Чернуха или «пророчества»

Автор: | 2020-03-07
Чернуха или «пророчества»

Чернуха или «пророчества»

Проблема «отцов» и «детей»…Этой проблеме посвящены тома разнообразной литературы, дискуссий и круглых столов. Кинематограф не обошел и ее стороной, поскольку в тот период, о котором пойдет речь, непонимание поколений усилилось в стократ. Речь пойдет о молодежном кино эпохи «перестройки», где художественными средствами показаны конфликты в семьях как средство, разрушающее государство и общество.

На этапе «ранней «перестройки» критика велась в дозволенных государством рамках. Утверждалось, что, исправив отдельные недостатки, мы станем жить лучше. Постепенно в данный период режиссеры, ранее работавшие с молодежной проблематикой (Д.Асанова, В.Абдрашитов, К.Шахназаров), охотно взялись за популярную тему.

В итоге на экраны вышли следующие фильмы: «Курьер» (К. Шахназаров), «Плюмбум или опасная игра» (В. Абдрашитов), «Ночной экипаж» (Б. Токарев), «Соблазн» (В. Сорокин по сценарию Д. Асановой), «Шантажист» (В. Курыкин), «Забавы молодых» (Е. Герасимов). Особо на их фоне выделяется «Ночной экипаж», где показаны не только исключительно подростковые хулиганства, но и конкретные причины их появления: равнодушие педагогического коллектива школы, желание не понять проблемного ученика, а избавиться от него, чтобы не портил статистику. Постепенно в главном герое Петухове (Игорь Пьянков) вместе с куражом и желанием мести скопилась и выплеснулась злость, которая и привела по сюжету его к преступлению (угон машины, сопротивление милиции и ДТП с гибелью 3 человек). Режиссером делается вывод — в плохих поступках виновны не только те, кто их совершил, а те, кто их не остановил. Похожие мысли звучали и в картине «Обвиняются в убийстве», снятой по «горячим следам» в 1969 году и в ленте «Грачи» 1982 года.

Абдрашитов в «Плюмбуме» использует приемы сюрреализма и на примере поступков главного героя показывает состояние сознания молодых людей. «Добро и зло меняются местами, когда в голове каша», — эти слова произносит милиционер, напутствуя главного героя Руслана Чутко, который думает, что помогает обществу, а на самом деле — преумножает страдания. Данное высказывание отлично показало то общественное брожение в среде интеллигенции, которое охватило все научное сообщество начиная с 1990-х,  продолжаясь в 2000-е годы и закончившись в 2014 году окончательно.

Тем самым проблематика показана очень осторожно, не трогая основ государственного строя.

Начиная с 1988 года многие деятели кино в выборе «осмелели» настолько, что многие «шедевры» того периода кажутся почти пророческими, несмотря на стремление критиков обвинить их в «чернушности». Спектр тем расширяется — виновным признается уже государство и все общественные организации – Комсомол, Партия, армия, милиция, школа.

Самые «пророческие» шедевры: «Роковая ошибка» (Н. Хубов), «Меня зовут Арлекино» (В. Рыбарев), «Поджигатели» (А. Сурин), «Авария-дочь мента» (М. Туманишвили), «Маленькая вера» (В. Пичул), «Стеклянный лабиринт» (М. Осепьян), «Трагедия в стиле рок» (С. Кулиш), «Публикация» (В. Волков), «На окраине, где то в городе» (В. Пендраковский), «Дорогая Елена Сергеевна» (Э. Рязанов), «Делай-раз» (А. Малюков), «Куколка» (И. Фридберг), «Это было у моря» (А. Шахмалиева), «Шут» (А. Эшпай). Отдельные темы затрагивала и Муратова в своем фильме «Астенический синдром».

Все они объединены общей темой- государство, если оно заставляет молодежь испытывать страдания и прижимает ее в своем развитии, обречено. Потому звучит призыв — дайте ей голос, право и возможность высказаться. Как выразилась девушка-героиня в «Дорогой Елене Сергеевне», «Вы долго не слушали нас, а мы теперь не будем слушать вас». Наглядно виден нарождающийся нигилизм и готовность следовать подлым и черным методам в достижении цели. В «Стеклянном лабиринте» пьяная выходка — убийство животных в зоопарке и равнодушие социума, сыграли роковую вещь -самоубийство главного героя. В «Куколке» же затронуты более серьезные вещи. На примере сломанной судьбы девушки-гимнастки показаны судьбы и общества, и страны, и всех окружающих ее людей. Как человек, привыкший к одной системе координат, оказывается неприспособлен к новым условиям и пытается действовать лишь старыми методами. Это одна из тех мыслей, возникших после просмотра.

Режиссер «Арлекино» заходит глубже — показывает лидера группировки Арлекино как личность, не находящую себя в мире и пытающуюся наладить в обществе справедливость. В этом плане показателен эпизод, где они пишут на стене лозунг- «Деньги не делают нас счастливее». Он остро чувствует свою ненужность социуму, отторжение себя обществом и пытается в нем утвердиться и утвердить порядок. Тем самым намерен показать, что он еще не испорчен и светел.

Завершая, хочется сказать следующее — многое из того, что показывали в перестроечные годы, смогло осуществиться благодаря «реформаторам» и их последователям. Поэтому, повзрослев и поумнев, нам стоит исследовать эти образцы как источник и сделать новые, верные выводы.

Сергей Кухарец

Источник.



Visits: 42

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *