ДНР. Военная цензура, комендантский час и прочие запреты

Автор: | 2023-10-06
ДНР. Военная цензура, комендантский час и прочие запреты

ДНР. Военная цензура, комендантский час и прочие запреты

ДНР. Военная цензура, комендантский час и прочие запреты

С понедельника 25 сентября 2023 года на территории Донецкой Народной Республики действуют ряд ограничений. В частности: запрещены забастовки, митинги, введено некое «ограничение выбора мест пребывания», запрещена деятельность иностранных и международных организаций, введена фильтрация людей пересекающих границы Республики, военная цензура, установлен комендантский час. Естественно, такое ограничение прав и свобод граждан вызывает не только естественное недовольство, но также ряд вопросов о том, что послужило причиной столь неожиданных ограничений. Но при непредвзятом анализе ситуации легко выяснить, что столь «неожиданные» ограничения действуют на территории Республики уже почти 10 лет и что все вышеперечисленные ограничения в ДНР действовали ранее с момента образования Республики и не были отменены с началом волшебной операции 24 февраля 2022 года, за исключением комендантского часа, который был отменен, а точнее — временно приостановлен, с 17 июня 2023 года.

Шумиха по поводу «повторного» ввода в действие ограничений не имеет причиной никакие видимые изменений положения на фронтах и вызывает законные вопросы по поводу того, что послужило причиной для ужесточения режима. Следовало бы, понимая, что ограничения, за исключением комендантского часа, никогда в течении существования республики не были приостановлены или отменены, сместить акцент с их, якобы, внезапности на то, что фактически они из себя представляют. Попробуем разобраться.

Что происходило и происходит в Республике по вышеозначенным ограничениям:

  • При пересечении границ Республики происходит фильтрация мужчин призывного возраста имеющих донбасскую прописку, на предмет их отношения к службе в армии. Эта процедура выполняется служащими военной комендатуры и представляет собой проверку документов и сличение данных из них с базой данных военнослужащих поданных в розыск по поводу самовольного оставления частей. Проверка проходит в пунктах пропуска на границах с Ростовской и Луганской областями.

Выглядит такая проверка следующим образом: лица мужского пола в возрастной категории попадающей под призыв выводятся представителями военной комендатуры из транспортного средства и выстраиваются около него. Лица представляющие комендатуру вооружены штатным стрелковым оружием. По требованию этим представителям, предъявляются паспорт или документы его заменяющие. При такой проверке могут быть дополнительно запрошены военные билеты, документы удостоверяющие личность офицера, отпускные документы для военнослужащих действительной службы, или иные документы связанные с несением военной службы.

Служащие комендатуры сличают данные в документах с базой данных лиц находящихся в розыске по причине самовольного оставления воинской части и принимают решения о задержании или дальнейшем пропуске каждого из проверяемых мужчин. При этом, в случае возникновения сомнений у служащих комендатуры, лицо вызвавшее сомнение задерживается и в сопровождении вооруженного конвоирующего препровождается в комендатуру для дальнейшего выяснения обстоятельств.

Такие проверки периодически могут проводиться не только в пунктах пропуска, но и в городском общественном транспорте. Процедура проверки в таком случае полностью идентична: мужчин из транспорта просят выйти, предъявить соответствующие документы и в случае любых сомнений у проверяющей стороны, такие лица оказываются задержанными.

  • На пунктах пропуска между РФ и вновь присоединенными областями происходит паспортный контроль, досмотр личных вещей и багажа лиц пересекающих границы в любую из сторон. Для такого вида досмотра используются строения бывших таможенных пунктов, например, между ДНР и РФ. Процедура выглядит следующим образом:

Все пересекающие границу на пассажирском транспорте (автобусах) выгружают из транспортного средства свои личные вещи и багаж, заносят его в пункт досмотра, где проходят через магнитную рамку с личными вещами, а багаж пропускают через транспортерную ленту на которой он просвечивается с помощью рентгеновского аппарата. При обнаружении подозрительных вещей, владельца этих вещей отводят в специальную досмотровую комнату, где происходит детальный досмотр и возможно изъятие предметов вызвавших подозрение. По поводу изъятия составляется акт изъятия и заводится дело о нарушении гражданином того или иного пункта закона. Гражданина в таком случае задерживают.

После досмотра вещей, все проходят паспортный контроль, который заключается в предоставлении документов удостоверяющих личность сотрудникам осуществляющим проверку. Сотрудник сверяет данные в документах с электронной базой данных и принимает решение о пропуске или задержании того или иного лица. Далее, после успешного прохождения всех этапов проверки, багаж загружается в досмотренный без пассажиров транспорт и производится посадка прошедших досмотр пассажиров.

В случае пересечения границы на личном автомобиле процедура выглядит иначе: автомобиль с пассажирами проходит досмотр путем осмотра загруженного в него багажа и самого автомобиля в порядке очереди. При возникновении со стороны служащих каких-либо вопросов, автомобиль препровождается на специальную площадку, где может быть произведен детальный и тщательный досмотр, который может включать в себя даже частичный демонтаж систем автомобиля (снятие и досмотр сидений, досмотр элементов двигательной установки с возможным частичным демонтажем, демонтаж обшивки салона и т.п). Однако, из практики предыдущих лет, такой вид досмотра встречается крайне редко и производится, как правило, по результатам агентурной работы (Например: кто-либо показал сотрудникам жандармерии, что в автомобиле таком-то перевозятся некие запрещенные предметы).

После прохождения досмотра автомобиля и вещей, пассажиры выстраиваются в очередь на паспортный контроль в следующем порядке: впереди водитель транспортного средства, следом — его пассажиры. Паспортный контроль происходит аналогично описанному выше для пассажиров автобусов.

Следует отметить, что на территории ДНР у ряда граждан не было возможности для занесения места регистрации в паспорта российского образца. Это было связано с поспешностью выдачи таких паспортов непосредственно перед принятием ДНР и ЛНР в состав России. По такому паспорту: паспорту без прописки, выезд за пределы ДНР не ограничивается, однако в случае въезда на территорию Республики возможны проблемы, поскольку периодически принимаются всевозможные меры ограничивающие въезд в ДНР гражданам не имеющим прописки на территории Республики. В таких случаях возможно предъявление на пункте паспортного контроля вместе с паспортами российского образца, паспортов выдаваемых в ДНР до присоединения — паспортов образца ДНР. Использование паспортов украинского образца при таких проверках также возможно, но следует учитывать что в случае, если гражданину предъявляющему паспорт Украины был ранее выдан паспорт ДНР или РФ, то паспорт Украины считается юридически ничтожным и такое лицо может быть задержано для выяснений.

Единственным отличием при пересечении границы с ДНР в настоящее время от периода «самостоятельности» ДНР — отсутствие таможенных деклараций и миграционной карты, которые жители ДНР заполняли до присоединения к РФ при пересечении границы.

Следует также отметить, что паспортный контроль в ДНР может осуществляться не только при пересечении границы, но и внутри Республики. В случае отсутствия паспорта или возникновения любых сомнений у проверяющих органов, возможно задержание до установления личности на срок до 48 часов. Задержание производится сотрудниками жандармерии — полиции.

  • Запрет чиновникам и бюджетникам на пересечение границ Республики без заблаговременного уведомления об этом, также действует с 2014 года. Причем, со стороны лица желающего пересечь границу Республики достаточно уведомления в отдел кадров или своему непосредственному начальнику. Т.е., например, при написании заявления о предоставлении отпуска требуется указывать в том числе и желание или нежелание на пересечение границы ДНР во время него.

Отказ в пересечении границы со стороны руководства в данной процедуре не предусмотрен. Однако действует это таким образом: при пересечении границы лицом находящимся на государственной службе согласно списка госслужащих в АРМ ГС, с пункта пропуска происходит телефонный звонок в госорган, где данный человек числится. И в случае ответа из отдела кадров госоргана о том, что данный человек не уведомил о своем пересечении границы Республики, происходит его задержание, выяснение обстоятельств и возможны серьезные негативные последствия. Стоит отметить, что в реальности процедуры задержания и наказаний, хотя и бывали за время существования ДНР, однако в большинстве случаев служащие постов пропуска относились к данной проверке халатно и, как правило, не обращали внимания на то, есть ли человек в списках госслужащих, или нет.

  • Деятельность иностранных организаций, включая и международные в ДНР до присоединения к РФ не была запрещена. Так, на территрии Республики действовали представители международной организации «Красный Крест», представители ОБСЕ, представители ООН. Незадолго до присоединения к Российской Федерации, представители этих организаций покинули ДНР.

При этом против нескольких сотрудников этх структур в ДНР были возбуждены уголовные дела по статьям связанным со шпионажем в пользу украинской стороны. После присоединения к РФ, международных организаций открыто действующих на территории Республики не было, за исключением небольшого числа иностранных журналистов получивших специальные аккредитации.

  • Касательно военной цензуры, в частности перлюстрации почтовых сообщений сети Интернет, то несмотря на практически полное отсутствие технических средств в ДНР до присоединения к РФ, в ДНР было открыто ряд уголовных дел по статьям «измена родине», «шпионаж» и т. п., материалы которых основывались на сообщениях из различных мессенжеров, Интернет почты, социальных сетей.

Охранка ДНР не особо утруждала себя технической стороной, попросту вынуждала самыми различными способами, включая угрозы, шантаж и применение насилия, подозреваемых в раскрытии почтовой корреспонденции перед оперативными сотрудниками. Пользуясь обычными не техническими приемами, такими, как агентурная работа, внедрение провокаторов, шантаж, угрозы, специальные методы принуждения к сотрудничеству, «правоохранители» получали всю потребную им информацию из систем Интернет связи минуя привлечение каких-либо спецсредств.

Что касается мобильной связи, то весьма широко использовался метод слежки за объектом при помощи т. н. пеленга — информации из систем сотовой связи о нахождении телефонного аппарата объекта, IMEI которого зарегистрирован на 3-х и более сотовых станциях, что позволяет построить методом триангуляции по уровням сигналов, его точное местонахождение. Кроме того, активно использовались записи разговоров и копии SMS, которые велись для отдельных интересующих охранку лиц. Все эти действия делались негласно, но при этом использовались в материалах возбуждаемых уголовных дел не в «голом» виде, а в виде приложений к заключениям приглашенных экспертов. Тот факт, что в Республике было введено военное положение, не только делал такие досмотры юридически правомочными, но и позволял легально использовать в материалах уголовных дел добытые таким образом факты.

То есть, формальное разрешение в рамках военного положения на перлюстрацию почтовых сообщений и переговоров охранительными органами направлено прежде всего не на тотальную слежку и тотальный анализ всего почтового и голосового трафика (это и по сей день практически неосуществимо), а придает юридическую значимость информации собранной путем такой перлюстрации.

Процедура получения таких данных в ДНР была предельно упрощена: служащий жандармерии (полиции) или охранки звонил соответствующему техническому специалисту оператора связи или провайдера и получал нужную распечатку звонков, пеленг или файлы с записями разговоров. После чего, в случае решения об оперативной необходимости таких материалов, они приобщались к делу и направлялось официальное письмо с требованием о их предоставлении. Такое требование о предоставлении носило исключительно процессуальный смысл.

В настоящее время в Республике устанавливается и частично введена в эксплуатацию аппаратура для перехвата и блокировки интернет трафика, аналогичная установленной на большинстве провайдеров остальной части РФ. Однако, основная направленность работы такой аппаратуры не на поиск правонарушителей путем анализа трафика, а на групповые блокировки нежелательной для властей информации размещенной в сети Интернет, возможности более быстрого получения данных по запросу из охранки о том, на какие сайты и в какое время ходит тот или иной клиент данного провайдера, а в ряде случаев попыток глубокого анализа всего трафика у лица находящегося в оперативной разработке. Причем, вся полученная таким образом информация также признается юридически значимой и признается в суде.

  • Запрет на митинги, забастовки и т. п.:

В период независимости основанием для такого запрета было военное положение объявленное еще 25 мая 2014 года постановлением Советом Министров ДНР № 6-5. Т.е., на территории ДНР забастовки, митинги и т. д. были запрещены еще с 2014 года — до начала волшебной операции и вхождения Республики в состав РФ. Естественно, после вхождения, этот запрет остался, но уже согласно Указа Президента Путина о введении военного положения во вновь присоединенных областях, ратифицированного на Совбезе РФ. В случае задержания лиц проводивших, или собирающихся проводить пикеты, митинги и т. п., им обычно предъявлялось обвинение в экстремистских действиях. Такие лица содержались под стражей. Зачастую на них вешались дополнительно совершенно фантастические обвинения, например, в измене родине, шпионаже, подстрекательстве и т. п. Такие политические заключенные нередко содержались под стражей в предварительном заключении несколько лет, ожидая суда.

Некоторое количество заключенных по обвинениям в, якобы, измене родине, а на деле за принадлежность к левым или коммунистическим организациям, в последнее время выпускаются из мест заключения со снятием обвинений. Однако, ряд лиц до сих пор содержатся под стражей или находятся в розыске за попытки устроить одиночный пикет, или за участие в том или ином протестном политическом мероприятии.

Следует отметить, что запрет на проведение митингов и т. п. объясняется официальными властями, как забота о гражданах, якобы, подвергающихся опасности при массовых скоплениях из-за возможных обстрелов. Однако, несмотря на запреты власти зачастую сами проводят и проводили массовые сборы граждан на всевозможные концерты, согласовывали т. н. «возложения цветов» местным эрзац-коммунистам, проводили митинги в поддержку тех или иных политических сил официального толка.

В ДНР до присоединения к РФ проводились массовые мероприятия с салютами, публичными концертами, проходили парады и демонстрации по случаю, например, Дня Победы, организованные властями. При этом, людей выходивших на одиночные пикеты задерживали и сажали в следственный изолятор на неопределенный срок.

Имевшие место в ДНР несколько забастовок шахтеров, которым не выплачивалась заработная плата за несколько месяцев, в том числе и бригады шахтеров отказавшейся подниматься на гора, вызвала ярость у охранки. Шахтеры и их семьи подверглись беспрецедентному прессингу со стороны «правоохранительных органов».

  • Что касается комендантского часа:

Комендантский час был введен в ДНР постановлением Совета Министров 25 мая 2014 года и действовал до 17 июня 2023 года, когда был приостановлен после теракта на Крымском мосту для обеспечения проезда в Крым по сухопутному коридору. Но, как было ранее объявлено Главой ДНР, приостановка комендантского часа — явление временное. В настоящее время комендантский час в ДНР вновь возобновлен с 26 сентября 2023 года.

Во время комендантского часа запрещено движение транспортных средств не имеющих специальных пропусков из военной комендатуры или не включенных в список транспортных средств на которых ограничение на перемещение в комендантский час не действует. Также запрещено любое пешеходное перемещение за пределами домового участка или служебной территории. Каких-либо разрешающих пешее перемещение во время комендантского часа документов нет. Контроль за соблюдением комендантского часа возложен на полицию и военную комендатуру. По городу ходят патрули. На узловых дорогах устанавливаются дежурные посты вооруженные стрелковым оружием. В ряде случаев оборудуются т. н. блокпосты.

Процедура перемещения по городу во время комендантского часа должна выглядеть следующим образом: к лицу, которое требуется доставить во время комендантского часа в какой-либо район, выезжает машина с соответствующим пропуском. Водитель и пассажиры такого транспорта обязаны иметь документы удостоверяющие личность (паспорт, служебное удостоверение и т. п.). При приближении к дежурному посту или к блокпосту, водитель автомобиля обязан сбавить скорость до минимальной, выключить осветительные приборы, остановиться, заглушить двигатель, открыть окна автомобиля и вместе с пассажирами предъявить в развернутом виде документы удостоверяющие личность и служебные удостоверения. После досмотра документов, патруль может произвести досмотр багажника и салона автомобиля. При этом, ни разговоров, ни освещения, ни громких звуков не допускается. После досмотра, автомобиль с пассажирами по команде патрульного отъезжают от пункта досмотра и только после этого включают осветительные приборы.

В случае, если какие-либо из документов оказываются не в порядке, владелец таких документов задерживается и препровождается в военную комендатуру. Автомобиль при таком задержании может быть отправлен на специальную штрафстоянку.

В случае задержания пешехода во время комендантского часа, он доставляется в ближайшее отделение полиции, где с таких задержанных снимаются отпечатки пальцев, заносятся в протокол IMEI телефонов, возбуждается дело об административном правонарушении. Информация о таком задержании помещается в общую полицейскую базу данных. После окончания комендантского часа, задержанные отпускаются.

Первичное задержание при нарушении комендантского часа влечет за собой предупреждение о недопустимости таких действий, повторное — к привлечению к принудительным работам на некоторый срок. Принудительные работы обычно заключаются в уборке улиц, остановок и т. п.

В случае оказания сопротивления при задержании, к нарушителям комендантского часа «правоохранителями» может быть применено насилие, а в ряде случаев и оружие. В случае попытки бегства на транспортном средстве, оружие зачастую применяется по транспортному средству, а задержанного квалифицируют как злостного нарушителя. В таком случае возбуждается уже уголовное дело.

Нужно при этом отметить, что режим комендантского часа в Республике существует почти 10 лет с небольшим перерывом, когда он был приостановлен для пропуска пассажиров в Крым и из Крыма. Это было связано с повреждением Крымского моста. Выросло уже целое поколение детей, которые не знали, что где-то возможно отсутствие комендантского часа — «коменды», как они выражаются. Также необходимо отметить, что уровень строгости со стороны т. н. «правоохранителей» за соблюдением комендантского часа колеблется от строжайшего его соблюдения, до полного пофигизма в ряде случаев и в ряде мест.

  • «ограничение мест пребывания» – это право силовых структур на насильственное переселение и принудительную эвакуацию. Такое право в ДНР существует с 2014 года и применялось периодически.

В частности, в 2015 году была произведена принудительная частичная эвакуация некоторой части жителей района г. Донецка, проживающих недалеко от шахты Октябрьской. Руководили этой процедурой представители Народного Совета ДНР, снимая происходящее на камеры. Людей погрузили на грузовые автомобили вместе с некоторым количеством их личного скарба и довезли до центрального района г. Донецка, после чего выгрузили и автомобили их привезшие уехали. Вереница людей возвращалась в свои дома самостоятельно, таща на плечах свои пожитки. Естественно, никаких съемок возвращенцев уже не велось.

Все перечисленные ограничения прав и свобод жителей ДНР связанные с военным положением в Республике преподносятся как необходимые меры по защите граждан проживающих в непосредственной близости к местам ведения военных действий. Однако, нужно понимать, что ни одно из фактических ограничений, реализованных в том виде, как они производятся в Республике не может даже теоретически защищать или помогать населению. Да и какое дело капиталистическому режиму до жизни каких-то там граждан, когда жизнями множества граждан ежедневно жертвуют для достижения целей, которые диктуют потребности капитала.

Ущемление прав и свобод в данном случае — простое «закручивание гаек», принуждение к покорности. Введенные и действующие правила — суть оправдываемое военными действиями рабство.

Причем, если рабство экономическое в капиталистическом обществе не воспринимается как рабство вообще, но считается многими людьми обычным положением вещей, то тут мы имеем рабство основанное на силовом принуждении.

Введенные в 2014 году «правила военного времени» не воспринимаются множеством людей на Донбассе как правила рабского барака, настолько они стали привычной повседневностью. Является ли Донбасс полигоном для испытания нового уровня угнетения? Нет. Судя по событиям во время коронавирусной самоизоляции в ряде регионов РФ, ситуация с ограничениями прав и свобод на Донбассе не является ни выдающейся, ни уникальной. И самоизоляция и военное положение на Донбассе являются следствием единой причины — полного игнорирования капиталистами любых прав, полное пренебрежение к человеческому достоинству, полное равнодушие к чужим страданиям. В этом плане капиталистическое общество есть ни что иное, как узаконенный криминалитет с волчьими «воровскими законами».

Ivan S. Sidoroff



Visits: 463

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *