Доклад редакции «Критика марксистами эволюционной идеи преобразования общества и методы повышения социальной активности»

Автор: | 2020-02-11
Доклад редакции "Критика марксистами эволюционной идеи преобразования общества и методы повышения социальной активности"

Доклад редакции «Критика марксистами эволюционной идеи преобразования общества и методы повышения социальной активности»

Длительное время, пожалуй более столетия, не утихают споры по поводу того, как именно развиваются общественно-экономические отношения: эволюционным или революционным способом. Эти споры ведутся не из досужего любопытства, а для того, чтоб обосновать тот или иной метод перехода из одной общественно-экономической формации, например — капитализма, в другую, например — социалистическую. Сразу необходимо пояснить позицию коммунистов-большевиков по поводу рассмотрения любых общественных процессов. Ведь изменение в обществе, тем более, изменение общественно-экономической формации — это процесс. Общественный процесс.

Коммунисты-большевики стоят на диалектической марксистско-ленинско-сталинской платформе. Это означает, во-первых: что любой процесс, любой факт, любое событие

рассматривается нами не как “круглое и в вакууме”, т.е. не происходящее само по себе вне окружающей действительности, исторических и прочих факторов, не как данное свыше раз и навсегда, а в диалектическом отношении, где непременно участвует нечто, что отрицается и нечто, что заменяет отрицаемое. Кроме того, между отрицающим и отрицаемым мы, коммунисты-большевики, видим наличие, как противоположности, так и единства. Во-вторых: любой процесс в обществе происходит не сам по себе, а под воздействием неких факторов. Изучение, осознание и вывод взаимосвязей между этими факторами как раз и является задачей научного подхода к осознанию общественных процессов. Вывод наиболее общих закономерностей таких процессов — законов развития общества позволяет в дальнейшем, используя научный метод, делать наиболее точные выводы, предсказывать ход и результат тех или иных событий и использовать знания в качестве научного инструмента для построения правильной, вначале — теоретической модели, а после практической реализации спланированных изменений. В-третьих: мы категорически отвергаем наличие, а значит и возможность вмешательства всевозможных “потусторонних” сил, конспирологических “заговоров” и почую, не доказанную, либо, тем более, опровергнутую наукой галиматью. Наш подход — это следование научной концепции и отвержение любой мистики.

Теперь, товарищи, когда мы определились с платформой в границах которой мы станем рассматривать вопрос, следует рассмотреть подробнее саму тему, исходный посыл. Вопрос эволюционный или революционный путь развития общественных отношений происходит в результате развития общества совершенно нельзя расширять до перехода от одной общественно-экономической формации к другой, поскольку, даже сам факт выделения такого перехода, когда меняется общественно-экономический строй и/или государственное, политическое или экономическое устройство, говорит о том, что это отдельный от простого развития общества процесс. У такого процесса совершенно особенные причины, совершенно особенные признаки, совершенно особенные фазы протекания и т.д.. Т.е. получив любой ответ на то, каким образом развивались общественные отношения на каком-то временном, даже значительном, интервале, абсолютно не правомерно, не научно, переносить и расширять эти результаты на другие интервалы. То есть, независимо от того ответа, который получается при рассмотрении развития одной общественно-экономической формации, он не может быть принят в качестве аргумента, что переход между общественно-экономическими формациями будет строится по тем-же законам, что и развитие без такого перехода.

Говоря проще, получив ответ, что, например, внутри капитализма, предположим, происходят некие процессы, которые мы можем называть эволюционными, это совсем не будет означать возможность эволюционного перехода от капитализма к социализму, поскольку процессы внутри капиталистической системы и процесс перехода от капитализма к социализму происходят за счет различных процессов. И свойства этих процессов, также различны.

Теперь, давайте определимся, что такое эволюционный и что такое революционный процесс развития общественных отношений.

Революционный процесс — это процесс скачкообразного изменения параметров общественной системы под воздействием накопившихся внутренних противоречий. При этом процессе, всегда выделяется диалектическая пара: предыдущая система, имеющая отрицаемые новой системой параметры. Те параметры, которые вызвали накопление противоречий, перешедших из количества в новое качество. И новая система, имеющая в том числе и свои, отличные от предыдущей параметры. Причем, в этой диалектической паре, часть параметров предыдущей системы в новой системе сохраняется, а часть — нет.

Неверно считать, что революционный процесс развития общественных отношений означает обязательную смену общественно-экономической формации. Революционный процесс может быть и в пределах одной формации. Например: научно-техническая революция (НТР) привела к значительному изменению, как производства, так общественных отношений внутри существовавших в момент ее течения общественно-экономических формаций, но к самой смене, переходу от одной формации к другой не только не привела, но и не могла привести принципиально, поскольку в результате НТР ставились и решались совсем не связанные с основополагающими для различных формаций, задачи и, следовательно, изменялись совершенно другие, чем нужно для смены формаций, отношения.

С другой стороны, Великая Октябрьская Социалистическая Революция, изменила, как общественно-экономическую формацию, с буржуазной на социалистическую, так и в результате нее произошла глобальная смена всех общественных отношений, как внутри России, так и во всем мире.

Т.е., в зависимости от того, какие факторы вызвали, путем накопления противоречий, революционный процесс, таков и будет конечный результат диалектического перехода. Если факторы связаны с общественно-экономической формацией и являются ее неотъемлемой частью, например: частная собственность на средства производства при капитализме, то в результате революционного процесса произойдет смена старой общественно-экономической формации на новую. Если же факторы вызвавшие революционный процесс не являются принципиальными для существования общественно экономической формации, например: переход на современные технологии, конечно, приветствуется капиталистами, но не затрагивает принципиальных для капитализма признаков, то в результате такой революции общественно-экономическая формация останется прежней, изменится лишь какая-то часть отношений внутри нее.

Эволюционный процесс предполагает медленное, постепенное преобразование общественных отношений. Постепенное отмирание одних их форм и замещение другими. При этом процессе также можно в каждом конкретном случае выделить диалектическую пару: отрицающее и отрицаемое. Но глобального, качественного изменения при эволюционном отрицании отрицания единомоментно не происходит, а происходит череда “микроотрицаний”.

Для протекания эволюционного процесса требуются специальные условия. Во-первых, требуется такой процесс, как наследование свойств. Т.е. при каждом “микроотрицании”, то новое, что появляется вместо отрицаемого, должно иметь бОльшую часть из свойств, отрицаемого. Например: эволюция транспорта происходила таким образом, что, скажем, первый автомобиль и экипажи того времени имели гораздо больше схожего, чем различий.

Во-вторых: при каждом “микроотрицании” некоторые из факторов должны изменяться максимально хаотически. Чем ближе к равно вероятному распределению будет процесс таких микро изменений, тем более гладко и быстро будет идти эволюционный процесс.

И наконец, в-третьих, для протекания эволюционного процесса должен происходить отбор. Т.е. те структуры, которые проходят сквозь сито отбора, должны участвовать в дальнейшем эволюционном процессе. Те же структуры, которые сито отбора не проходят, из дальнейшего процесса исключаться. Чем более строгие условия отбора, тем быстрее и качественнее происходит эволюционный процесс.

Вот на принципах отбора при эволюционном прцессе следует остановится более детально. Отбор — это некий процесс, который происходит, упрощенно, по такому алгоритму: нечая сущность сравнивается с неким эталоном и, если попадает в заданный диапазон погрешности, то пропускается к следующим этапам эволюционного процесса, а если нет — то ЛИКВИДИРУЕТСЯ, удаляется из дальнейшего процесса навсегда.

Так реализуется сито отбора. Нас в этом сите будет интересовать эталон. Вообще, способ отбора можно условно разделить на условно-естественный и условно-искусственный.

В случае с условно-искусственным, эталон для сита задает некто, управляющий процессом — селекционер. Так, например, отбирают в результате тренингов или экзаменов при соискании на ряд должностей, или в ряд учебных организаций. Проваливший экзамен выбывает, остальные проходят на следующие туры отбора. Эталон для такой селекции задают организаторы процесса. Наследование и изменчивость — являются результатами подготовки и/или обучения перед очередным туром селекции.

В случае условно-естественного отбора, никто не является персональным автором эталона. Эталон возникает в процессе множественной общественной договоренности. Т.е. эталоном является то предельно-допустимое — сверху, и то предельно недопустимое — снизу, что принято в настоящий момент в этом социуме. Например: нахождение в джинсах в театре считалось не принятым, но, с большой натяжкой, допустимым. Сейчас это является повсеместной нормой. Или, еда в кинотеатре во время сеанса, ранее была допустима, но не приветствовалась, сейчас пожирание попкорна является чуть ли не обязательным атрибутом посещения кино.

Причем, при условно-естественном методе получения эталона для селекции, вполне можно выделить группы действительных авторов. Т.е. условно-естественный метод, не является на самом деле природным, как это происходит в, например, процессе биологической эволюции. В случае, например, с попкорном в кино, авторами является обширная группа людей приносящая и привносящая некие нормы, декларируемые мещанами из США.

В буржуазной интерпретации психологии, метод формирования условно-естественных эталонов носит наименование “окна Овертона”.

Рассмотрим более пристально условно-естественный эволюционный процесс на примере попкорна и кино. В динамике он выглядел так: некоторая часть зрителей продолжала негативно относиться к поеданию пищи во время киносеанса. Небольшая пока, часть — подражая их представлениям о жизни в США, стала носить пакетики с попкорном на просмотр. Это было для них “круто”, “по-американски”. Поскольку эта активная часть находилась в поле зрения остальных зрителей, часть из них, повинуясь внутреннему конформизму — стадному чувству, стали также тайком носить попкорн в кино. Со временем, к процессу подключились ушлые торговцы, начавшие распродавать попкорн прямо в фойе кинотеатра. При этом, основное количество зрителей изменили свое отношение к процессу питания в кинотеатре. Осуждающие процесс противники подкрепится в кино, вынуждены были смириться. Т.е. были исключены из дальнейшего процесса эволюции. Этот этап эволюционного процесса завершился выведением нового вида: Человека Жующего В Кино. Была ли кем-то поставлена цель вывести именно этот вид? Нет. Такая цель явно ни у кого не стояла, включая и прежних “хулиганов”, тайно проносившихся кулечек с попкорном на киносеанс. Значит ли это, что выведение такого вида — это случайность. Тоже нет. Это не случайность, но логичное следствие из более обширного процесса — изменения общего культурного уровня в обществе. Этот новый вид — часть эволюционного процесса общей деградации культурного уровня в результате изменения общественно-экономических отношений и следующих из этих изменений, изменений условных общественных договоренностей: правил приличия, морали, этики и т.д. Таким образом, кулечек с попкорном в кинотеатре — это лишь индикатор, показатель, видимая наблюдаемая часть того, как и в каком направлении происходит эволюционный процесс под воздействием изменения глобальных условий в общественно-экономической формации, подтверждая марксистский тезис о том, что бытие определяет сознание.

Интересный материал:  Иосиф Сталин и Коммунистическая партия. Опровержение домыслов о «попрании ленинских партийных норм» И.В. Сталиным

Мы выделили три непременные составляющие, без которых невозможен эволюционный процесс. Это: наследование большей части признаков из предыдущего, отрицаемого состояния. изменение небольшого, видимого, как незначительное, количества признаков в новом состоянии и процесс отбора — селекции. Причем, отбор может производиться специально, как например во время экзаменов, тестов, кастингов, так и “случайно”, как в примере с попкорном.

Теперь, давайте рассмотрим революционный процесс на предмет того, какие условия необходимы для его протекания.

Для того, чтоб произошел любой революционный процесс необходимо наличие следующих условий:

  • наличие достаточного количества накопившихся противоречий, между внутри системы. Это условие нужно для двух целей: превышения порога устойчивости, упругости системы и для высвобождения сил на построение в дальнейшем, новой системы. Это процесс концентрации сил;
  • наличие у процесса, который вызывает противоречия, пороговых свойств. Т.е. до определенного предела эту палку можно согнуть, а превысив критический угол, произойдет неупругая деформация палки. Сразу нужно отметить, что далеко не все процессы имеют пороговое свойство.
  • наличие воли, направляющей силы высвобождающиеся в результате противоречий на революционное изменение.

В терминологии марксизма, эти три условия называются “революционная ситуация”.

В отличие от эволюционного, слабого по определению изменения, не могущего в результате своей непременной хаотичности, без которой эволюционный процесс невозможен, целенаправленно концентрировать силы для достижения глобальных, требующих расхода огромных усилий задач, революционный процесс изначально состоит из концентрации сил, возникающих в результате накопления противоречий и ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО их расходования для получения результата, являющегося проявлением человеческой воли. Т.е. революционный процесс — целенаправленное, волевое воздействие для достижения конкретной цели.

Отсутствие или недостаточное количественное и качественное выражение любого из трех вышеприведенных факторов приводит не к революционному процессу, а к процессу релаксационной вспышки, когда накопленная энергия расходуется, но ни к целям, ни к какой-либо пользе этот расход не приводит, а лишь на время сбрасывает накопленную в обществе энергию протеста. Примером такой релаксационной вспышки можно считать всевозможные бунты, например бунт Емельяна Пугачева, Стеньки Разина, или свежий пример — Киевский Майдан. В результате релаксационной вспышки, энергия протеста расходуется, но при этом противоречия, породившие саму эту энергию не исчезают. Система не получает той необходимой деформации, чтоб произошел качественный, революционный переход. Впоследствии, процесс релаксационных вспышек повторяется с известной периодичностью. Только наличие ВОЛИ, наличие грамотного ЦЕЛЕВОГО управления высвобождающейся в результате народной энергии, приводит к неупругой деформации — разрушению прежней системы и дальнейшему ЦЕЛЕВОМУ использованию остатков накопленной энергии на построение новой системы.

В отличие от заведомой хаотичности, спонтанности и полному отсутствию целей, свойственных эволюционному процессу, революционный процесс — это процесс осознанный, направленный, целевой, управляемый. В процессе эволюционных преобразований в обществе, из-за стохастичности целей, происходит непременная деградация, усреднение, отметание наилучшего, поскольку оно выходит за рамки селекции. Если же рамки селекции установить искусственно на завышенные ожидания, или делать множество последовательных селекций при завышенной искусственно планке селективного сита, то произойдет количественное вырождение — т.е. того результата, что будет проходить отбор будет, в конечном итоге, недостаточно для проведения очередного процесса.

Оба процесса, и эволюционный, и революционный, протекают в современном обществе. Вектора этих процессов совершенно различны. Эволюционный вектор направлен на некое усреднение, максимально попадающее в диапазон допустимого существующей общественно-экономической формации, а революционный вектор, напротив, направлен на ликвидацию текущей формации и, следовательно, преобразование самой формации под интересы общества. Из сказанного следует, что достижение цели преобразования общественно-экономической формации НЕВОЗМОЖНО без революционного скачка. Т.е. сменить капитализм на социализм без революции невозможно принципиально.

Но для революционного, а значит — управляемого волей людей, процесса, необходимо качественно повышать уровень, как сознания, так и социальной активности граждан. Повышение уровня сознания для достижения революционного скачка необходимо по простой причине: революционный скачок — это управляемый ВОЛЕЙ и значит, разумом, людей процесс. При недостаточном понимании и невысоком уровне сознания, вместо революционного скачка получится непременно релаксационная вспышка. С жертвами, разрушениями и прочими неприятностями связанными с неуправляемыми выбросами огромной энергии. Значит, без достаточного уровня сознания, управлять революционным процессом даже браться не стоит. Этот фактор — необходимость полностью научного, максимально безошибочного, разумного управления грандиозными энергиями народных масс в результате революционного процесса, а также видимая “простота” и “ничегонеделание” при процессе эволюционном, приводит к тому, что ряд людей небезразличных к судьбе общества, предпочитает прятаться от правды, надеясь на авось и на то, что хаотические преобразования эволюции общественных отношений, сами по себе разрешат все вопросы и решат все задачи. Это с одной стороны, а с другой — что мнимая “бескровность”, ненавязчивость процесса эволюционных преобразований способна сократить человеческие жертвы. Это заблуждение, товарищи! Основные человеческие жертвы происходят не в процессе преобразования общественно-экономической формации в результате революционного процесса, а от самого функционирования античеловеческой формации. В процессе ее, т.с. жизнедеятельности, порождающей противоречия такой силы, что их совокупность может быть достаточна для слома самой формации. Например: только за последние 10 месяцев, численность населения в РФ сократилась более чем на четверть миллиона человек (260 тыс.). Сокращение населения в таком масштабе означает, что народ в России по-сути вымирает. И это жертвы вовсе не революции, а существующего в РФ колониально-империалистического строя. За время после контрреволюции 90-х, только Россия недосчиталась 34 млн. человек. Это в три раза большие потери, чем потери во ВСЕЙ бывшей Российской Империи с обеих сторон во время Гражданской Войны. Тихо сидеть и ждать, что эволюция сама по себе изменит ситуацию к лучшему —

это становиться соучастником массового геноцида. Особенно, понимая, что эволюция технически никогда с ожидаемым не справится по причине изложенной выше.

