О межимпериалистических противоречиях и тактике партии

Автор: | 2020-10-09
О межимпериалистических противоречиях и тактике партии

О межимпериалистических противоречиях и тактике партии

О межимпериалистических противоречиях и тактике партии

Мы уже не раз обращались к вопросу, вынесенному в заголовок этой статьи, на различных этапах своей борьбы. Сегодня этот вопрос вновь становится актуальным в связи с событиями в Белоруссии и в других странах, да и в самой России тоже.

Эта проблема, напомним, достаточно остро стояла в наших дискуссиях по ситуации на Украине и в Сирии. И во всех наших заявлениях по этим вопросам обязательно разъяснялось, что глубинная суть конфликтов между буржуазными группировками состоит в противоборстве интересов наиболее крупных империалистов: США, ЕС и российского империализма, а теперь ещё и быстро крепнущей буржуазии Китая.

Также и в заявлениях по ситуации в России ЦК обязательно говорит о необходимости учета интересов группировок и их столкновении внутри класса российской буржуазии. Недостаточно просто видеть противоречия между группировками буржуазии, необходимо понять — как действовать с учётом этих противоречий во вполне конкретных исторических условиях. И прежде всего, с учётом соотношения классовых сил в своей стране и других странах, а также основных задач, стоящих перед международным пролетариатом.

При этом всегда остро встаёт вопрос: как именно можно и нужно использовать трещины в стане противника? На этот вопрос в разное время давались очень разные ответы. Не потому что классовые позиции коммунистов изменялись, а потому что в разных ситуациях применялась разная тактика.

Например, партии Второго Интернационала после начала Первой мировой войны решили использовать патриотический подъём и поддержать правительства своих стран против других империалистических держав. Чем не использование тех самых трещин? Вот только это использование было справедливо оценено Лениным и другими революционерами как оппортунистическое, предательское поведение. И это действительно было предательством рабочего дела, потому что перед мировым коммунистическим движением стояла уже реальная задача перевода империалистической войны в гражданские войны с эксплуататорскими классами за установление диктатуры пролетариата.

В другой ситуации, когда ключевой задачей было сохранение очага мировой революции — СССР, принятие поддержки буржуазных союзников по антигитлеровской коалиции было верным решением. Отметим, что это решение встало в повестку дня только ПОСЛЕ нападения гитлеровской Германии на Советский Союз.

До этого момента в течение двух лет Мировой войны СССР не становился на сторону ни одной из воюющих империалистических группировок — ни фашистской Германии, ни англоамериканского империализма, расценивая обе эти группировки как ведущие несправедливую войну.

Хотя неизбежность войны с фашизмом, с его Антикоминтерновским пактом отлично понимал и активно к этому готовился. И после вступления СССР в войну верной тактикой коммунистов стран- союзников СССР по антигитлеровской коалиции была поддержка правительств в борьбе с фашизмом, в т.ч. давление на власть за скорейшее открытие второго фронта и более полное и быстрое осуществление поставок по ленд-лизу.

Именно соотношение классовых сил является важнейшим фактором, определяющим возможности по использованию трещин в лагере буржуазии. Одно дело, когда сильное коммунистическое движение действительно может вместе с временным союзником или попутчиком из других классов сокрушить общего врага. Так было, например, в ходе Великой Отечественной войны, Гражданской войны в Испании, оккупации Китая Японией, в национально-освободительной борьбе многих колоний. И совсем другое дело, когда коммунистическое движение слабо, когда более или менее равноправный союз рабочего класса с другими классовыми силами невозможен или даже подразумевает его полное подчинение, то есть выступление, говоря словами Ленина, под чужим флагом.

В этой ситуации коммунисты оказываются в опасности повести рабочих в хвосте своего классового врага, заставить их таскать каштаны из огня за чужие интересы, а в конечном счёте — дискредитировать себя как партию рабочего класса.

Например, коммунисты Греции никак не могут поддержать по примеру КПРФ, КПУ и др. оппортунистов и взять в союзники компартию Китая в то время, как китайские капиталистические гиганты поглощают порт Пирей и др., а рабочие ведут отчаянную борьбу за свои трудовые права и рабочие места.

Попробуем понять основные моменты, характеризующие текущую ситуацию, чтобы определить, как действующая коммунистическая партия (в т.ч. в России) может использовать трещины в рядах буржуазии.

Во-первых, мировое коммунистическое и вообще рабочее движение получило сильнейший удар — Советский Союз и социалистический лагерь как база мировой революции временно прекратили своё существование.

Во-вторых, само коммунистическое движение сегодня глубоко заражено оппортунизмом и ревизионизмом, проявляет теоретическую слабость.

В-третьих, объективные законы экономического развития усиливают кризисные явления капитализма, что толкает буржуазию на путь передела ресурсов и рынков во внешней политике и на путь реакции во внутренней. Всё более часто и открыто используются элементы фашизации.

Всё вышеперечисленное очень актуально и для России: мы наблюдаем очевидную слабость не только коммунистического, но и вообще рабочего движения, продолжение горбачёвщины и оппортунизма среди партий, называющих себя коммунистическими, острые кризисные явления в экономике, империалистические конфликты и тенденцию фашизации режима.

В этих условиях для коммунистической партии приоритетным становится не столько поиск союзников среди чуждых классовых сил, особенно среди окрепшей и обнаглевшей буржуазии, а прежде всего, установление более тесной смычки с собственной классовой базой — с рабочим классом, восстановление авторитета коммунистов в глазах рабочих и всех трудящихся, борьба с распространением среди них оппортунизма.

Авторитет среди рабочих завоёвывается не только чуткостью к конкретным нуждам пролетариата, не только способностью к научному предвидению, не только обязательным участием во всех проявлениях борьбы пролетариата за свои интересы, но и принципиальностью. Пойти ради обретения союзника на компромисс и остаться принципиальным может только сильный — его сила является лучшим аргументом в любых союзах. Слабый же может получить сильного союзника, в том числе отказавшись от собственной повестки, от собственных принципов.

Вот только это уже не союзнические отношения, а отношения подчинения. Такова, с нашей точки зрения, например, линия КПРФ и Зюганова, которую они обозначили как ответственная оппозиция – на поддержку внешней политики Путина и курс на так называемое правительство народного доверия во внутренней, т.е. при том же капитализме.

Естественно, речь здесь идет о поиске союзника среди группировок из эксплуататорских классов, а не среди угнетённых, которые являются естественными союзниками пролетариев. А вот когда пролетариат будет превращаться из класса в себе в класс для себя, когда он осознанно поставит целью проведение своей — рабочей — политики, тогда на повестку и встанет вопрос о союзниках и попутчиках. Тогда рабочим и придётся овладеть политическим мастерством компромисса, чтобы изолировать и сокрушить сначала наиболее реакционные силы, а затем по очереди остальных классовых противников.

Так что РКРП действительно не использует трещины в рядах крупной буржуазии для поиска союзников среди неё. Просто потому, что для неокрепшего коммунистического движения это будут не союзники, а хозяева. Что мы во многом наблюдаем сегодня на примере КПРФ. Однако наша компартия вполне использует противоречия («трещины») между группировками буржуазии для решения тактических в сегодняшней обстановке задач: для укрепления связей со своим классом, для завоевания авторитета среди рабочих, для борьбы с оппортунизмом, для помощи своим братьям по классу в других странах.

Ведь грызущаяся буржуазия невольно выносит на публику свои грязные секреты, на которых коммунисты и показывают рабочим гнилую сущность любых эксплуататоров. Например, материалы сайта Фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального отлично иллюстрируют уровень воровства и коррупции в верхних эшелонах российской власти, но это не значит, что стоит поддерживать Навального и его соратников в претензиях на власть.

Эти остатки ельцинского призыва сами будут покруче путинских. Их фашистское мурло мы видели в октябре 1993 года. Мы помним знаменитое «Давите их, Виктор Степанович!».

Другой пример: некоторые «левые» в вопросе о Крыме заняли позицию, что оба хуже (Российский империализм и Украинский националистический режим). Таким образом, товарищи отработали на возможное повторение одесского сценария в Крыму и игнорировали саму волю народа Крыма, весьма четко высказанную на референдуме, да и до него не вызывающую ни у кого сомнений. Кроме того, буржуазия реально противодействует своим конкурентам, и в этом противодействии порой ей приходится оказывать строго дозированную помощь, в т.ч., классовым врагам своих конкурентов, что мы, конечно, порой не просто поддерживаем, но и требуем всемерного усиления этой помощи, как например, в Донбассе. При этом, как требовал Ленин, «умея вести, не прекращая, самую беспощадную идейную и политическую борьбу против буржуазного либерализма и против малейших проявлений его влияния изнутри рабочего движения».

РКРП всегда разъясняет, что буржуазные власти РФ совсем не преемники СССР, что они оказывают помощь не из идеологических или гуманных соображений, а преследуют только свои интересы и по сути ведут закулисные торги, а, следовательно, всегда могут предать и продать. Своих товарищей в Донбассе и в Сирии мы прямо предупреждаем, что власовцы ничем не лучше бандеровцев. А в сегодняшней нашей работе с коммунистами Белоруссии мы не отрицаем возможной помощи российских властей, но однозначно против (и предупреждаем об этом белорусских товарищей) попыток российского капитала, пользуясь случаем, сделать Лукашенко более сговорчивым и заглотить лакомые куски белорусской экономики.

Наша задача – вместе направить борьбу против и Лукашенко, и Путина, против капитализма – за социализм. На деле, сегодня вполне ощутимы противоречия, «трещины» между интересами крупной буржуазии и интересами мелких сельхозпроизводителей, других слоёв мелкой буржуазии.

Мы каждый день видим, как крупная буржуазия гнобит мелких хозяйчиков, ремесленников и торговцев, фермеров и водителей большегрузных автомобилей. Вся эта «мелочь» путается под ногами крупной буржуазии, сбивает цены, создаёт ненужную ей конкуренцию. А ей, крупной буржуазии, нужна всё большая концентрация и монополизация в борьбе за безраздельное господство на рынке. Мы видим, как умело эта крупная буржуазия использовала ситуацию пандемии для своего очередного обогащения, беспощадно уничтожая мелких конкурентов. Поэтому мы на деле поддерживаем борьбу этих, пусть неустойчивых, ненадёжных, шатких, условных временных попутчиков — борьбу против грабительской политики монополий.

То же самое нужно сказать и о всё более углубляющейся трещине между интересами крупной буржуазии в союзе с состоящим у неё на службе государственным чиновничеством с одной стороны, и технической интеллигенцией с многочисленными слоями бюджетников — учителей, врачей, пенсионеров, студентов — с другой стороны. И мы должны на полную катушку использовать эти противоречия. Стараемся эти слои, этих неустойчивых, ненадёжных, шатких, условных временных попутчиков, поворачивать лицом к пролетариату, делать их нашими сознательными союзниками.

Мы пропагандируем сплочение вокруг борьбы за социализм и против сплочения вокруг государства диктатуры буржуазии.

Повторим: всё сказанное не значит, что РКРП не стремится приобрести союзников. Ведь в России действительно постоянно возникают противостоящие правящему олигархическому режиму группы и движения граждан, выступающих с экономическими или общедемократическими требованиями. Такие группы и движения обычно имеют размытый классовый состав или даже открыто мелкобуржуазный характер, но при этом слабы, напуганы силой олигархии и готовы к сотрудничеству с теми, кто им помогает, в том числе — с коммунистами.

И вот с такими слоями РКРП постоянно работает, привлекает их к организованной борьбе, в том числе за буржуазную демократию против наступления абсолютизма и полицейщины. Наиболее последовательных и стойких союзников зовем в состав объединённого трудового фронта — блока РОТ ФРОНТ.

Такая вот картина использования «трещин» нашей партией вырисовывается сегодня.

Илья ФЕРБЕРОВ

секретарь ЦК РКРП по идеологии

Источник.



Visits: 65

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *