Споры о бюджетной политике

Автор: | 2019-03-21
Споры о бюджетной политике

Споры о бюджетной политике

Одна из ключевых задач, поставленных президентом в недавнем послании Федеральному собранию, — преодоление бедности. Член фракции КПРФ Сергей Пантелеев, выступая 19 марта в Госдуме в часе заявлений по актуальным вопросам, предложил посмотреть на перспективы решения этой задачи с точки зрения выполнения предыдущих установок главы государства.

ИЗ 62 ЦЕЛЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ «майских указов» 2012 года, по данным Счётной палаты РФ, не выполнено 18, в том числе создание 25 миллионов высокотехнологичных рабочих мест. А именно «качественную занятость», «квалифицированные, хорошо оплачиваемые рабочие места» и высокие темпы экономического роста президент определил как ключ к успеху в победе над бедностью.

Глядя сегодня на прогнозы минэкономразвития, главные задачи из послания президента можно считать уже невыполненными, заметил С.М. Пантелеев. Финансовые власти планируют и дальше изымать из экономики примерно по 3 триллиона рублей в год, используя их в том числе и на покупку валюты для Фонда национального благосостояния. Почти четверть века каждый год из России выводится за рубеж инвестиций больше, чем привлекается. Из 455 миллиардов долларов, принадлежащих 30 тысячам самых богатых граждан России (многие из которых имеют двойное гражданство), 315 миллиардов находится за границей.

В стране шестой год подряд идёт падение доходов населения, суммарно за этот период они сократились на 12 процентов. По данным РАНХиГС, за 2018 год более 56 процентов граждан имели доход от 7 до 22 тысяч рублей. Большинство нашего населения свои доходы в последние годы в основном тратит на еду, лекарства и услуги ЖКХ. По данным минэкономразвития, рост обязательных платежей в 2018 году составил 14,2 процента. Растут долги по зарплате, цены на продовольствие, и люди, пытаясь избежать дальнейшего падения уровня жизни, всё больше влезают в долги, что при низких доходах весьма опасно. За 2018 год долги россиян перед банками выросли на 22,4 процента и достигли почти 15 триллионов рублей.

Сергей Михайлович предложил оценить эффект правительственного решения о неиндексации пенсий работающим пенсионерам. По словам министра труда Максима Топилина, на этом удалось сэкономить около 250 миллиардов рублей за три года. Это плюс. А что же в минусе? По данным Росстата, в 2016 году было 15,2 миллиона работающих пенсионеров, по итогам 2018-го их оказалось 9,8 миллиона. Куда делись 5,4 миллиона? Что, все бросили работать? Да нет. Многие перешли на зарплату в конвертах, перестав соответственно платить 13 процентов НДФЛ. Работодатели также теперь не отчисляют за этих работников 22 процента зарплаты в Пенсионный фонд. Если посчитать, что средняя заработная плата пенсионера по стране составляет 34,5 тысячи, то получится, что бюджет в прошлом году недополучил около 240 миллиардов рублей подоходного налога, а Пенсионный фонд потерял около 600 миллиардов рублей. И это не учитывая потерь фондов соцстраха и обязательного медицинского страхования. Таким образом, сэкономив 250 миллиардов рублей за три года, бюджет только за год недосчитался почти триллиона рублей.

В бюджете за 2018 год 14,4 процента расходов предназначалось национальной экономике, 4,3 — образованию и 3,2 — здравоохранению. С такой структурой бюджетных расходов бедность не победить, уверен Сергей Пантелеев. И, к сожалению, разворота в финансово-экономической политике не предполагается.

Одобренный палатой в первом чтении законопроект о наделении Счётной палаты РФ полномочиями проводить аудит не только госкорпораций (как сейчас), но и их дочерних структур нацелен в первую очередь на контроль расходования средств, выделяемых под нацпроекты. Фракция КПРФ поддержала проект закона. Но вопрос надо ставить шире, считает первый заместитель руководителя фракции КПРФ Николай Коломейцев. Почему госкорпорации не выполняют постановление правительства об уплате 50 процентов своих дивидендов в бюджет? Разве это не должно интересовать Счётную палату? Как проводятся тендеры? Почему их выигрывают, как правило, аффилированные с госкорпорациями компании? А что стало с бюджетными деньгами, выделенными на льготных условиях ряду коммерческих структур в рамках так называемых антикризисных мер? Много тогда говорилось о государственных интересах, но какие государства оказались в выигрыше? — вот в чём вопрос. Сдаётся, что не Россия. Здесь тоже было бы над чем поработать органу финансового контроля, уверен депутат. Недостаток законопроекта Николай Коломейцев видит и в том, что он не выстраивает вертикаль контрольно-счётных палат, а региональные и местные власти не всегда заинтересованы в беспристрастных проверках.

Критически отнеслись коммунисты к законопроекту об изменении территориальной организации местного самоуправления, указав на его финансовую слабость. Хотя одним из мотивов проекта закона была заявлена экономия бюджетных средств на содержание органов местного самоуправления в сельских поселениях. Законопроектом вводится новый тип муниципальных образований — муниципальный округ. Такие округа могут быть образованы как наделением городских округов соответствующим статусом, так и объединением всех поселений, входящих в состав муниципального района. При этом и поселения, и муниципальный район утратят статус муниципального образования. Самый главный вопрос — это финансовое обеспечение сельских поселений, заметил Н. Коломейцев. Без этого законопроект ни к чему, кроме как к уничтожению населённых пунктов, не приведёт. Так можно и всю страну сократить! — считает депутат-коммунист.

Источник.



Visits: 20

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *