Доктор исторических наук Юозас Ермалавичюс: «Дикаря наука превращает в человека»

Автор: | 16.05.2019
Доктор исторических наук Юозас Ермалавичюс: "Дикаря наука превращает в человека"

Доктор исторических наук Юозас Ермалавичюс: «Дикаря наука превращает в человека»

Нынешний передел мира носит комплексный характер, представляющий собой глубочайший перелом во всемирной истории. Глобальный кризис охватил всю земную цивилизацию, основанную на частной собственности на средства производства.

Его возникновение объективно обусловлено мировой научно-технической революцией второй половины ХХ века, которая превратила науку в непосредственную производительную силу общества и создала на этой основе наукоемкий вид производства, гарантирующий его автоматизацию и беспредельное развитие вплоть до полного удовлетворения человеческих потребностей всего населения земного шара. Обобществление производства обрело всемирную степень, требующую соответствующего преобразования общественных отношений мирового сообщества народов согласно необходимых потребностей жизни общества, определяемых наукоемким производством. Но социальная зрелость и умственная развитость народов оказались недостаточными для должного овладения производительными достижениями научно-технической революции, что вызвало в 1970-е годы всеохватывающий, катастрофический, революционный кризис частнособственнического жизнеустройства человечества.

Превращение науки – всеобщей общественной производительной силы – в непосредственную производительную силу человечества закономерно потребовало научного обоснования организации жизни общества и научного управления ее развитием, что предполагает сознательное использование всеобщих объективных законов диалектики, а также основополагающих экономических и социальных законов в конкретной практике исторического творчества народов. Это сопряжено с умственным овладением людьми объективными законами развития природы и общества, не зависящими от сознания и воли населения земного шара. Будучи продуктом умственного труда людей на благо всего человечества, наука обеспечивает возможности и предъявляет соответствующие требования к их умственной развитости вплоть до осознания объективной необходимости и овладения стихийными силами развития природы и общества.

Поскольку характер общественной жизнедеятельности человечества определяется в основном типом собственности на средства производства, преодоление стихийности общественного развития и обеспечение гармонизации общественных отношений предполагают отмену частной собственности и установление общественной собственности на средства производства в планетарном масштабе. Это выступает основным вопросом всемирной социалистической революции, прогрессивное решение которого обеспечивается научным мировоззрением диалектического материализма.

Прогнозируя перспективы всемирной социалистической революции, Ф. Энгельс квалифицировал ее как «скачок человечества из царства необходимости в царство свободы». Содержание этой величайшей социальной революции Ф. Энгельс обнаружил в том, что «объективные, чуждые силы, господствовавшие до сих пор над историей, поступают под контроль сами людей». Отменой частной собственности и установлением общественной собственности на средства производства глобальная социалистическая революция преодолевает стихийное, слепое, хаотическое развитие народонаселения земного шара и утверждает сознательное, планомерное, гармоническое развитие общества. Это осуществляется научно подготовленным человеком, для которого осознание объективной исторической необходимости и овладение действием всеобщих объективных законов диалектики в естественном историческом процессе превращаются в его социальную свободу. Первоочередной чертой разумного человека выступает адекватное восприятие и научное понимание исторической действительности – диалектико-материалистическое мировоззрение.

Мировой империализм реагировал на глобальный кризис развязыванием в 1980-е годы полномасштабной антикоммунистический агрессии против всех проявлений исторического прогресса человечества, нацеленной на контрреволюционное уничтожение мировой социалистической системы и реставрацию безраздельного господства капиталистического общественного строя во всемирном масштабе. При этом на первый план существования частнособственнического общества социального неравенства и антагонизма вырвались сохранившиеся в нем родимые пятна дикости. Фашиствующая реакция империализма показала такие ее черты, как умственная ограниченность, пещерная антинаучность, отсутствие адекватного восприятия общественной действительности, хищническая агрессивность и им подобные. Столь масштабному оживлению отпечатков дикости способствовало продолжительное загнивание капитализма, которое повлекло за собой десоциализацию и дегуманизацию буржуазного общества, духовный кризис личности человека.

Поскольку Советский Союз представляет собой центр притяжения мира, его разрушением в 1991 году империалистическая контрреволюция загнала себя в безвыходную историческую ситуацию, которой она не может овладеть, поэтому обречена на неизбежную гибель. Действуя против объективных законов общественного развития, империалистическая контрреволюция следует путем самоуничтожения. Расчленение Советской страны повлекло за собой глобальный хаос, не поддающийся произвольному управлению, что равнозначно всемирной революционной ситуации. Разграбление общественного богатства советского народа путем приватизации средств производства страны прямо противоположно основному объективному закону развития производства – его обобществлению, — поэтому превратило дезинтегрированный СССР в эпицентр крайнего обострения глобального кризиса, в котором ускоренно созревает всемирный социальный взрыв первоначально в большинстве, а в дальнейшем и в остальных странах планеты. Над человечеством господствует диктатура глобальной социалистической революции, действующая в соответствии со всеобщими объективными законами диалектики. Поэтому без научного понимания и научного обоснования жизни общества нет выхода из глобального кризиса и хаоса. Это обстоятельство касается каждого человека земного шара.

Необходимые потребности жизни современного человечества ХХIвека определяются всеобщим научным потенциалом, созданным мировой научно-технической революцией. Удовлетворение существенно возросших потребностей людей предполагает научное обоснование жизни общества и научное управление ее развитием, что обеспечивается сознательным учетом, соблюдением, использованием объективных законов общественного развития в конкретной жизнедеятельности народов. Необходимым условием научного обоснования жизни общества является социальная свобода и равенство всех людей по отношению к общественному богатству человечества, то есть всемирное торжество социализма. К тому же научное обоснование жизни общества и научное управление общественным развитием поддаются только человеку, обладающему научным сознанием, способным к диалектико-материалистическому пониманию исторической действительности и целенаправленному использованию всеобщих объективных законов диалектики в целях удовлетворения необходимых потребностей жизни всего международного сообщества.

В глобальной социалистической революции принципиальное значение имеет категорический императив К. Маркса, требующий «ниспровергнуть все отношения, в которых человек является униженным, порабощенным, беспомощным, презренным существом». Отменой частной собственности и установлением общественной собственности на средства производства в планетарном масштабе революция обеспечивает социальное равенство всех людей по отношению к всемирному богатству. Это открывает возможности для осуществления в жизни общества главного принципа коммунистического гуманизма: «человеквысшее существо для человека». Это означает, что человек представляет собой высшую социальную ценность в обществе. Свободное развитие человеческой личности является условием свободного развития общества.

Интересный материал:  Мир социализма - мир человеческого достоинства

Идеал величайшей социалистической революции выражен К. Марксом как «человеческое общество, или обобществившееся человечество». Революционное преобразование жизни общества на социалистических началах во всех странах планеты следует к становлению человечества обобществившимся людским коллективом, за судьбу которого ответственен каждый человек, полностью освободившийся от унаследованных отпечатков дикости, ставший действительно разумным и свободным человеком. В итоге складывается человеческий мир.

Согласно всеобщих объективных законов диалектики, как доказал К. Маркс, «капиталистическое производство порождает с необходимостью естественного процесса свое собственное отрицание». Мировая научно-техническая революция подготовила завершение этого исторического процесса. Общественная действительность полностью подтверждает научный прогноз К. Маркса, что «буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого общества». Этот прогноз воплощается в жизнь общества глобальной социалистической революцией, отменяющей частную собственность и устанавливающей общественную собственность на средства производства во всемирном масштабе.

Всемирная социалистическая революция открывает путь коллективистского и гуманистического выхода человечества из глобального кризиса к высшей, коммунистической ступени цивилизации. При этом уровень наукоемкости производства становится опорным пунктом в социалистической организации производства и всей общественной жизнедеятельности интернационального сообщества народов. Следовательно, в развитии личности человека становление науки непосредственной производительной силой общества является революционным скачком от состояния дикости к подлинной человечности, что воплощается в социализации и гуманизации общества вплоть до полной социальной свободы и равенства всех людей на земном шаре. Видную роль при этом играет научно-мировоззренческая революция в общественном сознании человека, усваивающая диалектико-материалистическое понимание постоянно меняющегося мира.

Превращение потомка дикаря в разумного человека начинается с преодоления умственной ограниченности и обогащения интеллектуального потенциала. Это происходит в революционной практике, умственно овладевая умением целенаправленного использования всеобщих объективных законов диалектики в конкретных явлениях естественного исторического процесса. На этой основе складывается научное мировоззрение человека, выступающее исходной позицией его ценностной ориентации, социального и нравственного поведения, общественной деятельности, образа жизни, культуры мышления. Социальное равенство всех людей по отношению к общественному богатству человечества обеспечивает условия для всестороннего развития и эффективного применения творческого потенциала каждого человека на благо всего общества.

Таким образом, становление науки непосредственной производительной силой общества завершает исторический процесс превращения дикаря в человека. Глобальная социалистическая революция заканчивает предысторию и начинает подлинную историю человеческого общества. Она окажется последней социальной революцией во всемирной истории. А следующая за ней историческая эпоха коллективистского и гуманистического развития человечества в условиях всемирной социалистической демократии прогнозируется на 2–3 столетия вплоть до научного самоуправления мирового сообщества народов. Тогда человек действительно перестанет быть порабощенным существом, достигнет соответствия высокому званию человека.

Юозас Ермалавичюс, доктор исторических наук, профессор.

Источник.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.