Возвышавшая страну Советскую

Автор: | 2019-03-25
Возвышавшая страну Советскую

Возвышавшая страну Советскую

Материал подготовил Александр Офицеров

В канун 150-летней годовщины со дня рождения Н.К. Крупской в Государственной думе фракция КПРФ совместно с Педагогическим обществом России и «Всероссийским женским союзом — «Надежда России» провели «круглый стол», на который собрались политики, общественные деятели, учёные, преподаватели и студенты. Он был посвящён человеку, во многом благодаря которому в нашей Советской стране впервые в мире восторжествовали равноправие и справедливость, а высоты культуры и просвещения стали доступны каждому.

Ни одна не сделала больше

Нина ОСТАНИНА,

руководитель аппарата фракции КПРФ в Государственной думе, руководитель «Всероссийского женского союза — «Надежда России»:

— Надежда Константиновна Крупская вовсе не обласкана нынешней властью. Трудно ждать, что, допустим, на центральных телеканалах появятся передачи, посвященные её вкладу в педагогику, в достижение равноправия женщин, в государственное строительство. Хочется надеяться, что импульс, который мы дадим на этом «круглом столе», послужит посылом для тех, кому не безразлична судьба российского образования, кого тревожит положение, в котором оказались наши женщины сегодня, кому предстоит решать вопросы государственного строительства.

Ещё в 2003 году в Госдуме под сукно положили законопроект о гарантиях равных прав, свобод и возможностей мужчин и женщин, в котором речь идёт не только о декларировании равноправия, но и о механизме его реализации. Этот механизм действовал в советские годы, но 30 лет назад он был сломан.

Ничего другого, кроме как квотирование женского представительства в органах власти, цивилизованный мир не придумал. В большинстве стран мира такое квотирование существует. В России его нет. Тщательная селекция представительства женщин в органах власти свидетельствует, с одной стороны, о желании власти обеспечить декоративное присутствие женщин, а с другой — говорит о том, что женщины, которые бы внесли в государственную повестку дня социальную политику, власти сейчас не нужны. Ломается всё то, что было создано в первые послереволюционные годы, в том числе и большим трудом Надежды Константиновны Крупской.

Сегодня многие удивляются тому факту, что более 20 документов и законов, принятых в первые годы после Великого Октября, по сути дела, представляли собой новеллы, до того невиданные не только в российском, но и в законодательствах остальных стран. Представляете, идёт Гражданская война и тут принимается закон о стопроцентно оплачиваемом декретном отпуске! А сегодня маме с её малышом от этих денег оставили только 60 процентов. В той сложной экономической ситуации Советской властью был принят и закон о повсеместном создании детских молочных кухонь. Это была инициатива Надежды Константиновны. Сегодня днём с огнём вы эти молочные кухни не найдёте.

Мало того, накануне Нового года в детских садах Москвы отравились некачественными продуктами питания более 500 детей. В связи с этим руководитель нашей фракции Геннадий Андреевич Зюганов обратился в Генеральную прокуратуру, а также к председателю правительства с требованием разобраться с этим безобразием. Мы знаем, что этот бизнес на детском питании построен в интересах одной монопольной фирмы, в интересах одного человека, который приближён к высшим эшелонам власти. Коммунисты в Госдуме сделают всё, что от них зависит, чтобы обеспечить качественным питанием детей не только в школах Москвы и Подмосковья, но и в России в целом.

Разве после революции легче были экономические условия, когда в Советской стране принимался закон об организации летнего отдыха и оздоровления детей? Детей, воспитывавшихся в детских садах, обязательно вывозили летом за город на природу, чтобы они набирались сил и здоровья. А сегодня этим занимаются пришкольные летние лагеря в пыльном, чадящем смогом городе. Оздоравливают, называется. Ну разве это не лукавство?

Поэтому, когда мы говорим о заслугах Надежды Константиновны, стоит помнить не только о её огромном вкладе в педагогику, но и о её столь же значимом вкладе в становление гражданского общества, в женское равноправие, в государственное строительство. Больше, чем Крупская, на этом поприще никто из женщин не сделал.

Наш верный помощник

«Педагогическое общество России, учителя и педагоги, организаторы внешкольной работы остаются верными памяти Надежды Константиновны Крупской, — отметила в своём письменном послании участникам «круглого стола» Любовь Кузьминична БАЛЯСНАЯ, работавшая с 1964 по 1987 год заместителем министра просвещения РСФСР.

— Мы отмечали 120-летие со дня рождения Крупской на ВДНХ. Во многих её павильонах тогда расположились выставочные экспозиции, проводились дискуссии и лекции. 130-летие Надежды Константиновны встретили на Чистопрудном бульваре в здании Наркомпроса, где она работала. 140-летие — в Московском государственном областном университете, который долгие годы носил имя Крупской. 145 лет со дня её рождения отмечали во Дворце творчества детей и молодёжи, который долгие годы по инициативе Надежды Константиновны являлся городским Дворцом пионеров и октябрят в Москве. И наконец её 150-летие встречаем в Государственной думе Российской Федерации.

Надежда Константиновна Крупская принадлежит не только истории. Для каждого, кто занимается обучением и воспитанием детей, кто решает актуальные проблемы детства, она и сегодня может стать верным помощником и советчиком, а для работников образования — нравственным примером. Надежда Крупская — история нашей страны, история нашего общества, история нашей культуры, история нашей советской школы!»

Были готовы только большевики

Ярослав ЛИСТОВ,

заведующий отделом ЦК КПРФ по молодёжной политике:

— Хотелось бы поговорить о той роли, которую играла Надежда Константиновна в становлении российской государственности. Ведь в чём была величайшая роль большевиков? Не только в том, что они совершили Октябрьскую революцию, а в том, что, придя к власти, они были к ней абсолютно готовы.

Нововведения, которые осуществлялись в первые 10—15 лет после революции в области государственного строительства, прав женщин, молодёжи, детей, в вопросах педагогики и так далее, отражали, по сути дела, всё самое лучшее, что было в Российской империи, в Западной Европе, переработанное с учётом марксизма и внедрённое в жизнь.

Сейчас какую газету ни откроешь, там написано: вот, при Российской империи хотели строить метрополитен, ввести всеобщее образование, хотели дать права женщинам. Так чего же не построили, не ввели, не дали? Почему всё это смогли сделать только большевики после Великого Октября? Потому что они не просто хотели, они были к этому готовы.

В том числе и в вопросах педагогики. Мы сейчас воспринимаем её как всеобъемлющую науку о воспитании не только подрастающего поколения, но и о воспитании в целом. Однако таковой до Октября 1917 года педагогика не была. Если мы посмотрим справочники, изданные, например, в 1905 году, то в них педагогика представлена лишь как наука, изучающая формы преподавания, — и ничего больше. И сейчас этот формат воспитания министерство образования пытается всячески убрать из законов и положений. Образование превратилось в оказание образовательных услуг. Получается обыкновенная купля-продажа: вы нам заплатите, мы вам дадим набор знаний, фактов без всякого воспитания.

В чём гениальность Надежды Константиновны? Она подходила системно: чтобы вопросы воспитания касались не только школьной парты, но и той общественной среды, в которой находится ребёнок. Это школьная и детская литература. Ведь впервые в мире специализированное детское издательство по предложению Крупской появилось в Советском Союзе.

В 1918 году, когда вовсю шла Гражданская война, Крупская уже решала вопросы формирования библиотечного дела в стране. Если в Российской империи в 1917 году насчитывалось, включая частные, всего около 300 библиотек, то к 1939 году их было уже 200 тысяч! Была выстроена целая библиотечная сеть. И специализированные вузы, занимавшиеся вопросами культуры и развития личности, могли появиться только в Советском Союзе. Их основателем в Москве и Ленинграде была Крупская. В Российской империи не было ни одного музея, посвящённого мыслителю и поэту. Надежда Константиновна основала музеи Белинского, Лермонтова, Чернышевского.

То есть мы должны отметить гигантскую работоспособность Крупской, её системный подход к проблеме. Нина Александровна Останина уже говорила о детских оздоровительных лагерях в СССР. Добавлю, что в 1928 году Крупская с этим вопросом обратилась в Моссовет. Поначалу городские чиновники никак не отреагировали. Тогда Надежда Константиновна пишет открытое письмо, которое публикуют «Рабочая газета», «Правда» и другие издания. Крупская ставит проблему так: сотни, тысячи школьников в период летних каникул остались в городе, они не могут выехать, потому что у их родителей нет возможности отвезти ребят на природу и устроить их досуг. Поэтому Моссовет должен взять это на себя. И с условием бесплатного питания детей и проезда их к зонам отдыха. Это было сделано. Нынешние власти эти вопросы, к сожалению, решить не могут.

В прошлом году проводился большой форум в Кремле, посвящённый наставничеству, в котором участвовал президент страны. Говорили о том, что у нас исчезают рабочие специальности, что молодые люди, вступая в жизнь после школьной парты, по сути дела, не имеют трудовых навыков. Но ведь решение этого вопроса Надежда Константиновна в своё время нашла: в СССР было создано большое количество проф-техучилищ по всей стране. В двухтысячные годы их уничтожили. Ну и, как думаете, чем закончился форум? Друг друга поздравили с тем, что его провели, и разошлись.

Вот почему мы говорим, что идеи Надежды Константиновны Крупской очень актуальны и в наше время.

Даже если взять только её эпистолярное наследие, то это почти 20 томов сочинений. Это 11 томов педагогических трудов, 6 томов, посвящённых библиотечному делу, 4 тома воспоминаний о работе с Лениным! Плюс так и неопубликованный десятитомник её публицистических статей, выходивших в дореволюционной и советской печати. Словом, есть что ещё изучать.

Для педагога важно всё

Марлена КУЛЬПЕДИНОВА,

почётный работник высшего образования Российской Федерации, член секции по изучению и пропаганде педагогического наследия Н.К. Крупской Педагогического общества России, член Совета ветеранов Московской городской пионерской организации, кандидат педагогических наук:

— Хотелось бы остановиться на мыслях, идеях, положениях, высказанных Надеждой Константиновной Крупской относительно формирования личности учителя. Она сама была педагогом-новатором по призванию и делала всё, чтобы оказать содействие учителю, школе в их главной цели — воспитании нового человека.

Успешность школьной учёбы, считала она, зависит прежде всего от того, чему и как мы учим детей, от того, что представляет собой учитель. Он должен быть не только сознательным, не только разбираться в окружающей жизни, не только иметь широкий кругозор — он сам должен быть борцом и строителем социализма, иметь умелые руки, навык широкой общественной работы. Тогда он и детей сумеет вырастить сознательными борцами и строителями.

Но одного этого мало, отмечала Крупская. Советский учитель должен знать ребят: их интересы, быт и окружение… Тогда он сумеет стать понятным ребятам. Он должен уметь подходить к детям как товарищ и вместе с тем быть для них примером. Его деятельность в школе и вне школы должна быть у ребят на виду. Ребята должны считаться с его мнением не потому, что учитель — начальство, а потому, что они убеждены: он настоящий человек, потому, что он для них источник целого ряда глубоких переживаний.

Важно, говорила Надежда Константиновна, и умение учителя помочь ребятам налаживать дружную игру и работу, дружную жизнь. Важна помощь тем, кто послабее. Важно внимание к переживаниям детей. Важно уважение к их труду, учёбе, к убеждениям, важен собственный пример учителя. Он должен добиться того, чтобы ребёнок каждый день узнавал что-то новое. То есть учитель должен очень хорошо владеть методикой.

И когда Крупская говорит об этом, она обращает внимание на то, что каждая область знания имеет свои трудности, имеет свой принцип познания, свой характер увязки теории с практикой. А сегодня мы очень часто используем один и тот же метод в преподавании разных предметов.

Говоря о повышении квалификации учителей, Надежда Константиновна рекомендовала, как один из методов, их коллективную работу. Крупская предлагала внимательно изучать опыт других стран в области методики. Конечно, их методические приёмы нельзя переносить на русскую почву целиком — у нас школа и её целевая установка другие и ребёнок другой, но многим всё же можно воспользоваться.

Говоря о коллективной работе, Крупская считала, что она может быть направлена и на создание учебника. Надежда Константиновна была убеждена, что нужны учебники, проверенные на опыте, проработанные вместе с детьми, составленные на основе ясного понимания того, что надо дать ученикам, внимательно учитывающие детские запросы и в то же время заставляющие мысль работать.

В 1932 году, когда в стране проводился конкурс на лучшую образцовую школу, общество педагогов-марксистов, председателем которого была Надежда Константиновна, разработало мерило оценки педагога: знание основ научной организации труда, умение организовать коллективную работу ребят, поднять соревнование на уровень соцсоревнования, помогающего укреплять коллектив и избегать обезлички.

Полагаю, что обращение к педагогическому наследию Надежды Константиновны могло бы сегодня действенно помочь современной школе.

Больше школ новых и разных!

Наталья ЗАГРЯЗКИНА,

член Совета ветеранов Московской городской пионерской организации, кандидат педагогических наук, доцент:

— Мой рассказ посвящён школам Москвы 1920—1925 годов. Точнее, нескольким из них из большого их разнообразия.

В то время Надежда Константиновна часто говорила о необходимости привлечения педагогов к участию в разработке путей строительства новой школы, о широком освещении проблем развития педагогической науки и практики. Она в эти годы ставит под большим знаком восклицания воспитание полезного члена общества! Крупская считает, что надо учить самостоятельному мышлению, учить действовать коллективно, работать самостоятельно, надо учить развивать инициативу, постигать основы современной дидактики. Она выдвигает идею соединения обучения с трудом — то, что потом было названо политехническим образованием.

Надежда Константиновна считала частью всей новой системы образования детские сады, детские дома, различные типы школ, специальные школы, школы фабрично-заводского ученичества, школы дополнительного образования и учреждения подготовки нового учителя. Очень интересными оказались созданные при Институте детского чтения в те годы детские библиотеки. Активно заработала Станция юных натуралистов в Сокольниках, открывшиеся в Москве Государственный детский театр, музеи. Начали издаваться педагогические журналы, помогавшие становлению системы образования.

В столице были созданы опытные школы. Первая такая школа расположилась на Арбате. В ней занимались организацией научной работы на основе исследований окружающей среды и разрабатывали программы комплексного обучения для городских школ.

Вторая опытная школа открылась на Миусах. Она ставила своей задачей обучение с использованием учащимися результатов как лабораторных работ, так и полученных путём наблюдения.

Обе эти школы знакомили московских педагогов с опытом своей работы. Сейчас даже сложно представить, чтобы какое-нибудь учебное заведение пригласило к себе учителей со стороны. А во времена Крупской в школах Москвы стали проводиться дни открытых дверей, открытые уроки и педсоветы, на которых свободно можно было познакомиться со всеми учебными и методическими материалами, где каждому можно было поговорить с педагогами и детьми.

Ещё одна опытная школа, находившаяся в Столовом переулке, разрабатывала программы обучения и воспитания, основанные на психологии ребёнка, что было тогда новацией. А в школе, открывшейся в Денежном переулке, кроме основного обучения, занимались эстетическим воспитанием одарённых детей. В школе на Знаменке — самоорганизацией детей и ученическим самоуправлением. Там ребят активно включали в общественно-политическую жизнь города. Так начинали своё становление пионерские и комсомольские организации Москвы.

В 1921 году было предложено открыть в столице школы фабрично-заводского ученичества. Надежда Константиновна это начинание поддержала. И буквально через два года в Москве уже распахнули двери 43 такие школы, в которые пришли первые три тысячи учащихся.

Научи учиться

Лилия ДИТ БЕЛБАССАЛ,

методист образовательных программ Международной академии информационных технологий:

— Подготовка современных специалистов по международным программам подразумевает не только освоение студентами ИТ-специальностей, но также формирование у них активной гражданской позиции. Этот последний вопрос, который ставила Надежда Константиновна, актуален и по сей день.

В своих трудах Крупская отмечала: «Приглядываюсь к тому, как учится сейчас наша молодёжь. Мне кажется, что очень часто бывает так, что человек тонет во всей сумме знаний, которой он хочет овладеть. И что важно, а что не важно — этому не придаёт особого значения. Правда, постепенно он начинает подходить к учёбе более углублённо. Но надо с самого начала учиться отделять существенное от второстепенного». Эти её слова применимы и к сегодняшнему подрастающему поколению. Сейчас, когда информационной поток окружает молодёжь со всех сторон в тех же социальных сетях, нужно уметь находить ту информацию, которая необходима в жизни. Этим мы тоже стараемся заниматься со своими студентами, чтобы научить их учиться.

Также Крупская говорила о важности для учащихся уметь работать в коллективе. Труд и сегодня является инструментом, помогающим воспитать поколение XXI века. Причём труд не только физический, но и умственный.

Важно, чтобы студенты и подрастающее поколение научились ценить своё время, посвящая его самообразованию.

Надежда Константиновна приводила и такой пример: бывает, что кто-то из учеников курит. Обычно в таких случаях предлагают сразу обращаться к родителям. Это, по мнению Крупской, совершенно неправильно. Мне кажется, нужно прислушаться к этим её словам, потому что зачастую мы стараемся оградить себя от «лишних» разговоров с воспитанниками, вместо того чтобы доверительно побеседовать с ними, узнать, в чём причина того или иного их поступка, и таким образом найти решение проблемы.

Коллектив — это ответственность

Михаил ЮДИН,

доцент Российского государственного университета им. А.Н. Косыгина, член президиума центрального совета Педагогического общества России, кандидат исторических наук:

— Наша задача — заинтересовать молодёжь чтением трудов Крупской. Сегодня редко кто, вступая в дискуссию вокруг её имени, может похвастаться тем, что опирается на источник, то есть непосредственно на труды самой Надежды Константиновны.

Когда мы читаем написанное Крупской, то всегда сравниваем, что было и что стало. И становятся видны интересные вещи. Мы уже привыкли, что сегодня в нашей стране буквально все дети, когда наступает их пора, приходят учиться в 1-й класс. А ведь до революции 1917 года такое положение для России не было характерно. И только большевики и непосредственно Крупская, которая составляла педагогическую программу, после победы Октября выступили за равнодоступное образование для мальчиков и девочек из любых сословий.

Было дело, горячие головы завели разговор о запрете принимать в советские школы детей дворян и кулаков. И тут Крупская встала на их защиту. В чем дети-то виноваты, негодовала Надежда Константиновна. Они должны учиться, чтобы стать достойными гражданами нового государства!

Крупская также считала, что учащегося не нужно приковывать к одной его будущей специальности. У него должна быть возможность вариативности, чтобы он, получив среднее образование, мог сначала попробовать себя в одном направлении, а получив высшее образование, перейти работать на другое.

Ещё одно интересное предложение Крупской связано с развитием внешкольного образования и воспитания (старшее поколение, наверное, помнит свою пионерскую организацию). Система внешкольного образования существовала в России примерно с последней трети XIX века. Но она была фрагментарная, не в масштабах всей страны. А заслуга Крупской состоит в том, что она внешкольное образование сформировала как государственную систему.

Стоит вспомнить и о большой работе Крупской по созданию в стране яслей. Они имелись и в Российской империи, но не было системы, охватывающей всю страну. Надежда Константиновна выступала за то, чтобы женщина могла реализовать себя не только как мать и домохозяйка, но и как специалист в какой-либо области, и поэтому для неё надо было создать условия. Как тут без яслей и детсадов?

Надежда Константиновна была одним из ярых сторонников коллективизма. Но при этом она говорила, что нельзя забывать об индивидуальности каждого, надо поддерживать талантливых детей. Каждый человек, считала она, должен быть ответственным и за себя, и за коллектив, что, кстати, перекликается с идеями Василия Александровича Сухомлинского, нашего знаменитого советского педагога.

Сегодня маятник нашего общества больше качнулся в сторону «я», когда каждый стремится защищать только свои интересы. Наверное, здесь должна быть золотая середина. Не забывая о том, что мы личности, стоит также помнить, что живём мы в обществе, а трудимся в коллективе, а значит, его интересы тоже должны учитывать.

Крупская и Макаренко. Сегодня можно услышать, что, дескать, она Антона Семёновича ненавидела. Так что же их разделяло? Крупская — коллективист, и Макаренко — коллективист, Макаренко за развитие личности ученика, и Крупская — за. Он за трудовое обучение детей, и она тоже. Разница, как кажется, была лишь в одном (впрочем, может быть, я и ошибаюсь). Антон Семёнович Макаренко считал, что те деньги, которые зарабатывают ребята его коммуны, могут идти на экскурсии для них, на покупку всего того, что хотят сами дети. То есть пусть они сами решают, куда эти деньги вложить. Думается, что в этом Надежда Константиновна усматривала какие-то капиталистические начала, потому и критиковала Антона Семёновича.

В некоторых публикациях есть упоминание о том, что Надежда Константиновна считала: изучать историю нужно начиная с 1861 года, то есть с отмены крепостного права. Но ведь оно было в истории. Потом она от этих своих взглядов отказалась, понимая, что идея заменить историю чем-то похожим на обществоведение или обществознание показала свою недолгую живучесть.

Многие поколения педагогов ещё будут ломать копья по поводу того, что хорошо, а что плохо в творчестве и Крупской, и других наших педагогов. Наверное, это хорошо, потому что, пока есть дискуссия, есть и неиссякаемый интерес к изучению той или иной личности, к тому большому наследию, которое нам оставила Надежда Константиновна Крупская.

Нам решать!

Подводя итог дискуссии, Н.А. Останина ещё раз подчеркнула, что только те социальные гарантии женщинам, за которые всегда выступала Надежда Константиновна Крупская и которые во многом благодаря ей были реализованы в Советском Союзе, могут вновь обеспечить женщине достойное положение в обществе. Коммунисты эти растоптанные буржуазным режимом завоевания обязательно вернут. Но при условии, что в стране и власть будет соответствующая.

— Мы должны менять механизм её формирования, должны участвовать в формировании власти, — обратилась Нина Александровна к собравшимся в зале Госдумы женщинам. — Возможности для этого у нас есть. Сегодня в России нас 54 процента. То есть на 10 миллионов больше, чем мужчин. Учитывая ту роль, которую женщина играет в семье, воспитывая детей, а значит, будущих избирателей, потенциал в формировании власти — за нами. Так давайте же то место, которое мы занимаем статистически, обратим в наши политические победы!

После того как «круглый стол» завершил свою работу, его участники посетили развёрнутую в фойе фракции КПРФ выставку, посвящённую Н.К. Крупской. Затем Н.А. Останина пригласила собравшихся возложить цветы к Кремлёвской стене, где Надежда Константиновна захоронена.

(По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»)

Источник.



Visits: 23

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *