Герой-челюскинец — герой и на войне

Автор: | 2020-05-05
Герой-челюскинец — герой и на войне

Герой-челюскинец — герой и на войне

Есть в нашей советской истории имена героев, которые в те годы знали все.

Фамилии советских лётчиков, участвовавших весной 1934 года в спасении экипажа раздавленного льдинами парохода “Челюскин” в Северном Ледовитом океане, знали в 1930-е годы все граждане страны Советов от малого до велика. А сам пароход, почти прошедший по Северному морскому пути с запада на восток, был, как известно, назван в честь русского полярного мореплавателя и исследователя XVIII-го века Семёна Ивановича Челюскина.

Лётчики — участники Челюскинской эпопеи стали тогда в нашей стране первыми Героями Советского Союза.

Третьим это только что установленное высшее звание получил уроженец села Ирининское в ближнем Подмосковье Василий Сергеевич Молоков, сумевший тогда вывезти за 8 рейсов 39 участников экспедиции на своём двухместном самолете Р-2 за счёт того, что он приспособил для перевозки пассажиров подвешенные под плоскостями парашютные ящик. Также им внеплановым рейсом был эвакуирован со льдины тяжело заболевший начальник экспедиции Отто Юльевич Шмидт.

По горячим следам в 1934 году родное село героя было переименовано в его честь, а в северной части Москвы, в дачном посёлке им. Ю. Ларина (теперь район Лианозово) среди улиц, носящих имена полярных лётчиков и героев полюса, появилась тогда же улица Молокова.

Долгожданная встреча Героя Советского Союза № 3 с земляками состоялась 28.06.1934. Тогда Василий Сергеевич, обращаясь к собравшимся на митинге односельчанам, сказал, что “все мы делаем одно общее дело: вы — на земле, а я – в небе, и это дело, похоже, делаем хорошо”.

Запомнился землякам и такой почти поступок лётчика. Вылетая 21.02.1935 с Москвы для выполнения очередного важного задания, лётчик Молоков завернул в сторону родного села и сделал над ним несколько кругов, сбросив с самолёта пакет. В нём жители села нашли письмо, в котором сообщалось, что ему поручено изучение зимнего воздушного пути на остров Диксон. В завершение пьсьма было сказано:

“К моему возвращению, вы, наверное, уже начнёте сев. Я постараюсь побывать у вас, может быть, даже пролечу над селом. Сверху будет хорошо видно, как вспахана земля, нет ли огрехов в посевах. Тогда и сравним, кто как работал”. Такой своеобразный лётный контроль сверху. И прямо как песне: “…над милым порогом качну серебряным тебе крылом!”

В годы Великой Отечественной войны уже получивший тогда воинское звание генерал-майора авиации В.С. Молоков был на фронте. Он командовал 213-й ночной бомбардировочной авиационной дивизией, которая впоследствии стала называться Витебской краснознамённой.

К полученным в довоенное время высоким наградам Родины в годы войны добавились ордена и медали за ратные подвиги. Это и орден Отечественной войны I степени, полученный им в декабре 1943 г. “за образцовое выполнение боевых заданий командования… и проявленные при этом доблесть и мужество”. Это и орден Кутузова II степени в апреле 1944 г., полученный “за умелое и мужественное руководство боевыми операциями…”. Это и ордена Красного Знамени, которых фронтовой лётчик был удостоен в ноябре 1944 г. и в победном мае 1945 г., и орден Ленина, которым командир был награждён 30.04.1945.

Обращают на себя формулировки из наградного листа, в заключительной части которого было сказано, что за “умелое руководство и отличную организацию боевых вылетов, проявленные при этом решимость и настойчивость, в результате чего бомбардировочная авиация своими действиями нанесла ущерб живой силе и технике противника генерал-майор авиации Молоков достоин правительственной награды орденом Суворова II степени”.

А перед этим идут скупое описание того, как под командованием легендарного лётчика выполнялись эти вылеты его “боевыми орлами”:

Боевая работа частей 213-й дивизии в проведённой Восточно-Прусской операции выполнялась при активном противодействии истребителей и зенитных средства противника…, а также в условиях действия бомбардировочной авиации противника по нашим аэродрома подскока (есть такой необычный для гражданских термин в ВВС). Части дивизии работали в сложных метеорологических условиях при облачности высотой 200-400 метров при снегопадах и видимости до 1 километра (такая вот погода была на подступах к тогдашнему Кёнигсбергу).

За период с 12.01 по 28.01.1945 частями дивизии произведено 2982 боевых самолётовылетов на бомбардировку войск и техники противника, из них 229 боевых вылетов на разведку передвижения войск противника.

И дальше в наградном листе перечисляются последовательно поражённые цели: здания, участки железнодорожного полотна, аэродромы, автомашины, полевые и зенитные арторудия, склады с боеприпасами и т.д.

Подчёркивается, что дивизия за данную операцию была отмечена 5 раз в приказах Главнокомандующего, маршала Советского Союза товарища Сталина.

Под наградным листом стоит подпись командующего 3-м Белорусским фронтом, маршала Советского Союза Василевского.

Так командовал в начале 1945 года лётчиками 213-й дивизии опытный боевой командир, Герой Советского Союза В.С. Молоков, которому шёл 50-й год. В числе свыше 760 тысяч советских воинов, удостоенных медали “За взятие Кёнигсберга”, значится и его фамилия.

Возвращаясь в двоенному времени, добавим, что в заголовок одной из книг, изданных в издательстве “Молодая гвардия” в 1935 году, вложены слова, сказанные Василием Сергеевичем: “Мы выполнили свой долг, вот и все!” Думается, что также он мог бы сказать и про годы войны.

Высокую оценку лётного мастерства своего товарища давали те, с кем он вместе летал.

Например, Герой Советского Союза № 6 Михаил Васильевич Водопьянов говорил, что В.С. Молоков “летал, пожалуй, больше нас всех, удивляя особой выдержкой, умением выжидать, большим пилотским мастерством”.

А лётчики — герои первого беспересадочного полёта через Северный полюс В.П. Чкалов, Г.Ф. Байдуков и А.В. Беляков дали ему такую точную характеристику: “Молоков — человек блестящей техники, стальной воли и решимости”.

Завершился жизненный полёт крестьянского сына из Ирининской, ставшего полярным и военным лётчиком, в конце 1982 года, когда ему шёл 88-год. Похоронен В.С. Молоков на Кунцевском кладбище в Москве.

13 февраля нынешнего года ему бы исполнилось 125 лет.

И в этот же день — ровно 86 лет назад — затонул потерпевший крушение пароход “Челюскин”.

Самому старшему из будущей первой “семёрки” Героев Советского Союза — В.С. Молокову в в день начала челюскинской эпопеи исполнилось 39 лет.

Почти все из них, за исключением считающегося пропавшим без вести в 1937 году Героя Советского Союза № 2 С.А. Леваневского, прошли через фронтовое небо 1941-1945 гг. и подтвердили своими ратными заслугами, что Героями ещё до войны они стали не зря.

Вечная память!

В. Михайлов

P.S.

В городе Видное — административном центре Ленинского района Московской области, где находится названное в честь Героя село Молоково, до сих пор нет улицы, носящей его имя.

Может быть, избранные в конце 2019 новые депутаты нового Ленинского городского округа в год 125-летнего юбилея исправят этот, как написал в письме односельчанам в 1935 г. сам Василий Сергеевич, огрех?

Всё-таки первый из земляков, ставший Героем Советского Союза!

И третий в родном Отечестве!

Источник.



Visits: 50

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *