Газета “Правда”: ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ БОЛЬШЕВИЗМА

Автор: | 2018-08-25
Худ. Виноградов Ю.Е. Второй съезд РСДРП.

Худ. Виноградов Ю.Е. Второй съезд РСДРП.

120-летие I съезда РСДРП, объявившего о создании Российской социал-демократической рабочей партии… Дату (правда, с трёхмесячной задержкой) отметили в начале июля в Минске пленумом Центрального Совета СКП—КПСС. Выбор белорусской столицы был не случаен: именно здесь 1—3 (13—15) марта 1898 года проходил I съезд РСДРП. А на эти августовские дни приходится 115-летие II съезда РСДРП, начинавшего свою работу 17 (30) июля 1903 года в Брюсселе и завершившего её 10 (23) августа в Лондоне.

УВЫ, ДАЖЕ из старшего поколения современников мало кто сумеет припомнить, чтобы при его жизни отмечались обе эти даты. Действительно, такое щедрое отношение советские коммунисты проявляли к истории своей партии только в первой половине ХХ столетия.

Полистаем родную «Правду». Она 13 марта 1948 года торжественно отметила 50-летие I съезда РСДРП, а 30 июля не забыла про 45-летие II съезда большевистской партии. И так партия и её центральный орган поступали 30 лет, отмечая минимум каждое пятилетие эти исторические даты. Кстати, публикация известной сталинской статьи «К вопросу о стратегии и тактике русских коммунистов» была приурочена к 25-летию провозглашения РСДРП. В том же номере за 13 марта 1923 года были напечатаны статьи Л. Троцкого, Г. Зиновьева и других тогдашних вождей партии. Однако 1948 год был последним, когда ВКП(б) отмечала даты открытия обоих первых съездов РСДРП.

Следующая круглая дата пришлась на 1953 год. Но 13 марта в «Правде» о 55-й годовщине образования РСДРП не вспомнили. Возможно, потому, что номер был занят хвалебными поминальными статьями в честь скончавшегося неделю назад И.В. Сталина, целых три полосы из четырёх. Правда, через три с половиной месяца был широко отмечен полувековой юбилей II партийного съезда. Ситуация повторилась через 5 лет, через 10, 15, и так вплоть до 1988 года.

Чем длиннее становилась дистанция, отделявшая КПСС от первых съездов, тем сильнее в глазах новых поколений различался масштаб I и II съездов РСДРП. Теперь прагматики от политики и идеологии всё упорнее оценивали события по пресловутому «конечному результату». А I съезд не принял ни Устава, ни Программы партии. Да и проходил он как-то необычно: без колонн, без аплодисментов в честь вождей. Да и было-то на нём всего 9 делегатов, умещавшихся за столом, в центре которого возвышался пузатый ведёрный самовар…

Иное дело II съезд. Его делегаты представляли уже работавшие партийные комитеты. Съезд не только принял Устав и Программу РСДРП, но и стал уроком решения принципиальных организационных вопросов, в том числе определения, кто может быть членом пролетарской партии. Даже школьники в Советском Союзе знали о дискуссии вокруг первого параграфа партийного Устава. Но самое главное: II съезд РСДРП стал рождением партии большевиков. А актуальность этого шага не только сохраняется, но и возрастает в наши дни.

В.И. Ленин в знаменитой работе «Детская болезнь «левизны» в коммунизме» прямо писал:

«Большевизм существует, как течение политической мысли и как политическая партия, с 1903 года. Только история большевизма за весь период его существования может удовлетворительно объяснить, почему он мог выработать и удержать при самых трудных условиях железную дисциплину, необходимую для победы пролетариата… большевизм возник в 1903 году на самой прочной базе теории марксизма».

Ограничившись этой оценкой, составители идеологических цитатников упорно клонили партию к выводу, что I съезд РСДРП — событие добольшевистское и небольшевистское, а значит, не заслуживающее серьёзного внимания. Кстати, некоторые творцы антисоциалистических государственных переворотов 1991—1993 годов попытались использовать такое отношение к минскому съезду в своих целях: они пожелали приватизировать I съезд российской социал-демократии, чтобы противопоставить его II съезду большевиков. Они в марте 1998 года устроили даже чествование векового юбилея I съезда, и претендовавший по-прежнему на идеологические лавры ренегат А.Н. Яковлев выступал в Колонном зале Дома Союзов с юбилейным докладом. И он, и прочие ораторы усердно противопоставляли «правильную» социал-демократию «экстремистскому» большевизму. По ним выходило: не случись II съезда, была бы в России цивилизованная, соответствующая западноевропейским стандартам социал-демократия. Увы, мы, коммунисты, сочли тогда ниже своего достоинства опровергать фальсификацию истории новоявленными эсдеками. К тому же многие посчитали, что и предмета для серьёзной защиты нет…

«Люди! Будьте бдительны!» — призывал перед казнью из фашистского застенка замечательный чешский коммунист Юлиус Фучик. Когда дело касается переписывания истории, надо быть тем более бдительными. Антикоммунизм рвёт постромки. Очень вероятно, что он будет предпринимать попытки заменить связанные пуповиной с марксизмом коммунистические партии окончательно отрёкшейся от марксизма социал-демократией. И тут искажающее историю противопоставление I и II съездов РСДРП будет наверняка использовано классовыми врагами пролетариата.

Между тем исторические факты сопротивляются дешёвому антиисторическому противопоставлению друг другу двух первых съездов РСДРП. У нас, коммунистов, не отрёкшихся от большевистских начал, нет никаких оснований отдавать для политических интриг классовому противнику I съезд РСДРП. В этом убеждает прежде всего история II съезда Российской социал-демократической рабочей партии. Более того, сущностную связку между этими съездами создаёт… большевизм. А он, как утверждал вождь пролетариата, «вырос, окреп и закалился… во-первых и главным образом в борьбе против оппортунизма, который в 1914 году окончательно перерос в социал-шовинизм, окончательно перешёл на сторону буржуазии против пролетариата». Ленин требовал беречь «историю большевизма за весь период его существования».

Владимир Ильич был безусловно точен, когда писал, что «большевизм существует, … как политическая партия, с 1903 года», со II съезда РСДРП. Но как течение политической мысли он зародился раньше. И Ленин точно указывает, когда именно. Такой ответ мы находим в его статье «О большевизме», написанной 105 лет назад, в 1913 году. Эта небольшая работа носила характер энциклопедической справки и была написана для II тома справочника Н.А. Рубакина «Среди книг». Об исключительно серьёзном отношении к ней говорит сопроводительное письмо, в котором Ленин условием печатания поставил «отсутствие каких бы то ни было изменений».

Так, эту статью Ленин начинал следующим утверждением: «Происхождение большевизма неразрывно связано с борьбой так называемого «экономизма» (оппортунизма, отрицавшего политическую борьбу рабочего класса и его руководящую роль) против революционной социал-демократии в 1897—1902 гг.». Далее он прямо указывает на роль подготовки и проведения II съезда РСДРП в вытеснении «экономизма» из российского рабочего движения:

«Экономизм», поддерживаемый Бундом, был побеждён и вытеснен известной кампанией старой «Искры» (Мюнхен, Лондон и Женева 1900—1903 гг.), которая восстановила, на началах марксизма и революционных с.-д. принципов, с.-д. партию (основанную в 1898 г., но потом разрушенную арестами). На II съезде РСДРП (август 1903 г.) искровцы раскололись: большинство их стояло за принципы и тактику старой «Искры», меньшинство же повернуло к оппортунизму, встретив поддержку прежних врагов «Искры», «экономистов» и бундовцев. Отсюда названия: большевизм и меньшевизм (большевики и меньшевики). В 1903—1904 гг. главным предметом борьбы был оппортунизм меньшевиков в организационных вопросах».

НО КАКОЕ ОТНОШЕНИЕ к борьбе с «экономизмом» имеет I съезд РСДРП? Самое прямое. «Экономизм» оказался первым оппортунистическим течением в российском рабочем движении. Идеологически он представлял собой разновидность бернштейнианства. Не выработав собственной идеологии, «экономизм» чутко улавливал оппортунистические веяния в западноевропейской социал-демократии. Серию статей, представлявших собой ревизию марксизма, Э. Бернштейн начал публиковать в 1896 году. Уже в следующем году они использовались в качестве теоретической базы «экономизма». Направленность этой российской ветви оппортунизма кратко и ёмко определил Ленин: «Его политическая сущность сводилась к программе: рабочим — экономическая, либералам — политическая борьба».

Центром «экономизма» выступала редакция газеты «Рабочая мысль». Уже в её первом номере, вышедшем в октябре 1897 года, были изложены основные постулаты концепции «экономизма». Провозглашая себя приверженцами марксизма, издатели этой газеты претендовали на участие в I съезде РСДРП. Но организаторы съезда (среди них ведущую роль играл соратник находившегося в шушенской ссылке В.И. Ленина по петербургскому «Союзу борьбы за освобождение рабочего класса» Степан Иванович Радченко, избранный на съезде одним из трёх членов ЦК РСДРП) решительно противостояли их участию в съезде.

В изданном по решению съезда «Манифесте Российской социал-демократической рабочей партии» ясно и решительно отвергалась позиция «экономистов». В документе заявлялось: «Чем дальше на восток Европы, тем в политическом отношении слабее, трусливее и подлее становится буржуазия, тем б`ольшие культурные, политические задачи выпадают на долю пролетариата. На своих крепких плечах русский рабочий класс должен вынести и вынесет дело завоевания политической свободы. Это необходимый, но лишь первый шаг к осуществлению великой исторической миссии пролетариата, к созданию такого общественного строя, в котором не будет места эксплуатации человека человеком.

Русский пролетариат сбросит с себя ярмо самодержавия, чтобы с тем большей энергией продолжать борьбу с капитализмом и буржуазией до полной победы социализма».

«Манифест» I съезда РСДРП отвергал и утверждения «экономизма» о стихийной природе рабочего движения: «Местные группы, соединяясь с партией, сознают всю важность этого шага и всё значение вытекающей из него ответственности. Им они окончательно закрепляют переход русского революционного движения в новую эпоху сознательной классовой борьбы». И далее: «Партия… сознательно хочет быть и остаться классовым движением организованных рабочих масс».

После I съезда борьба с «экономизмом» в российском рабочем движении, в том числе в социал-демократических организациях, существенно обострилась. «Экономизм», с одной стороны, выступал под флагом марксизма, с другой — открыто отвергал революционную составляющую этого учения. К этому следует добавить, что «Манифест Российской социал-демократической партии», будучи основным документом I съезда РСДРП, вплоть до II партсъезда формально выполнял роль программного заявления российской социал-демократии. На это Ленин не раз обращал внимание во многих своих работах, так как в период между I и II съездами РСДРП именно «экономисты» были главной альтернативой приверженцам революционного марксизма в рабочем движении России.

Даже находясь в сибирской ссылке, Ленин считал борьбу с оппортунизмом «экономистов» приоритетной задачей последователей революционного марксизма. Он инициировал коллективный «Протест российских социал-демократов» против «Credo» российских последователей Бернштейна. От имени ссыльных революционеров (заявление было подписано 17 социал-демократами) он заявлял: «Марксизм связал в одно неразрывное целое экономическую и политическую борьбу рабочего класса, и стремление авторов «Credo» отделить эти формы борьбы принадлежит к самым неудачным и печальным отступлениям их от марксизма… Таким образом, авторы «Credo» делают колоссальный шаг назад против той ступени развития, которой русская социал-демократия уже достигла и которую она запечатлела в «Манифесте Российской социал-демократической рабочей партии».

Продолжая борьбу с ревизионистами марксизма, Ленин в статье «Попятное направление в русской социал-демократии» указывал: «Русская социал-демократия и в лице её основателей, членов группы «Освобождение труда», и в лице тех русских социал-демократических организаций, которые основали «Российскую социал-демократическую рабочую партию», признавала всегда два следующие основные положения:

1) Сущность социал-демократии: организация классовой борьбы пролетариата с целью завоевать политическую власть, передать все средства производства в руки всего общества и заменить капиталистическое хозяйство социалистическим; 2) Задача русской социал-демократии: организовать русскую рабочую революционную партию, которая ставит своей ближайшей целью — ниспровержение самодержавия, завоевание политической свободы. Кто отступает от этих основных положений (точно формулированных в программе группы «Освобождение труда» и выраженных в «Манифесте Российской социал-демократической рабочей партии»), тот отступает от социал-демократии».

Приведём также написанное Лениным «Заявление редакции «Искры» (выпущено отдельным листком в сентябре 1900 года): «Мы, русские социал-демократы, должны сплотиться и направить все усилия на образование крепкой партии, борющейся под единым знаменем революционной социал-демократии. Именно эта задача была намечена уже съездом 1898 года, образовавшим Российскую социал-демократическую рабочую партию и опубликовавшим её «Манифест».

Мы признаём себя членами этой партии, вполне разделяем основные идеи «Манифеста» и придаём ему важное значение, как открытому заявлению её целей».

НА II СЪЕЗД РСДРП «экономисты» пришли изрядно побитыми, но по-прежнему петушившимися. Самостоятельной идеологической силы они уже не представляли, но среди оппортунистического крыла съезда играли заметную роль. В «Речи по вопросу о Программе партии» 4 августа 1903 года Ленин, ссылаясь на выступления делегатов Акимова и Мартынова, отмечал: «Они показали наглядно, что именно об эпизоде борьбы с «экономизмом» идёт здесь речь. Они выступили с воззрениями, которые были уже названы (и справедливо названы) оппортунизмом. Они дошли и до «опровержения» теории обнищания и до «оспаривания» диктатуры пролетариата…»

В посвящённой II съезду РСДРП работе «Шаг вперёд, два шага назад» Ленин так оценил роль «экономистов» на съезде: «Ко времени съезда не существовало уже старого деления на экономистов и политиков, но продолжали ещё существовать разнообразные оппортунистические тенденции, которые выразились в прениях и голосованиях по ряду вопросов и которые привели в конце концов к новому делению партии на «большинство» и «меньшинство».

В той же работе Владимир Ильич сформулировал важный вывод: «Это — тот несомненный и неоспоримый факт, что меньшинство составили наиболее тяготеющие к оппортунизму члены нашей партии… Меньшинство образовалось именно из правого крыла партии. Разделение на большинство и меньшинство есть прямое и неизбежное продолжение того разделения социал-демократии на революционную и оппортунистическую, … которое не вчера только появилось не в одной только русской рабочей партии и которое, наверное, не завтра исчезнет».

Через 10 лет В.И. Ленин вновь обращается к теме идеологической борьбы внутри рабочего революционного движения. 4 мая 1914 года в газете «Путь Правды» была опубликована статья «Идейная борьба в рабочем движении», сохраняющая и сегодня свою актуальность. В ней читаем:

«Только агитация 1894—1895 гг. и стачки 1895—1896 гг. создали прочную, непрерывную связь социал-демократии с массовым рабочим движением. И тотчас же началась идейная борьба двух течений в марксизме: борьба «экономистов» с последовательными или (позже) «искровцами» (1895—1902), борьба «меньшевиков» с «большевиками» (1903—1908), борьба ликвидаторов с марксистами (1908—1914).

«Экономизм» и ликвидаторство, это — разные формы одного и того же мелкобуржуазного, интеллигентского оппортунизма, который существует 20 лет. Не только идейная, но и личная связь всех этих форм оппортунизма есть несомненный факт. Достаточно назвать вожака «экономистов» А. Мартынова, впоследствии меньшевика, ныне ликвидатора. Достаточно сослаться на такого свидетеля, как Г.В. Плеханов, который сам был в очень многих пунктах близок меньшевикам и тем не менее признал прямо, что меньшевики вобрали в себя интеллигентски-оппортунистические элементы, что ликвидаторы — продолжатели ошибок «экономизма» и разрушители рабочей партии».

Итак, I съезд РСДРП не был в стороне от острой идейной борьбы в марксистском движении. Он активно противостоял первой волне оппортунизма в рабочем движении в России, не допустив экономизм к решению общепартийных дел. На II съезде РСДРП «экономизм» сменил оппортунистическую одежду, влившись в поток меньшевизма. Сегодня коммунисты по-прежнему вынуждены вести острую и непримиримую идеологическую борьбу. В этих условиях резко возрастает потребность в возрождении революционных традиций большевизма. Без этого не удастся расчистить дорогу ни от рудиментов «экономизма» и социал-шовинизма, ни от меньшевистской ржавчины.

Евгений Иванов

 

Visits: 52

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *