Человек, одухотворонный Ленинскими идеями, – «секретное оружие» Советской страны

Автор: | 2020-05-10
Человек, одухотворонный Ленинскими идеями, – «секретное оружие» Советской страны

Человек, одухотворонный Ленинскими идеями, – «секретное оружие» Советской страны

Что бы ни измышляли хулители советского строя, они никогда не смогут опровергнуть тот факт, что в Великой Отечественной войне социалистический Советский Союз сумел победить врага, который до того триумфально прошёл по всей капиталистической Европе, тратя на покорение очередной страны от нескольких недель до нескольких часов, а англичане бежали от него в такой панике, что бросили в Дюнкерке всю боевую технику. Причём, в кампании 1939-40 годов Германия опиралась только на собственные силы. А в «крестовом походе» против СССР её поддерживали войска Италии, Финляндии, Венгрии, Румынии и соединения других государств, в том числе и побеждённых немцами – Франции, Нидерландов, Бельгии, Норвегии и других. На агрессоров работала промышленность почти всей континентальной Европы, и по общему промышленному потенциалу они превосходили Советский Союз минимум вдвое.Что же дало силы советскому народу сначала устоять против такого страшного врага, а потом и разгромить его?

Версия антисоветчиков, будто главным фактором стойкости советских воинов был страх – страх перед заградотрядами и штрафбатами не выдерживает критики. Каким образом заградотряды, например, могли побудить воевать до последнего войска, оказавшиеся в окружении в самые тяжёлые месяцы 1941 года? Как отметил начальник генштаба сухопутных войск Вермахта генерал Гальдер, «они воевали не за свою жизнь, а за выигрыш времени» — времени, необходимого стране для организации мощного отпора врагу. Немецкое командование было вынуждено пять десятков дивизий направить не на передовую для развития наступления, а для борьбы с советскими войсками, продолжающими сражаться на уже оккупированной территории. Чтобы можно было лучше представить себе, что это за силы, скажу, что контрудар вдвое меньшего количества немецких дивизий в конце 1944 года едва не привёл союзников к катастрофе на Втором фронте.

Явно не укладывается в версию о страхе, как главной движущей силе сопротивления советского народа, и огромное число добровольцев, стремящихся встать в ряды защитников Советской страны. Оспорить это невозможно, так антисоветчики пытаются «интерпретировать»: мол, «шли потому, что всё равно возьмут, так уж лучше добровольцем». Но как быть с десятками тысяч ополченцев, которых без их желания никто бы не «взял» – и возраст не тот, и «бронь» у многих была. Уже в постсоветское время ректор Московского технологического университета Ю.М. Соломенцев вспоминал, как во время войны директор одного из уральских заводов опрометчиво издал приказ: «За потерю пропуска – на фронт»; буквально на следующий день более половины работников «потеряли» пропуска.

Второй «рубеж обороны» ненавистников советского социализма: такая стойкость наших войск – проявление традиционного русского патриотизма. У меня и мысли нет преуменьшать значение этого фактора. Замечу только, что возрождение во второй половине 30-х годов патриотического воспитания на славных примерах всей истории России — немалая заслуга советского руководства.

Только вот почему-то в Николаевской России традиционный русский патриотизм оказался не столь эффективным средством. Одно из свидетельств готовности войск стоять на смерть — соотношение числа погибших и пленных. У Красной Армии в Великой Отечественной войне на 14 погибших было около 10 пленных. А в Первой мировой войне, если исходить из данных Генштаба на 3 октября 1917 года, — на 10 погибших пришлось 40 пленных. Да и в Русско-Японской войне наша армия (при том, что русские воины явили немало вошедших в историю примеров героизма) в целом потеряла пленными примерно в полтора раза больше, нежели погибшими. Таким образом, Красная Армия проявила куда более высокую стойкость, нежели армия Николая II.

Так что, не принижая, повторю, значения традиционного русского патриотизма, следует признать: решающую роль в том, что советские люди нашли в себе внутренние силы, чтобы сначала выстоять под невиданно мощным ударом врага, а затем и разгромить его, сыграл другой фактор. Тот самый, память о котором всеми средствами стремится вытравить нынешняя власть, вплоть до того, что 9 мая на Параде Победы скрывает от глаз людских Мавзолей В.И. Ленина. Это великая сила Ленинских идей — тех идей, которые легли в основу коммунистического воспитания народа.

Одним из результатов этого воспитания стала идейность советских людей, встретивших Великую Отечественную войну. Коммунистические убеждения были для них не культом, который требовалось соблюдать, а их духовной основой. Советские солдаты и офицеры чувствовали себя продолжателями дела тех, кто осуществил Октябрьскую революцию и отстоял Советскую страну в годы Гражданской войны. Драматург Александр Штейн, работавший в годы войны в Ленинграде, писал: «Моряки, уходившие с нашего корабля на сухопутье, непременно хотели своим обликом походить на моряков 1919 года, виденных им в кинофильмах… И я понял тогда: не будь того, ради чего и во имя чего жило наше поколение, никогда не удержался Ленинград, как не удержались Париж, Варшава. Белград, вся Европа. Значит, всё было не зря».

Писателя Андрея Платонова антисоветчики пытаются представить внутренним врагом советского строя. Тем не менее, описывая подвиг краснофлотцев, ценой своих жизней остановивших немецкие танки, он видит исток их героизма в чувстве, которое «рождено любовью матери, Лениным и Советской Родиной».

В Центральном музее вооружённых Сил хранится письмо, найденное в братской могиле участников Аджи-Мушкайской обороны: «К большевикам и всем народам СССР! Я небольшой по важности человек. Я только коммунист-большевик и гражданин СССР. И если я умер, так пусть помнят и никогда не забывают наши дети, братья, сёстры и родные, что эта смерть была борьбой за коммунизм, за дело рабочих и крестьян, за дело партии Ленина и Сталина! Чебаненко». А в залитом кровью партбилете погибшего под деревней Фокино 20-летнего комбата Геннадия Потёмкина была такая записка:

«Я клянусь – не ворвётся

Враг в траншею мою.

А погибнуть придётся –

Так погибну в бою.

Чтоб глядели с любовью

Через тысячи лет

На окрашенный кровью

Мой партийный билет».

Казалось бы, полковник царской армии Дмитрий Карбышев как раз должен был явить образец «традиционного русского патриотизма». Однако в лагерной справке Дмитрий Михайлович характеризуется немцами так: «Кадровый офицер старой русской армии, человек, которому перевалило за 60, оказался насквозь заражённым большевистским духом».

Стать в ряды коммунистов солдаты и офицеры считали честью. Накануне 70-летия Победы в левой печати не раз приводились данные: если к началу Великой Отечественной партия насчитывала 3,9 миллиона членов, то в годы войны в неё вступили более трёх миллионов человек. Все они знали, что единственная «привилегия», которую они при этом обретают: первыми идти на самые опасные задания. К сведению: почти каждый второй коммунист-фронтовик погиб. Показательно, в каких условиях люди порой вступали в партию.

Известный писатель Юрий Крымов (автор очень популярной повести «Танкер «Дербент»), с началом войны ставший сотрудником армейской газеты, в 1941 году попал вместе с нашими войсками в окружение. Накануне решающего боя, гибель в котором была почти неизбежна, он вступил в партию. А вот документ, хранящийся в московском музее Пограничных войск – написанный на обгорелом клочке обоев протокол партийного собрания. История его такова: во время боёв на подступах к Орджоникидзе (ныне – Владикавказ) четверо бойцов 26-го погранполка, оборонявшихся в дзоте, были окружены немцами. Решили стоять до конца. Из четверых двое были коммунистами, один комсомольцем, один – беспартийным. И когда гибель казалась неминуемой, беспартийный подал заявление о приёме в партию. Так появился «Протокол общего партийного собрания заставы №12, 4 ноября 1942 года». «Присутствовали: Михеев и Куприянов. Повестка дня: слушали товарища Алтунина Фёдора Григорьевича. Заявление о приёме в партию во время боя…».

А сколько было таких, кто не успел вступить в партию, но шёл в свой последний бой с запиской: «Если погибну, считайте меня коммунистом» — подобных записок-завещаний немало хранится в Центральном музее Вооружённых Сил.

Авторитет партии, и до того высокий, в годы войны стал колоссальным. Показательно, что в годы войны в партию вступили немало «старых» интеллигентов – например, академик Евгений Оскарович Патон (в возрасте 73 лет), академик Абрам Фёдорович Иоффе (в 62 года), актёр Амвросий Бучма (в 51 год), учёный-радиотехник Аксель Иванович Берг (в 51 год)…

Коммунистическое воспитание проявлялось и в формировании нового отношения к труду: из только средства зарабатывания денег, труд становился сферой раскрытия творческого потенциала людей, способом служения стране, говоря словами Сталина, «делом чести, делом славы, делом доблести и геройства». И в годы Великой Отечественной войны такое отношение к труду дало потрясающий результат.

Даже антисоветчики признают, что советские труженики тыла сделали невероятное. Но, верные себе, они пытаются внедрить версию, будто главным стимулом этого трудового подвига был всё тот же страх. «Не перед немцами, — утверждал писатель Д. Гранин, — а страх у руководства завода, у начальников цехов, он передавался по всей вертикали, этот страх поддерживался с первых дней войны».

Да, страх может заставить человека трудиться до изнеможения. Но такой труд в принципе не может быть творческим. А советские труженики в годы Великой Отечественной войны явили небывалый в истории пример именно творческого труда.

Вот один из таких примеров. М.З. Оленевский, который в 1941 году был главным инженером артиллерийского завода, рассказывал, что их директор представил в октябре 41-го в ГКО план выпуска пушек, предусматривающий увеличение их производства в 18 раз! Причём, рост был не за счёт увеличения мощностей, а за счёт выхода на более высокий уровень организации производства. Только за первый месяц инженеры и рабочие завода внесли 375 рационализаторских предложений.

Академик Патон писал, что в разработке и внедрении в промышленности более эффективных методов сварки за два года войны удалось сделать то, на что в мирных условиях потребовалось бы от пяти до восьми лет. В год 70-летия Победы в одном из материалов СМИ, посвящённых юбилею, приводились данные, свидетельствующие о высочайшей эффективности советского производства: в годы войны в СССР на 1 миллион тонн выплавленной стали производилось самолётов в 2,6 раз больше, чем в Германии, бронетанковой техники – в 3 раза, орудий – в 4 раза больше.

И это всё «со страху»? Полноте, эти примеры (а подобных можно привести ещё очень и очень много) — убедительное доказательство высочайшей эффективности труда, говоря словами Ф.Э. Дзержинского, «одухотворённого великими идеями коммунизма». Писатель Всеволод Кочетов в записях военных лет привёл слова партийного секретаря одного из районов Ленинградской области: «Мудрость нашей партии в том, что труд в нашей стране она сумела превратить в дело чести, доблести и геройства… Это сильные, могучие стимулы. Ни в одной стране мира этого нет и быть не может, пока там капитализм… Успехи мирового значения будут сопутствовать нам всегда, покуда труд остаётся в сознании людей делом их чести, доблести и геройства…».

Благодаря этому, Советский Союз, значительно уступавший суммарному промышленному потенциалу Германии, её союзников и оккупированных немцами государств, да ещё вынужденный в конце 1941- начале 1942 года возводить заново более тысячи эвакуированных предприятий, уже в 1943 году в полтора-два раза превосходил врага по производству всех главных видов вооружений. Для полноты картины напомню, что в годы Первой мировой войны Николаевская Россия по этим показателям значительно уступала Германии.

Среди важнейших установок коммунистической идеологии – приоритет общественных интересов и готовность к личным жертвам ради общего блага. Лётчик-испытатель Г. Мосолов, размышляя над тем, почему для его коллег стало нормой в ситуации, когда все правила обязывают покинуть гибнущий самолёт и спасать свою жизнь, до конца бороться за спасение гибнущей машины, пришёл к выводу: «Уверен – потому, что в людях было воспитано чувство долга. И если мне скажут, что в критическую минуту человек не думает о долге, я соглашусь. Но если задолго до этой критической ситуации в нём было воспитано чувство ответственности за порученное дело, ответственности перед Родиной, перед народом, его поступок будет без раздумий, как результат воспитанной готовности пожертвовать собой ради спасения машины, в которую вложен труд тысяч людей».

В условиях, когда стоял вопрос о спасении Родины, значение этого чувства было ещё выше. Оно подвигло Александра Матросова закрыть собой абмразуру немецкого дзота. Николая Гастелло направить свой подбитый самолёт на скопление вражеской техники. Защитников Сталинграда стоять на смерть на узенькой полоске земли правобережья. Бойцов батальона капитана Бельгина в бою у села Крутой Лог сражаться до конца против сотни немецких танков…

Потому-то, хотя немецким военачальникам не раз мерещилось, что победа уже у них в руках, их иллюзии разбивались о стойкость советских воинов.

Немалое значение имело и то, что коммунистическое воспитание было нацелено на духовное развитие народа с помощью приобщения людей к произведениям подлинно художественной культуры. Уже в 30-е годы для очень многих «общение» с художественной культурой сделалось внутренней потребностью. И она сохранилась и в годы Великой Отечественной войны, когда «до смерти четыре шага» было не только на фронте, но и в прифронтовых городах.

В Москве 19 ноября 1941 года, когда враг был в нескольких десятках километров от столицы, открыл концертом очередной сезон Большой театр.

В блокадном Ленинграде предельно истощённые от голода люди сохраняли внутреннюю потребность в духовной пище. В городе продолжали работать театры, существенную часть репертуара которых составляли пьесы, написанные на материале военной жизни. Десятитысячным тиражом был издан роман Николая Островского «Как закалялась сталь» — и разошёлся мгновенно. В 1942 году в Ленинграде состоялось первое исполнение 7-й («Ленинградской») симфонии Дмитрия Шостаковича.

Написанные в годы войны песни, стихи, рассказы и повести, отражающие состояние души людей (такие, как, например, стихотворение «Жди меня» Константина Симонова, песня «В землянке» Константина Листова на слова Алексея Суркова или рассказ «Русский характер» Алексея Толстого) тут же становились поистине народным достоянием. Певец Владимир Бунчиков рассказывал, что во время войны он получил письмо от моряков: «Вы вместе с авторами песен словно подслушиваете наши душевные чувства и преподносите нам же их в удивительной отделке рифмы и мелодии… И чувствуешь себя уверенней, хочется идти в бой, хочется жить и служить на благо нашего народа, нашей Великой Советской Родины».

Многие тысячи концертов дали фронтовые бригады, участвовать в которых считали для себя долгом выдающиеся артисты. Бойцы в минуты затишья сами организовывали художественную самодеятельность. Кстати, как мне рассказывал Юрий Владимирович Никулин, его артистический путь начался именно с фронтовой солдатской самодеятельности.

Американский журналист Альберт Акселл, познакомившись с фронтовой жизнью, с восхищением делился впечатлениями от увиденного: «Возьмите, к примеру, всех тех бойцов, которые после горячки боя декламировали и переписывали для своих далёких подруг стихи Пушкина, Блока или Симонова. Нет, такой потрясающей армии не было ни у одной из воюющих держав».

Думается, сохранение советскими людьми своих духовных интересов было далеко не последним по важности фактором, помогшим им выстоять в условиях, когда по прагматическим подсчётам это было совершенно невозможно.

Друг Советской страны Чарли Чаплин говорил в годы войны: «Я не знаю, что такое коммунизм, но если он создаёт людей, подобных тем, что сражаются на русском фронте, мы должны уважать его». А один из наших главных врагов, Геринг, на Нюрнбергском процессе горько сетовал: «Как выяснилось во время войны, мы многого не знали… Главное, мы не знали и не поняли советских русских».

Советский человек, одухотворённый Ленинскими идеями коммунизма, стал «секретным оружием» нашей страны, предопределившим её победу над страшным врагом.

По материалам публикаций на сайте газеты ПРАВДА

Источник.



Visits: 24

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *