Как идеологи капиталистической оккупации изменили клятву врача СССР.

Автор: | 2018-07-11
Есть профессии, к которым общество и государство предъявляют особые, в том числе моральные, требования. К ним относится профессия врача — врачи дают клятву, в которой содержатся этические нормы поведения врача, его отношения к больным, к коллегам и т. д. Но клятва, обязывающая врача действовать во благо пациента, плохо сочетается с «рыночным» отношением к пациенту, как к источнику дохода. Так какое значение имеет эта клятва сегодня? И что, если сравнить клятву врача времен СССР с клятвой врача в современной России?

Большая медицинская энциклопедия (БМЭ) и Большая Российская энциклопедия сообщают, что задолго до Гиппократа врачебная клятва передавалась устно от поколения к поколению в семьях врачей. Около 300 года до нашей эры в античной Греции клятва впервые была записана и получила название «Клятвы Гиппократа». Клятва содержала этические обязательства молодого врача по отношению к учителям, коллегам по профессии, к пациентам и пр.

На основе античной клятвы в разные исторические периоды в разных странах формулировались собственные клятвы врачей, в которых толкование врачебных обязательств сильно различалось.

В 1971 году  в СССР  была законодательно утверждена Присяга советского врача. При этом БМЭ отмечает, что «введение закона о присяге врача Советского Союза как государственного акта имеет большое воспитательное значение». Текст присяги советского врача был следующим:

«Получая высокое звание врача и приступая к врачебной деятельности, я торжественно клянусь: все знания и силы посвятить охране и улучшению здоровья человека, лечению и предупреждениюзаболеваний, добросовестно трудиться там, где этого требуют интересы общества; быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, внимательно и заботливо относиться к больному, хранить врачебную тайну; постоянно совершенствовать свои медицинские познания и врачебное мастерство, способствовать своим трудом развитию медицинской науки и практики; обращаться, если этого требуют интересы больного, за советом к товарищам по профессии и самому никогда не отказывать им в совете и помощи; беречь и развивать благородные традицииотечественной медицины, во всех своих действиях руководствоваться принципами коммунистической морали, всегда помнить о высоком призвании советского врача, об ответственности перед Народом и Советским государством. Верность этой присяге клянусь пронести через всю свою жизнь».

В постсоветской России эта Присяга была сначала заменена на «Клятву российского врача», а в 1999 году законодательно была утверждена «Клятва врача России». Затем  была установлена современная клятва врача в России , закрепленная  статьей №71 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в 2011 году. По этому закону клятву врача дают «лица, завершившие освоение образовательной программы высшего медицинского образования, при получении документа об образовании и о квалификации». Современный текст клятвы врача в РФ такой:

«Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь: честно исполнять свой врачебный долг, посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека; быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, хранить врачебную тайну, внимательно и заботливо относиться к пациенту, действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств; проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии; хранить благодарность и уважение к своим учителям, быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту; доброжелательно относиться к коллегам, обращаться к ним за помощью и советом, если этого требуют интересы пациента, и самому никогда не отказывать коллегам в помощи и совете; постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, беречь и развивать благородные традиции медицины».
.

Как видим,  содержание присяги советского врача, которую давали врачи в СССР, отличается от клятвы врачей современной России. Давайте сравним эти клятвы и проанализируем различия.

Первое отличие текста советской клятвы от современной, на которое хочется обратить внимание, в замене слова «больной» на слово «пациент»: например, советский врач клялся руководствоваться интересами больного, а современный российский врач клянется действовать исключительно в интересах пациента. Есть ли разница между больным и пациентом? Пациент — это юридический термин, определенный в ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» как «физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия или отсутствия заболевания». В связи с этим возникает несколько моральных вопросов. Если больной не обратился за медицинской помощью — врачу он безразличен? А после того, как помощь оказана, и больной перестал быть пациентом, врач о больном больше не беспокоится? Советский врач клялся помогать больным независимо от того, являются они его пациентами или нет — это огромная разница в отношении к людям.

Второе, что убрано из современной версии клятвы — обещание служить обществу и народу. Советский врач клялся «добросовестно трудиться там, где этого требуют интересы общества», всегда помнить «об ответственности перед Народом и Советским государством». В современной версии клятва требует только «честно исполнять свой врачебный долг». В советской присяге врач клялся беречь и развивать благородные традиции отечественной медицины — из современной клятвы слово «отечественной» убрано. И это неудивительно в условиях, когда реформаторы российской медицины не только не развивают, а намеренно разрушают отечественные достижения и традиции (вроде системы Семашко), превращая медицину из высокого служения в бессовестный рынок и копируя коммерческую западную медицину.

Третье отличие советской присяги от постсоветской клятвы врача — это отношение к своему труду. В советской присяге врач выбирал не профессию, а судьбу по высокому призванию: советский врач ТОРЖЕСТВЕННО клялся пронести верность присяге «через всю свою жизнь»«всегда помнить о высоком призвании советского врача», посвятить врачебной деятельности «все знания и силы». А в современной версии клятвы врач — это лишь профессия: врач приносит клятву, «приступая к профессиональной деятельности» (в советской присяге было к врачебной деятельности), клянется «постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство» (в советской присяге клялись«постоянно совершенствовать свои медицинские познания и врачебное мастерство»). Профессия может быть не одна на жизнь, профессию можно сменить, ни о каком высоком призвании и отдаче ему всех сил до конца жизни в современной клятве речи нет.

Четвертое отличие — это моральность. Советский врач клялся «во всех своих действиях руководствоваться принципами коммунистической морали» — это из современной версии клятвы просто убрано. Наверное, справедливо указать на то, что коммунистическая мораль в сознании граждан позднего СССР в значительной мере была  превращена  в «мертвый штамп» — об этом говорит факт разрушения СССР. Но нельзя не отметить, что требование моральности (пусть и лишенного  противопоставления – “буржуазный-коммунистический”) хотя бы декларировалось, что от врача в СССР требовали быть не просто специалистом, а специалистом моральным  . Это касается в том числе и отношения к пациентам, и отношения к коллегам.
Присяга советского врача называет коллег — «товарищами по профессии», а слово «товарищ», если за ним стоит живое содержание, ко многому обязывает. В том числе товарищей объединяет общий труд на благо общества, и советский врач клялся «способствовать своим трудом развитию медицинской науки и практики». А современная версия клятвы отношения товарищества заменила на требование добросовестной конкуренции «доброжелательно относиться к коллегам»«никогда не отказывать коллегам в помощи и совете» и способствовать профессиональному росту своих учеников.
Требование способствовать развитию медицинской науки и практики из постсоветской версии клятвы убрано.
Есть ли еще отличия советской и постсоветской клятвы врача? Да, отличия есть. В постсоветскую клятву вошли такие немыслимые в СССР  веяния времени, как отношение к эвтаназии . Постсоветский врач клянется действовать в интересах пациента «независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям» .
.
Итак, присяга советского врача была клятвой, требовавшей выбора судьбы по высокому призванию и на всю жизнь. Постсоветская клятва — это клятва профессионала без  обязательств перед отечеством и народом . Клятва — это индикатор идеологических  изменений в отношении к труду врача . Ведь если «убрать» из этого труда советскую мораль, то образовавшийся вакуум постсоветский врач чем-то должен заполнить?

Например, он может взять на вооружение Рыночную мораль (которую ему агрессивно навязывают реформаторы), в которой пациент — это не больной человек, а денежный клиент. И если мечта советского врача была в том, чтобы больницы были пустыми (то есть чтобы все люди были здоровыми), то «мечта» продавца медицинских услуг оказывается в том, чтобы клиенты не покидали клинику никогда (то есть чтобы клиенты покупали услуги снова и снова).
 

Visits: 57

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *