Корниловский мятеж. Реакция всегда стремится к такому «порядку»

Автор: | 2022-08-13

Корниловский мятеж. Реакция всегда стремится к такому «порядку»

Корниловский мятеж. Реакция всегда стремится к такому «порядку»

Корниловский мятеж. Реакция всегда стремится к такому «порядку»

Капитан Очевидность


На информационном ресурсе РКРП-КПСС появилась статья посвященная оценке событий связанных с Корниловским мятежом. Статья — хорошая. Поэтому публикуем ее в том виде, в котором она размещена на исходном ресурсе. К статье — комментарий редакции РКРП-КПСС. Это — некие выводы размышления редакции о сути статьи. Комментарий — типичное не диалектическое восприятие исторических событий:

ОТ РЕДАКЦИИ РКРП-КПСС: сегодня, впрочем, как и во все времена, между левыми партиями и организациями идёт много споров относительно выбора тактики и возможности использования союзов с различными буржуазными силами. Практика выявляет достаточно много мелкобуржуазных революционеров и левоватых книжных марксистов, сторонников линии недопустимости компромиссов. Мол, и там, и там буржуи, поэтому надо твердо вести свою пролетарскую линию. Однако, нам известны из истории ленинская тактика «с Керенским против Корнилова» и «врозь идти, вместе бить». Есть над чем подумать, чему поучиться.

История — это не набор завершенных картинок, не «рецептурный справочник» на все случаи жизни. История — это, если хотите – натурный эксперимент, несущий в себе ответы на вопрос, что происходило при определенном сочетании тех или иных процессов. Такой взгляд на история дает нам возможность диалектическим анализом вывести самые основные, самые общие законы и закономерности общественно-исторического процесса и исходя из этих знаний направлять течение современной истории в нужное русло.

Так, например, тот факт, что большевики вступали в самые реакционные союзы с самыми реакционными силами для достижения поставленных и четко понимаемых задач, вовсе не означает, что в союзы с такими силами нужно вступать всегда. Диалектика — это не набор мантр, заклинаний, рецептов.

Вступая в реакционный союз с той или иной силой, следует понимать:

а) наличие тактической цели, решаемой таким союзом;

б) возможность удержания результата в своих руках, после неизбежного разрыва такого союза;

в) исключительную целесообразность заключения такого союза. Т.е., исключительность ситуации, факторы которой делают невозможным или даже нецелесообразным, достижение тактической цели без такого союза.

И самое главное — это четкое разделение между тактическими целями и основной, неизменной. Большевики никогда не шли на компромисс с любыми союзниками, любой степенью реакционности, в целях политических. Достигая тактические результаты не кривили душой, не заменяли риторикой реальность. Более того, идя к достижению тактической цели со своими временными попутчиками, не прекращали подчас весьма резкую критику политических задач, которые эти попутчики ставили и решали.

То есть, идя на компромисс, заключая сделку с любой политической силой, следует, исходить вовсе не из того, что, мол, Ленин сказал, большевики делали, а из реальных политических, а значит — классовых целей — тех целей компромисс в которых для коммунистов НЕВОЗМОЖЕН. Если компромисс — временный союз возможен таким образом, что он не противоречит классовым интересам и, что крайне важно, после достижения тактического результата от такого союза, есть возможность воспользоваться им, сохранить его после разрыва союза и направить для усиления позиций в политической борьбе, то тогда и только тогда следует входить в такие союзы.

Союзы не идущие во благо достижениям классовых задач, не направленные на развитие и успех революционной борьбы, союзы ради союзов, или во имя некого чуждого коммунистам «буржуазного патриотизма», следует отвергать с негодованием, а уклонистов, пропагандирующие такие союзы, например, под лозунгом «защиты буржуазного Отечества от импортного капитала» – гнать поганой метлой из числа коммунистов. Следует уяснить для себя, что первым и самым отчаянным врагом для дела пролетариата является не «импортный», а свой «родной» буржуй. И союз с ним возможен только тогда, когда результаты такого союза укрепляют возможность трудящихся избавиться от такого буржуя.


Тема «Корниловского мятежа» 1917 года не теряет своей актуальности, потому что и в сегодняшних условиях правления буржуазии немало любителей «навести порядок сверху». Верхушка буржуазии всегда за жёсткую, способную держать народ в узде власть.

Что собой представляло провалившееся выступление контрреволюции 105 лет назад? Тогда, как и сейчас, класс буржуазии не отличался единством. К августу 1917 года выявились противоречия между крайними реакционерами (Корнилов, Крымов, Каледин) и мелкобуржуазными соглашателями (Керенский, Чхеидзе и др.). Эти противоречия вылились в попытку генеральского мятежа.

А начиналось всё так. 12(25) августа 1917 года в Москве открылось так называемое Государственное совещание. А.Ф. Керенский согласился на участие в нём Л.Г. Корнилова с условием, чтобы тот говорил только о военных вопросах. Однако назначенный в июле Главнокомандующим и фактически сразу заявивший о себе как кандидате в военные диктаторы, Корнилов произнёс политическую речь о необходимости задушить революцию и обеспечить в России «порядок».

На совещании представители буржуазных партий, казачьей верхушки, генералитета требовали ликвидации Советов и выборных солдатских комитетов в армии, введения смертной казни на фронте и в тылу, военной дисциплины на заводах и фабриках. Лидеры соглашательских мелкобуржуазных партий Церетели, Чхеидзе, Авксентьев обещали поддержку таким мерам. При выходе из зала совещания правые забросали Корнилова цветами, несли его на плечах. Тогдашний крупный капитал (Путилов, Вышнеградский), лидер черносотенцев Пуришкевич, а также лидер кадетов Милюков обещали ему поддержку.

Ставка Корнилова в Могилёве стала центром готовившегося мятежа. При штабах фронтов были сформированы специальные ударные части, Корнилова готовились поддержать многочисленные офицерские организации. Главной ударной силой являлся 3-й конный корпус генерала А.М. Крымова, который намечалось ввести в Петроград. Контрреволюционеры 21 августа (3 сентября) сдали немцам Ригу, открыв дорогу на столицу.

25 августа (7 сентября) Корнилов отдал приказ генералу Крымову начать наступление на Петроград. Под его командованием наступали снятые с фронта Кавказская горская Дикая дивизия, 3-й конный корпус, кавалерийская дивизия, Омский ударный батальон. Одновременно Корнилов предъявил Керенскому ультиматум, потребовав отставки Временного правительства, ухода Керенского с поста премьера и выезда его в Ставку. Министры-кадеты, выражая солидарность с Корниловым, подали в отставку. А Керенский, дотоле заигрывавший с Корниловым, вынужден был теперь с корниловщиной бороться. 26 августа (8 сентября) он объявил Корнилова мятежником и отстранил от должности Верховного. Выступив против Корнилова, министр-председатель рассчитывал поднять пошатнувшийся авторитет Временного правительства. Однако расчёт не оправдался. В этот тяжёлый момент левые силы сумели сплотиться в борьбе против контрреволюции. А подлинными руководителями и организаторами этой борьбы стали большевики.

ЦК партии разослал в местные партийные организации телеграмму, где разъяснял суть ленинской тактики противодействия корниловщине. «Во имя отражения контрреволюции работаем в техническом и информационном сотрудничестве с Советом, при полной самостоятельности политический линии». Около 60 тысяч рабочих-красногвардейцев, революционных солдат и матросов, организованных большевистской партией, шли в авангарде сил, раздавивших мятеж. Чтобы воспрепятствовать движению эшелонов с корниловцами, под Петроградом строились заграждения, железнодорожники разбирали пути. Против корниловских войск были отправлены солдаты революционных частей Петроградского гарнизона, моряки Балтфлота и красногвардейцы. Большевистские агитаторы с риском для жизни работали среди солдат и казаков корниловских частей. Большую роль в борьбе с корниловщиной сыграли революционные солдаты Западного фронта, установившие контроль на железнодорожных узлах Минска, Гомеля, Витебска, Орши. К 30 августа (12 сентября) движение корниловцев всюду было остановлено; в собранных контрреволюцией войсках началось разложение.

Генерал Крымов застрелился. Были арестованы мятежные генералы Деникин, Марков, Эрдели, а также князь Долгоруков. Силы контрреволюции изолировали и мятеж, имевший в генералитете и офицерстве большие корни, подавили. 1(14) сентября Корнилов сдался. Лидеров мятежа посадили в Быховскую тюрьму, недалеко от Ставки в Могилёве. Большевики стали героями дня.

31 августа Петроградский Совет принял резолюцию большевистской фракции, которая призывала к созданию правительства без буржуазии, к декретированию республики, к чистке армии от контрреволюционеров, к конфискации помещичьих земель, к установлению мира. Как писал Ленин: «Достаточно было «свежего ветерка» корниловщины, обещавшего хорошую бурю, чтобы всё затхлое в Совете отлетело на время прочь и инициатива революционных масс начала проявлять себя как нечто величественное, могучее, непреоборимое».

В поисках выхода из правительственного кризиса, возникшего в связи с мятежом, Временное правительство образовало так называемую «Директорию», или «Совет пяти». Министром-председателем стал Керенский. Эта короткая по времени существования Директория функционировала до 25 сентября, когда было образовано 3-е по счёту коалиционное правительство. Корниловщина сорвала маски с мелкобуржуазных соглашателей, крах политики меньшевиков и эсеров стал очевиден, что ускорило большевизацию Советов. По ленинской оценке, «корниловщина и последующие события, как практические уроки, сделали возможной октябрьскую победу».

К началу осени развал экономики страны принял катастрофические размеры; резко сократился выпуск промышленной продукции. Упала добыча угля, железнодорожный транспорт «едва дышал». Стремясь задушить революционный пролетариат, буржуазия объявляла локауты, закрывая предприятия, и встала на путь организации голода. В августе Временное правительство повысило цены на хлеб вдвое, при этом заморозив зарплату рабочим. Россия была на грани полного финансового банкротства. Спасти страну от краха мог только революционный пролетариат. В.И. Ленин в работе «Грозящая катастрофа и как с ней бороться» обосновал историческую закономерность пролетарской революции.

Корниловский мятеж можно считать предтечей военных переворотов фашистской направленности, совершённых позднее во многих европейских странах. Живя в капиталистической стране, и мы сегодня живём под знаком опасности такого типа. Но мы выражаем историческую убеждённость, что как тогда силы крайней реакции не смогли задушить революцию, так и сейчас прогрессивные силы смогут сплотиться и нанести поражение крайней реакции.

В. Басистова и Г. Алёхин

Источник.



Visits: 270

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *