Разбираем вопрос о том, почему не капиталист управляет капиталом, а капитал управляет капиталистом

Автор: | 2023-06-18
Разбираем вопрос о том, почему не капиталист управляет капиталом, а капитал управляет капиталистом

Разбираем вопрос о том, почему не капиталист управляет капиталом, а капитал управляет капиталистом

Разбираем вопрос о том, почему не капиталист управляет капиталом, а капитал управляет капиталистом

В своей статье «Рассуждение о том, могут ли буржуазные страны бороться с фашизмом», доступной здесь, я высказал мысль, впервые сформулированную Марксом о том, что в капиталистическом обществе не капиталист управляет капиталом, а капитал управляет капиталистом. Мысль в моей статье звучала так:

«Капиталистическая система уникальна тем, что при капитализме вовсе не человек — обладающее волей существо, управляет вещью — капиталом. А вещь – капитал – диктует законы, подчиняет, заставляет действовать так или иначе человека. Те капиталисты, что выполняют законы капитала — получают больше шансов не быть «съеденными» конкурентами, те кто считает, что он волен капиталом произвольно управлять — моментально наказываются банкротствами, разорениями, потерей капитала.»

По поводу этой фразы разгорелась полемика, связанная с идеалистическим (и даже иногда мистическим) восприятием окружающей действительности у ряда товарищей, поэтому приходится более подробной пояснить этот тезис марксизма.

Вначале стоит подчеркнуть, что говоря о капитале, который управляет действиями капиталиста, мы на самом деле говорим не о самой «бездушной вещи» – капитале, а о том объективном законе, который обязателен для такого общественного явления, как капитал.

Действительно, капитал совсем не тождественен деньгам или материальным ценностям, не тождественен имуществу. Капитал — это особые общественные отношения к этим и прочим материальным проявлениям, особое общественное явление. Равно как и капиталист — это не просто собственник «заводов, газет, пароходов», но общественная роль, часть общественного явления именуемого – капиталистическими отношениями:

«Капиталист не потому является капиталистом, что он управляет промышленным предприятием, — наоборот, он становится руководителем промышленности потому, что он капиталист. Высшая власть в промышленности становится атрибутом капитала, подобно тому, как в феодальную эпоху высшая власть в военном деле и в суде была атрибутом земельной собственности» К. Маркс, Капитал, глава 11, «кооперация»

У общественного явления — капитала, есть вполне определенные, объективные законы, согласно которым оно происходит. Есть необходимые условия для того, чтобы само явление было возможно. Нарушение этих законов, не выдерживание этих условий приводит к тому, что явление в тех локальных обстоятельствах, где условия и законы не выполняются, становится невозможным.

То есть, если капиталист начинает действовать вопреки объективным законам, необходимым для существования капитала, то он теряет свой капитал, перестает быть капиталистом. Его социальная роль меняется. Он разоряется и переходит из социальной роли капиталиста в социальную роль пролетаризировавшегося: меняет свою классовую принадлежность.

Но такое общественное явление, как капитал становится в эпоху капитализма всеобщим. Капитал, который оказывается утерян одним капиталистом, обычно не исчезает, но прибавляется к капиталу другого, более расторопного, более агрессивного, более удачливого капиталиста.

Одним из непременных законов существования капитала, является открытый Марксом закон самовозрастания капитала. Без самовозрастания капитал существовать не может. Капитал постоянно может переходить из вещественной сущности в денежную, из денежной в долговые обязательства и т. д. и при этом оставаться капиталом.

Само такое превращение из одной сущности в другую происходит только для того, чтобы капитал рос. Если такой рост прекратится, капитал не исчезнет, а перейдет к другим капиталистам способным обеспечить непрерывный рост капитала.

Также, если рост замедлится – то капитал будет поглощен другим, более проворным, капиталом, сольется с ним, оставив своего прежнего хозяина, бывшего капиталиста, ни с чем.

Причина того, что капиталу необходим постоянный рост не имеет никакой мистической природы. Она вполне материальна и даже банальна: чем больше капитал, тем более эффективен он в конкурентной борьбе с другим капиталом.

Чем крупнее завод — тем больше на нем возможностей увеличить объем выпускаемых товаров, тем ниже их себестоимость, тем большую часть ниши рынка занимает продукция этого завода, тем быстрее растет капитал.

Чем крупнее банк — тем большую часть рынка банковских услуг он может занять, тем большую часть клиентов перетянуть на свою сторону, тем ниже себестоимость отдельной транзакции, тем больше прибыльность, тем быстрее растет его капитал.

А те заводы, те банки, те конкуренты, рост капитала которых отстает от лидеров, в процессе даже конкурентной, не говоря уже о «конкуренции иными средствами», борьбы, в конечном итоге поглощаются более удачливыми товарищами по нелегкому буржуазному труду.

Причем, нужно не забывать, что так называемый «классический», «рыночный» капитализм, если и существовал в объективной реальности, то в настоящее время его проявления в виде честной конкуренции — само существование которой было бы достаточного для того, чтобы закон самовозрастания капитала был объективным законом, многократно усиливается при помощи общепринятых в буржуазном мире процессов «конкуренции не рыночными средствами», начиная от картельных сговоров, корпоративных объединений капитала, фактического неравенства перед законами капиталистических стран пропорциональное финансовым возможностям сторон, прямые рейдерские захваты имущества, всевозможные коррупционные преимущества и т. д..

Все это приводит к тому, что закон самозрастания капитала действует на капитал со всевозрастающей силой, что вынуждает капиталистов поступать не выходя за контекст этого закона вне зависимости от своих личных мнений, предпочтений, своей воли.

Как мы видим, никакой мистики в том, что капитал не будучи наделенной волей сущностью, управляет человеком — существом наделенном волей, нет. Как не вызывает у нас мистического трепета то, что под воздействием объективных обстоятельств, например того, что пошел дождь, мы раскрываем зонтик или прячемся под навес.

То, что капиталистические отношения — капитал, имеют главенство над человеческими желаниями, человеческой волей, никак не снижает ответственность капиталистов за те злодеяния, что они делают повинуясь капиталу. Напротив, имея выбор, каждый сам принимает решения «каким богам служит»: Мамоне, или Человеку. И совершенно нелепо думать, что капиталист, оставаясь капиталистом может совершать системные действия на пользу людей.

Даже те немногие действия направленные, как кажется многим, на улучшения жизни трудящихся, что изредка совершают капиталисты, совершают они не из благих побуждений и не из человеколюбия, а повинуясь сиюминутной выгоде от таких поступков. Так диктует им поступать логика капитала, а не их «души прекрасные порывы». Эта же логика капитала впоследствии полностью компенсирует все затраты на «человеколюбие». Компенсирует, естественно, за счет людей труда.

Капитал, будучи явлением социальным, исчезнет, как социальное явление, при изменении социальных отношений, также как дожди становятся крайней редкостью в ряде районов Земли, при изменении климатических условий. Но в отличие от природных явлений, капитал, сравнительно недавно по историческим меркам возник в результате изменений в обществе, равно, как в сравнительно недалеком по историческим меркам будущем, непременно исчезнет.

Приблизить это будущее означает для людей труда освободиться из под гнета капитала. Приближение некапиталистического будущего начинается с понимания природы и сути капитала, понимания природы и суть капиталистических отношений, понимаем окружающего нас мира. Зная марксистские законы развития общественных отношений мы сами способствуем изменению социального климата в нужную для большинства населения — трудящихся, сторону.

Канделаки Сергей



Просмотров: 294

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *