»

В городе Санкт-Петербург в Государственном Русском Музее открылась примечательная выставка. Выставка, посвященная одной из главных фигур интеллектуальной истории человеческой мысли, выставка к круглой дате – 200-летию Карла Генриха Маркса.

Чем же она примечательна и чем интересна? Ведь открывалось множество выставок, посвященных юбилею Карла Маркса, не только в нашей стране, но еще и по всему миру: открылась огромная выставка на родине в Трире, массово праздновался юбилей в Китае, а в Германии и США были сняты фильмы. Выставки, форумы и научные конференции ярко продемонстрировали, что научные труды Карла Маркса представляют большой научный интерес, что его взгляды до сих пор актуальны. А что же у нас?

В корпусе Бенуа Русского музея, в 4-х залах развернулась выставка под названием: «Карл Маркс навсегда?». Первый зал выполнен в классическом стиле выставок, посвященных основателю марксизма. В центре зала стоят бюсты, макеты жилья, на стенах картины, написанные маслом, на которых запечатлены Карл Маркс, его сподвижник и верный друг Фридрих Энгельс. Написаны картины известным художником соцреализма Евгением Сапиро, а графические работы – Орестом Верейским. В зале представлена единственная в советской живописи картина, посвященная I интернационалу, руки Арона Ржезникова. Под потолком развиваются цитаты на красной ткани: «Достоинство есть именно то, что больше всего возвышает человека…» и другие. Словом, это канонический зал – то, как мы привыкли видеть выставки деятелей коммунистического мира. Там же проигрывается небольшой фильм о том, как в советские годы добывались рукописи Маркса из других стран.

Следующий зал нас встречает огромным бюстом Маркса работы выдающегося Советского скульптора Льва Кербеля – одного из тех, кто выполнял посмертную маску Сталина. Именно он создавал скульптурные образы Карла Маркса не только в СССР, но и в Германии, за что правительством ГДР награжден орденом. Картины лауреата международных премий Анатолия Левитина, известного своими работами, рассказывающими о быте и судьбе простого человека, жившего в эпоху СССР. Его картины украшают Третьяковскую галерею. Василий Кузнецов – ведущий художник в области монументально-декоративной скульптуры еще царской России – представлен фарфоровыми изображениями Карла Маркса.

Два первых зала представлены работами советских и иностранных выдающихся художников и скульпторов, получивших признание во всем мире. Следующий зал является полной противоположностью того, что мы видим в первых двух. Он самый маленький из всех, но в нем размещены первые работы, которые вызывают сомнения в их определении в качестве произведения искусства. Первая картина, которая встречается нам на пути – это работа художника творческой группы «Митьки» Дмитрия Шагина, написанная в 2018 году.

На картине размером метр на метр изображается Карл Маркс со стаканом, в котором, предположительно, налита водка. Позади него находятся двое бородатых мужчин в тельняшках, которые пьют из горла бутылки какой-то напиток, одновременно с этим отнимая у Маркса книгу «Капитал».

Дмитрий Шагин – это именно тот художник, который известен своей болезнью, алкоголизмом (правда, он смог ее победить), тот, кто сообщал о своей личной встрече с Николя Фламелем (1330-1418). Он же автор подзаборных песен «Молвил Федору Максим, ну-ка сбегай в магазин…».

Картина художника Владимира Любарова (написанная в 2018 году) не менее интересна: в очереди за пивом мы узнаем мужчину, крайне похожего на Маркса. Из его авоськи торчит трехлитровая пустая банка, а на заборе красуется надпись: «Марксизм-ленинизм кружек встреча у пив».

На одной из стен висит коллаж с известной картины Ван Гога «Едоки картофеля», на которой, при ближайшем рассмотрении, мы видим, что вместо женщины, наливающей чай, вставлен при помощи фотошопа Карл Маркс. Это «произведение» – дело рук Дмитрия Грецкого и Евгения Каца, сделанное в 2018 году.

Отдельно нужно рассказать об известном художнике, который в Советские годы работал в секретном НИИ и уволился из него, так как обиделся на то, что его не пустили в Болгарию. Творит он, как написано на его сайте: «в неповторимом стиле – интеллектуальном примитивизме. Показывает простых людей из провинции, не обремененных интеллектом и заботой о внешности… довольствуются тем, что им предлагает государство. Поэтому все толстые, полусонные и с равнодушно-отсутствующими лицами». Его картина, как и все его творчество, «прекрасна»: на переднем плане изображен мужчина, опирающийся на свой автомобиль. Действие происходит, предположительно, в Индии. У стены сидит мужчина с раздвинутыми ногами (больше напоминающий Чубакку – персонажа из «Звездных войн»), и не понятно: одет он, или же нет. За его спиной виднеется серп и молот, а сбоку – портрет Карла Маркса. Картина написана в 2017 году.

Следующий художник Игорь Новиков, известный во всем мире, лауреат множества премий. Его работа – эта картина, на которой изображен Карл Маркс. Он сидит за столом с граненым стаканом у кремлевской стены, за которой виднеются купола с полумесяцами. На пиджаке Маркса гордо красуется звезда героя Украины. Работа выполнена в 2018 году. Помимо этого, так же примечательны две фотографии большого размера, выполненные в 2018 году Татьяной Горд и Евгением Елинером, под названием: «Мы наш, мы новый…» и «Путешествие Карла в Россию». На первой фотографии изображен мужчина («призрак коммунизма «Владимир»), отдаленно похожий на Ленина. На поднятой вверх руке у него лежит мужчина, похожий на Маркса, и подписан он как «Карл». Третий персонаж – женщина. Она подписана как «Фредерика Энгельс».

Вторая фотография – это машина с надписью: «Скорая медицинская служба». В машине люди, похожие на Ленина и Маркса. Также присутствует и текст: «Розыск. Вчера 7 ноября 1973 г. Из спец. Мед. Учреждения г. Магаданска совершила побег группа из двух психически неуравновешенных пациентов: Левшинкова (1970 г. рождения, кличка «Вова Ленин»), Елинер (1918 г. рождения, кличка «Геноссе Карл») и несовершеннолетней медсестры Грушиной. Группа имеет при себе русско-немецкий разговорник, передвигается на угнанной спец. машине, представляясь актерами Балета Большого Театра СССР. По данным МВД группа движется в сторону гос. границы. Всем сознательным гражданам предписывается сообщить в органы МВД на местах». Это, простите, что? Что это за фотографии, и какое отношение они имеют к 200-летию Карла Маркса?

Пройдя по этому залу, перестаешь помнить, что ты находишься в Русском музее. И вроде, после такого начинаешь думать, что все позади, но как оказалось, это еще не все. Авторы выставки приберегли все самое интересное на конец. Главным объектом последнего зала является «Капелла марксизма».
«Капелла Марксизма» – живописно-архитектурный объект, который был подготовлен членами художественной секты «Колдовские художники» для музея «Свиное рыло». Как гласит аннотация, это: «масштабная инсталляция […] эпически повествует о житии Маркса и вехах интернационального марксизма в характерной для этого объединения абсурдистской манере. Воздвигая ложно-сакральную конструкцию своего алтаря, художники рушат последние устои культа Маркса, растворяют его в стихии низового карнавального юмора. Едва ли такое вольное прочтение повредит памяти великого философа».

Интересный материал:  Самоорганизация во имя выживания

Вот всего несколько примеров картин в этой «Капелле». Карл Маркс с оголенной, волосатой филейной частью возвышается над зданиями, маленький Ленин справляет малую нужду на ногу Гитлера (в этой картине вообще ставится знак равенства между фашизмом и коммунизмом). Маркс и Энгельс – в космической капсуле, и их медведи отправляют в космос (только на плакатах виднеется: «в жоп…, на х…, ты зае…»). Высмеиваются такие страны как: Китай, Северная Корея и лидеры Латинской Америки: Уго Чавес и Фидель Кастро. Отдельно хотелось бы отметить портрет Че Гевары с эполетами из отрубленных рук, и подпись «от затяжки дирижаблем возникают эполеты отрубленных рук». Это вообще, что такое? Это прямое глумление над человеком! Хотел бы напомнить, что после казни военный врач, как раз-таки, отрезал кисти рук Че. Что хотели сказать авторы этих картин? Поиздеваться над странами и конкретными людьми?

Основатели «Свиного рыла» – художники, которые называют свое объединение «КОЛХУи» («Колдовские художники»), объявляют своей «основной сверхзадачей» – «разочаровать зрителя, т. е. расколдовать его, заставить сломать привычный взгляд на окружающую действительность и самого себя, увидеть мир вокруг лишенным шелухи иллюзий, в чистом, божественно волшебном свете». Можно с уверенностью сказать, что на выставке в Русском музее они с этой задачей справились. Яркое свидетельство этому факту – книга отзывов, где подавляющее большинство комментариев – выражение недовольства.

Вот лишь самые первые: «Не много надо ума (про талант вообще промолчу), чтобы нарисовать голую, волосатую задницу, выглядывающую из-под одежды (Призрак Коммунизма). Жаль денег, потраченных на билет. Конечно, так называемым «художникам» лестна даже хула, (все лучше, чем ничего), но за Русский музей обидно – разместите, пожалуйста, фамилию куратора выставки, чтобы в дальнейшем такие «мероприятия» обходить стороной».

Или: «Может быть, последнюю комнату закрыть для посещения?»

Вот еще: «На выставке хороша и по делу, лишь аннотация, что справа от входа. Даже есть фактический материал (что на фото), который познавателен и интересен. Зал с глумливыми потугами «прославиться» и пропиарить себя – низость неучей и недоумков. Эта выставка – лакмусовая бумажка падения нравственности, образованности и вкуса молодых неудачников.

Один из многих советских граждан: «Какое время, такие и картины. Колбаса – «демократическая», водка – паленая, творчество – галереи «Свиное рыло». Русский музей решил не отставать, быть «в тренде». Кто платит, тот и картины заказывает».

Конечно же, и у меня, как посетителя этой выставки, появилось несколько вопросов к двум последним залам. Почему большинство картин в этих залах написаны в 2018 году? Был ли это заказ Русского музея? И если был, платили из какого бюджета? Является ли «Капелла марксизма» глумлением над религией, высмеивающая святых? Почему вся современность представлена так однобоко? Неужели Русский музей со своими связями не смог получить работы современных художников со всей России и других государств? Да, что там.

И ходить далеко не надо, авторы могли обратиться в горком КПРФ в Санкт-Петербурге, который находится не так далеко от музея и попросить представить современные работы. Почему нельзя было взять работы современного и известного художника, члена Союза художников, лауреата различных премий – Игоря Геннадьевича Петрыгина-Родионова? Русский музей что, находится в культурной изоляции? Если они могли все это сделать и не сделали, то кому это выгодно? А выгодно это в первую очередь нынешней власти, которая как черт ладана боится даже малейшего упоминания с хорошей стороны про любого деятеля коммунистического движения, а тут целый основатель. Мало ли кто-то заинтересуется и прочтет пару работ.

Есть уверенность, что никакая, даже самая авангардная, абсурдная, шутовская выставка с элементами «низового» юмора не может повредить памяти великого философа Карла Маркса. Тем более, не может повредить Марксу художник, который не удосужился прочитать ни одной из его работ, но готовый за деньги и сомнительную славу «разрушить последние устои культа».

Это явление не единичное и не исключительное в культурной жизни России. При том, что современные деятели каждый раз выбирают новые формы. Фильмы Сволочи или Штрафбат не поддаются никакой критике. А некоторые постоянные выставки в музее политической истории или музей-квартире Кирова, уже давно нельзя смотреть без слез.
Современное искусство вызывает множество споров. Только время сможет расставить все по своим местам. Но даже сейчас можно уверенно сказать, что авторы, которые набирают свою популярность, свои персональные выставки и гонорары за счет попыток самыми безобразными способами шокировать человека, скандалами и эпатажем вызвать шумиху вокруг себя – это лишь временное явление, которое вскоре пройдет и забудется.

В такой ситуации Русский музей несет на себе важнейшую обязанность и функцию – на основе произведений классического русского искусства воспитывать высочайший художественный вкус, понимание живописи, ее истории и эволюции у петербуржцев (в особенности молодежи) и гостей нашего города.

Примеров издевательства над культурой по всей стране множество. Но простите, это происходит ни где-нибудь, а в центре сохранения русской культуры, в Русском музее! И там мы обнаруживаем осквернение самих идей культуры, и наоборот пропаганда антикультуры.

Ну какие духовные ценности могут быть в изображении голой волосатой …? Какие? Кого хотят воспитать нынешние правители? А хотят они воспитать тупых обескультуренных людишек. От этого – и сокращения часов русского языка и литературы в школах (у нас уже члены Совета Федерации не знают русский язык), сокращение театральных постановок классических русских произведений и обилие западных шоу и фильмов. Такими темпами мы можем в скором будущем потерять свою культуру и идентичность! Если сейчас не принять меры, то скоро будет уже поздно…

Газета «Правда»

Пресс-служба ПКО КПРФ

Источник.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.