Для решения задачи проведения преобразований общественно-экономической формации, с дальнейшей смены одной формации н адругую, следует повышать социальную актиавность населения. Как было сказано ранее, социальная активность населения важна не сама по себе, а в разумном, осознанном качестве. Т.е. следует раскрывать глаза трудящимся на действительные процессы происходящие в буржуазном обществе. Показывать, что только революционные преобразования, сделанные своевременно и с использованием исключительно научных методов могут избавить трудящихся от угнетения. Это все называется термином “идеологическая классовая борьба”. Только в результате должной работы в области идеологической классовой борьбы можно получить достаточное количество социально активных трудящихся, обладающих необходимыми знаниями и ВОЛЕЙ для активного участия в классовой борьбе политической. Ведь только политическая классовая борьба может привести к смене политической, общественно-экономической формации. Но политическая классовая борьба предполагает, что трудящиеся достаточно полно осведомлены и понимают, как текущую ситуацию, так и ситуацию к которой следует идти. Никакие догмы, мантры, фанатизм и вера не помогут в таком сложном и наукоемком процессе, которым является управление колоссальной энергией, высвобождаемой в революционном процессе.

Кроме идеологической и политической, существует еще и самая старая форма классовой борьбы — экономическая. Она основана на том факте, что самым чувствительным местом у буржуя всегда был и останется его кошелек. Экономическая форма классовой борьбы предполагает и некоторое временное улучшение положения трудящихся в случае частичной победы. Но эти частичные, временные, локальные победы не в состоянии кардинально и надолго решить проблемы трудящихся. Экономическую форму классовой борьбы можно и нужно использовать для активизации народных масс, для их сплочения. В совокупности с идеологической классовой борьбой, экономическая форма подводит людей к переходу к единственно действенной — политической классовой борьбе.

Но даже после победы пролетарской революции, завершать, сворачивать или уменьшать интенсивность идеологической классовой борьбы нельзя. Ведь именно она дает людям РАЗУМНОЕ и ПРАВИЛЬНОЕ осмысление окружающего мира. А значит, дает разумные направления для приложения своих усилий. Свернутая, формальная и беззубая идеологическая классовая борьба в поздний период существования СССР, одна из весьма важных причин победы контрреволюции. Без разумной, осознанной. научной деятельности, на которую более пассивных членов общества должны направлять наиболее активные, в пассивных слоях зарождаются мещанские, мелкобуржуазные и откровенно антинародные замашки, мысли, формы поведения. Сказывается разлагающее действие усреднения и выхолащивания со стороны эволюционных процессов. Для недопущения подобного, следует не только не снижать, но напротив, после победы пролетарской революции увеличивать напряженность идеологической классовой борьбы. Даже тогда, когда классовый состав общества станет иным, когда исчезнут явно выраженные антагонистические классы, все равно, эволюционная деградация будет способствовать медленному “стеканию” и реставрации не изжитых проявлений мелкобуржуазного характера. Значит, со вновь возникающими в организме общества мещанами и мелкими буржуями, придется вести всю ту-же идеологическую классовую борьбу.

В настоящее время, каждый в состоянии передать своим товарищам, коллегам по работе, в курилке и во дворе крупицу знания. Попытаться открыть небольшую хотя-бы часть того, что происходит в капиталистическом мире и почему. Какие бывают формы классовой борьбы, как ими пользоваться, зачем это нужно каждому трудящемуся. Каждая зароненная капля знания, каждое зерно разума со временем, постепенно, потихонечку прорастет. И когда активность общества достигнет нужного порога, может возникнуть тот процесс, который скачкообразно изменит нынешнюю общественно-экнономическую формацию. И произойдет это все, конечно, не само по себе, а в результате нашей совместной, коллективной, кропотливой работы. Не видимый сейчас результат ее, вовсе не говорит о том, что работа делается напрасно. Нет! Результат этот имеет такие же скачкообразные свойства, как и тот процесс, который он породит.

Источник.



Просмотров: 1