Ведёт ли экономический кризис к большему закабалению женщин?

Автор: | 2020-03-09
Образы из «Рассказа служанки» в США стали одним из символов протеста против реакции

Образы из «Рассказа служанки» в США стали одним из символов протеста против реакции

«Рассказ служанки» — реальная перспектива?

Сегодня не в моде классическая политэкономия, созданная Адамом Смитом и оформившаяся в работах Карла Маркса. Однако от этого предсказываемые ей кризисы, безработица и другие явления не исчезают. Может ли она помочь нам разобраться с перспективами равноправия женщин? Давайте разберёмся.

В марксистской политэкономии есть момент, который редко замечают — связь капиталистической экономики с демографией. Маркс в 23 главе 1 тома Капитала пишет:

Как простое воспроизводство непрерывно воспроизводит само капиталистическое отношение — капиталистов на одной стороне, наёмных рабочих на другой, — так воспроизводство в расширенном масштабе, или накопление, воспроизводит капиталистическое отношение в расширенном масштабе: больше капиталистов или более крупных капиталистов на одном полюсе, больше наёмных рабочих на другом. Воспроизводство рабочей силы, которая постоянно должна входить в состав капитала как средство увеличения стоимости и не может высвободиться от него, и подчинение которой капиталу маскируется лишь сменой индивидуальных капиталистов, которым она продаётся, — это воспроизводство является в действительности моментом воспроизводства самого капитала. Итак, накопление капитала есть увеличение пролетариата.

Это всё довольно хорошо эмпирически подтверждается: где быстро растёт количество рабочих (за счёт роста населения, урбанизации или трудовой миграции), там при наличии инвестиций быстро накапливается капитал. Где не растёт (как в современной Японии, например) — там стагнация.
Кроме того, нужно понимать, что капитал не в состоянии обратить в рабочих всё трудоспособное население — если это сделать, цена рабочей силы резко упадёт, норма прибыли — тоже, фирмы начнут разоряться и сокращать штаты. Поэтому помимо рабочих должна быть ещё солидная резервная армия труда (нормальная для большинства стран безработица где-то 4-9%).

Сейчас в мире, как известно, пролетариата много как никогда. Одновременно средний по миру суммарный коэффициент рождаемости падает и уже приближается к уровню простого воспроизводства — 2,1 ребёнка на женщину (сейчас около 2,4, а ещё в 1950 г. он составлял 4,6).
Это означает, что рост капитала за счёт рождаемости близок к исчерпанию не только в промышленно развитых странах мира, но и в мире вообще. Есть ещё точки роста, но туда тоже приходят промышленность, требования к квалификации рабочих, образование, а с ним — падение рождаемости ниже уровня воспроизводства. То есть мигрировать рабочей силе относительно скоро будет неоткуда.

Следующий резерв пролетаризации — мелкие фермерские хозяйства, которых на сегодня более 500 млн. Вот тут можно найти статистику, что скорость уменьшения количества ферм во многих странах превышает 15% за 10 лет. Надо думать, процесс этот будет ускоряться — можно вспомнить «Гроздья гнева», как Великая депрессия массово разоряла и пролетаризировала фермеров, собирала их земли в руках банков. А с падением нормы прибыли кризис не заставит себя ждать.
Следующий резерв — городские мелкобуржуазные слои. Здесь, думаю, и так ясно, насколько быстро идёт процесс вытеснения мелкого бизнеса: магазинчики вытесняются крупными ритейлерами, кофейни — Старбаксом, независимые таксисты превращаются де-факто в рабочих Убера (а с появлением беспилотного транспорта отправятся просто «на мороз»).

В целом падение доли самозанятых в мире выглядит вот так:

1 49

При этом нужно понимать, что значительная часть «самозанятых» по статистике де-факто являются наёмными работниками без гарантий трудового законодательства. Например, на 2017 г. в Евросоюзе 18% самозанятых имели одного или доминирующего клиента (т.е., фактически, работодателя). А в Нидерландах аж 31% самозанятых сообщил, что их клиент распоряжается их рабочим временем.

С исчерпанием демографических ресурсов капиталу расти будет некуда. Выходов из этой ситуации у капитала два: 1) усиление эксплуатации и 2) стимуляция рождаемости. Оба пути вряд ли в значительной мере возможны через экономические стимулы, а это значит, что чем дальше, чем активнее буржуазия будет применять внеэкономические способы. А таковых основных два: идеология и насилие.
Из этого следует, что капитал через какое-то время (порядка несколько десятилетий) вынужден будет перейти к активному и широкому распространению ультреакционных идеологий: религиозного фундаментализма, неонацизма и т.п. Ну и к построению соответствующих террористических аппаратов принуждения несогласных, т.е. фашизма

В этом плане набравший популярность сериал «Рассказ служанки» по одноимённому роману Маргарет Этвуд 1985 г. начинает звучать как пророчество. Только нужно понимать, что принуждение женщин рожать больше во благо капитала будет происходить не в одном Галааде, а в большинстве стран мира. И будет выглядеть не как мрачная киношная антиутопия, а гламурно и респектабельно.

Уже сегодня в России устами мракобесов в общественное мнение закидывают идею, что женщинам образование не нужно, лучше учиться растить детей. В США в 2019 г. в 12 американских штатах приняли 27 законов, ограничивающих возможность проведения абортов, в девяти — особенно жёстко. А запрет абортов поддерживает президент этой страны.

И это звоночки в относительно спокойные времена. А когда капитал чувствует угрозу, он не стесняется. Например, во времена фашистской диктатуры Пиночета, любимца российских либералов, в Чили запретили даже аборты по медицинским показаниям. Запрет удалось снять только в 2017 г. после активной борьбы трудящихся.

И всё это лишь подтверждает одну старую истину — освобождение от любых форм угнетения, в том числе и от угнетения женщин, возможно лишь в результате ликвидации капитализма.

Олег Таранов

Источник.



Visits: 22

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *