Идейно-духовные основы социалистического образа жизни

Автор: | 15.05.2019
Идейно-духовные основы социалистического образа жизни

Идейно-духовные основы социалистического образа жизни

Строительство социализма и коммунизма, подчеркивал В.И. Ленин, является комплексной задачей, в решении которой экономические и социально-политические проблемы органически связаны с формированием нового человека, с воспитанием, обучением «всесторонне развитых и всесторонне подготовленных людей» (П.С.С.,т.41,стр.33).

На этапе социализма от духовного роста населения, повышения культуры труда, быта во всё большей мере зависят подъём производительных сил, научно-технический прогресс и организация производства, а также развёртывание общественной активности трудящихся и развитие демократических начал социалистического строя. Коммунистическая партия Советского Союза добивалась того, чтобы советские люди не только были лучше обеспечены материально, но и были здоровы физически, развиты духовно, активны в общественном отношении.

Задачи совершенствования всех сторон жизни советского общества включить и большую работу по духовному развитию людей, их идейно-нравственному возвышению.

При социализме духовная культура сама становится составной частью образа жизни и направлена на совершенствования как отдельной личности, так и общество в целом. Духовная сфера пронизывает все другие сферы деятельности людей, поэтому прогресс каждой из них служит одновременно и показателем развития духовной жизни общества.

Пройденный Советской страной путь, исторические преобразования, которые осуществил советский народ под руководством КПСС, убедительно

показывают, что только социализм создает наиболее благоприятные условия для поступательного социально-экономического и духовного прогресса общества, для достижения в исторически кратчайшие сроки таких успехов во всех сферах общественной жизни, в том числе и в духовной, на которые не способен ни один строй, основанный на эксплуатации человека человеком.

Программа социалистической культурной революции была разработана В. И. Лениным , определившим ее сущность, задачи и цели. Подчеркивая необходимость ее осуществления в Стране Советов, значение ее для трудящихся, он писал в работе «Странички из дневника», что «нигде народные массы не заинтересованы так настоящей культурой, как у нас; нигде вопросы этой культуры не ставятся так глубоко и так последовательно, как у нас…» (В. И. Ленин П.С.С.,т45,с.364).

Культурная революция, осуществляемая трудящимися под руководством Коммунистической партии Советского Союза, включает создание социалистической системы народного образования и просвещения, перевоспитание буржуазной и формирование новой, социалистической интеллигенции, создание социалистической литературы и искусства, подъем науки, формирование новой морали, утверждение атеистического мировоззрения, перестройку быта.

Ленинские идеи о культурной революции стали в СССР реальностью, обогатившей социалистический образ жизни и сделавшей его наиболее привлекательным для миллионов людей планеты.

Утверждение социалистического образа жизни создало необходимые условия для приобщения народных масс к духовной культуре, для восприятия её во всей ее сложности и многообразии. Трудящиеся получили богатейшие возможности для интеллектуального, нравственного и эмоционального развития.

Успехи СССР в развитии народного образования, науки, техники, литературы и искусства общепризнаны. По уровню грамотности Советский Союз занимает первое место в мире. Ежегодно в стране садились за парты общеобразовательных школ, входили в классы профессионально-технических учебных заведений примерно 50 млн. юных граждан. Около 10 млн. юношей и девушек заполняли аудитории высших и средних специальных учебных заведений. Количество учащихся в Советском Союзе значительно превышало население любой из крупнейших европейских стран, таких, как Великобритания, Франция, Италия.

За 1918-1984 гг. высшие и средние специальные заведения подготовили 51,3 млн. специалистов, из них 19,8 млн.с высшим образованием и 31,5 млн. со средним специальным образованием. Около 60% населения СССР, свыше 155 млн. человек имели высшее и среднее (полное и неполное) образование. Учение стало не только конституционным правом, но и обязанностью. Право на образование в СССР обеспечивалось бесплатностью всех видов образования, осуществлением всеобщего обязательного среднего образования молодежи, широким развитием других видов образования на основе связи обучения с жизнью, с производством.Государство предоставляло учащимся и студентам стипендии и льготы.

Советская система народного образования выступала мощным фактором общественного прогресса, оказывала влияние на интенсификацию общественного производства, рост производительности и качества труда, на обогащение всего социалистического образа жизни. Осуществляемая в стране реформа общеобразовательной и профессионально-технической школы была призвана еще активнее содействовать этому процессу.

Эти меры организационно-политического характера подкреплялись серьёзным материальным обеспечением. Например, в двенадцатой пятилетке запланировано было поставить новые школы на 7 млн. ученических мест, т. е. почти в 2 раза больше, чем в одиннадцатой, около 800 комплексов профтехучилищ, значительное число внешкольных учреждений. На осуществление реформы из госбюджета страны было выделено около 11 млрд. руб.

В соответствии с потребностями социалистического общества в ходе культурной революции планомерно развивалась и советская наука. Программным документов для ее планового развития стал ленинский «Набросок плана научно-технических рабочих работ«. В этом документе впервые в истории человечества новое общество давало задание науке, нацеливало её на решение широких проблемных и в то же время практических вопросов.

В соответствии с Конституцией СССР советским гражданам была гарантирована свобода научного и технического творчества, которая обеспечивала широким развертыванием в стране научных исследований, изобретательской и рационализаторской деятельности и создание необходимых для этого условий.

В сфере научной деятельности была вовлечена огромная армия научных кадров страны.

Успехи советских ученых в различных сферах знаний технического прогресса общепризнаны. Это достижения в исследованиях космоса, математики и механики, термоядерного синтеза, квантовой электроники, в ряде областей биологии. Почти по каждому научно-техническому направлению в СССР имелись высокоэффективные разработки.

Социалистическая культура, оказывала определенное воздействие на формирование и возвышение духовных потребностей человека, активно влияла на его идейно-политический и нравственный облик. Она становилась всё более действенным фактором формирования культуры труда, здорового нравственного климата в трудовых коллективах, политической культуре. Социалистическая культура помогала каждому человеку в соответствии с его склонностями продуктивно использовать свободное время и тем самым готовить себя к более производительному труду.

Интересный материал:  Наиболее общие проблемы коммунистических и левых движений. Часть первая. Идеология

В социалистическом обществе были созданы такие условия и возможности, чтобы досуг советского человека был более богатым, интересным, способствовал развитию его дарований. В СССР широкое развитие получило самодеятельное художественное творчество. Оно привлекало все больше и больше людей. В 1984 г. в самодеятельных коллективах участвовало 29 млн. человек.

Творческие коллективы выступают инициаторами содержательных праздников искусства непосредственно в трудовых коллективах, парках, на открытых городских площадках, в сельских клубах. Действенным руководством для культпросвет работников стали постановления ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию самодеятельного художественного творчества» (1978 г.) и «О мерах по улучшению использования клубных учреждений и спортивных сооружений»(1985 г.).

Неустанная забота проявлялась о создании благоприятных условий для творчества писателей, художников, композиторов, деятелей театра, кино, оказывающим огромное воздействие на формирование идейно-нравственного облика народа. На июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС отмечалось: «…человек, особенно молодой, нуждается в идеале, воплощающем благородство жизненных целей, идейную убеждённость, трудолюбие и мужество. И таких героев не надо выдумывать, они рядом с нами» (Материалы Пленума Центрального Комитета ЦК КПСС 14-15 июня 1983г., с47- 48).

Интернациональное взаимообогащение культур народов СССР — это объективная потребность современности. Она практически воплощалась во всех сферах культурной политики,в современной работе творческих коллективов республик,повседневном обмене опытом, подготовки кадров и в других сферах.

Коммунистическая партия неоднократно подчеркивала, что для дальнейшего совершенствования социалистической культуры необходимо развитие новых методов и форм работы, позволяющих сделать еще более плодотворным взаимное обогащение культур, и, самое главное, создание условий, содействующих появлению высокоидейных, высокохудожественных произведений. Жизнь показала,что социализм не только не ведет к утрате народами своего неповторимого своеобразия, особенностей культуры, традиций, но и поднимает это своеобразие на новую высоту и делает их достоянием многих других народов. Тем самым обогащается образ жизни как отдельных наций, так и всей социальной интернациональной общности.

Повышение роли социалистической культуры в жизни советского общества, в идейно-политическом, нравственном и эстетическом воспитании советских людей отразилось в расширении гарантируемых государством прав и свобод советских граждан в области культуры, провозглашенных в Конституции СССР (статьи 45 — 47).

В Тезисах ЦК КПСС к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина марксистско-ленинская идеология определяется как «последовательное выражение коренных интересов рабочего класса, всех трудящихся и вместе с тем проверенная опытом социализма научная теория,дающая объективно верную картину мира,надежный ориентир в практической деятельности» (об идеологической работе КПСС,Сборник документов. 2-е изд., доп. М.,1983г.,с.188).Она просвещает и возвышает разум человека,облагораживает его чувства, организует волю миллионов, она утверждает единство революционной мысли и революционного действия. Это идеология социального оптимизма и мира.

В СССР марксизм-ленинизм незыблемо утвердился как идеология всего народа. Но это не означает,что все проблемы формирования социалистического сознания были решены.

Теперь нам предстоит ещё большая работа, с тем чтобы сделать каждого человека способным самостоятельно оценивать сложные явления социально-политической жизни, видеть связь текущих дел с перспективами развития общества, с осуществлением идеалов коммунизма.

Формирование коммунистического мировоззрения происходит в обстановке острейшей идеологической борьбы на международной арене, в условиях, когда американский империализм возвел в ранг государственной политики оголтелый антикоммунизм, воинствующий авантюризм, когда идеологи империализма не гнушаются никакими средствами в борьбе против социалистической идеологии, стремясь нагло извратить и скомпрометировать марксистско-ленинские идеалы, отвратить честных людей планеты от социализма. Поэтому особое значение приобретают прочная идейная закалка каждого коммуниста и человека понимающего правильность марксистско-ленинской идеологии, усиление контр пропагандистской работы, бескомпромиссной борьбы против буржуазной идеологии,а также решительное разоблачение ухищрений враждебной пропаганды,развенчание фальшивых ценностей буржуазного образа жизни.

лнп гнм

БУДЁННОВСКИЙ РАЙКОМ КП ДНР г. ДОНЕЦК



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.