Рабочий класс приходит к Смольному с требованиями элементарных прав на труд и зарплату

Автор: | 2019-02-16
Рабочий класс приходит к Смольному с требованиями элементарных прав на труд и зарплату

Рабочий класс приходит к Смольному с требованиями элементарных прав на труд и зарплату

Знакомый каждому ленинградцу парадный вход в Смольный: ограда, ворота. Когда-то, сто лет назад, это здание было штабом пролетарской революции, символом того, что отныне хозяином в стране стал рабочий класс.

Буржуазная контрреволюция отняла власть у рабочих. Теперь рабочий класс приходит к Смольному с требованиями элементарных прав на труд и зарплату. Именно этого потребовали от чиновников рабочие легендарного некогда ленинградского «Метростроя», собравшиеся утром 12 февраля у входа в здание городского правительства. Стояли работяги без плакатов и лозунгов. Главный вопрос: «Когда будет зарплата?» Хотя бы за декабрь, хотя уже подходит срок выплат за январь.
 
Заложники конфликта
Были у собравшихся и другие требования: переписать несправедливый по отношению к рабочим коллективный договор, пересмотреть низкие расценки на работы, особенно подземные, взять под особый контроль строительство метро в Санкт-Петербурге. С этими вопросами рабочие приходят не первый раз. 1 февраля они уже приходили к чиновникам Смольного и слышали всё те же обещания, что деньги скоро будут.
Походам к зданию правительства предшествовал целый ряд акций. Так, 26 декабря прошлого года строители метро в Санкт-Петербурге провели акцию протеста из-за невыплаты заработной платы. Около 30 рабочих объявили голодовку, оставшись на своих местах после окончания смены. Подошедшая позднее смена поддержала их требования. Акция протеста завершилась спустя несколько часов после того, как ситуацию с выплатами взял под личный контроль исполняющий обязанности губернатора Санкт-Петербурга А. Беглов. Однако вскоре стало очевидно, что «личный контроль» явно даёт сбой. Пожалуй, лучше всего об обещаниях чиновников выразился один из рабочих: «Послушаю-послушаю, пойду лапши с ушей покушаю».
8 февраля рабочие «Управления-15 Метрострой» ночью на строящейся станции «Театральная» объявили забастовку в связи с невыплатой зарплаты за декабрь 2018 года. Около 3 часов ночи инструменты на пол бросили двадцать человек. Начальству они заявили, что не покинут шахты, после чего в 6.00 с ними встретился генеральный директор компании, и в результате переговоров работы возобновились.
Однако в заверения, что буквально «завтра-послезавтра» всё образуется, рабочие верят с трудом. Слишком серьёзный конфликт интересов разобщает, по всей видимости, городское правительство и нынешнее руководство «Метростроя». Конфликт носит затяжной характер. Так, ещё в 2016 году представители правительства публично обсуждали возможность прервать монополию «Метростроя» на строительство метрополитена в Санкт-Петербурге и заключить контракты с другими, в том числе зарубежными, компаниями.
Это вызвало дебаты относительно целесообразности данного решения. Ведь проектирование и строительство метрополитена — это уникальная сфера, которая требует особого подхода, максимального кадрового и технического обеспечения, гарантий безопасности пассажиров. В Петербурге, городе со сложными геологическими и погодными условиями, строительство метрополитена всегда отличалось нестандартными техническими решениями. «Метрострой» на протяжении многих лет успешно справлялся с задачами.
Появление иных компаний тем или иным способом может повлечь снижение цены, соответственно и снижение качества. Если подрядчик на строительство метрополитена будет определяться в рамках действующего законодательства, то в тендере смогут участвовать абсолютно разные организации, в том числе из других регионов России, не имеющие опыта ведения работ в сложных условиях. При этом правительство города не сможет ограничить число участников, не нарушая закона. Тендер может привести к падению цены работ, а следовательно, к потере качества. В результате пострадают жители города. В то же время нельзя не учитывать, что метрополитен является стратегическим объектом и наличие проектной документации у коммерческой компании, тем более иностранной, ставит стратегическое значение метрополитена под угрозу.
С другой стороны, положение монополиста с гарантированными государственными заказами и оборотами в миллиарды рублей позволяет АО «Метрострой» чувствовать себя в условиях рынка достаточно вольготно и создаёт почву для финансовых злоупотреблений. Закономерно, что ещё весной 2016 года «Метрострой» стал объектом внимания правоохранительных органов. Тогда следователи пришли с обысками в банк «Невастройинвест» Николая Александрова — он вместе с отцом Вадимом Александровым владеет 37,3% акций «Метростроя». Правда, официально руководство «Метростроя» поспешило заявить, что «информация о причастности ОАО «Метрострой» к обыскам в офисах банка «Невастройинвест» является неверной. ОАО «Метрострой» не обслуживается в данном банке и не проводит операции через его счета».
Тогда же, по сообщениям СМИ, сотрудники ФСБ изучали документы по работам «Метростроя» в дирекции транспортного строительства. Дирекция подведомственна комитету по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) и является заказчиком работ по метростроению. Прошли обыски и в головном офисе «Метростроя». Кроме того, следователи изучали и работу ГУП «Петербургский метрополитен». Нарушения в ней обнаружила Контрольно-счётная палата (КСП): более 6 млрд рублей, выделенных из бюджета на строительство станции «Адмиралтейская», могло быть потрачено не по назначению, заключили аудиторы КСП. Основание под вестибюлем станции построили за счёт бюджета, хотя большая его часть используется для торгового комплекса «Адмирал», то есть в коммерческих целях.
Пожалуй, всё вышеизложенное представляет собой лучшую иллюстрацию последствий приватизации начала 1990-х. Именно тогда «Метрострой» стал акционерным обществом. Именно это, по мнению реформаторов, должно было «реально» передать собственность в руки рабочих. На деле же
акции «Метростроя» распределены следующим образом: бывший генеральный директор (с 1993 по 2017 год) Александров Вадим Николаевич владеет 17,19% акций, его сын, действующий генеральный директор компании Александров Николай Вадимович, — 9,82% акций, Санкт-Петербургу (в лице Комитета имущественных отношений) принадлежит 28% акций, ГУП «Петербургский метрополитен» владеет 33,33% акций, остальные ценные бумаги находятся в свободном обращении на Московской бирже и — внимание (!)
— на других сотрудников компании приходится менее одного (!) процента акций. Вот и стоят они на морозе в ожидании, что городские чиновники и руководство компании договорятся и выдадут им наконец их зарплату!
Чемпионат закончен, да здравствует война!
Чемпионат мира по футболу погасил страсти между городским правительством и руководством «Метростроя». Надо было успеть достроить новые станции. Но после окончания чемпионата конфликт разгорелся с новой силой. Город сменил тактику и вместо финансовых проверок просто перестал принимать у «Метростроя» объекты, ссылаясь на недоделки. К концу 2018 года налоговая инспекция заблокировала счета компании из-за найденных нарушений на сумму 788,9 млн рублей, из-за чего у «Метростроя» возникли серьёзные трудности с выплатой заработной платы своим рабочим.
Один из пришедших к Смольному рабочих «Метростроя» так описал сложившуюся ситуацию, комментируя её для «Правды»: «Мы наблюдаем конфликт между Смольным и высшим руководством нашей компании уже несколько лет. Смольный решил снизить свою зависимость от компании-монополиста в Санкт-Петербурге. Конфликт перешёл в острую фазу в 2016 году. Тогда наша компания взялась достраивать «Зенит-Арену» (печально известный, баснословно дорогой стадион строили к чемпионату мира по футболу. — О.Я.). Были обыски и скандалы, выяснилось, что так просто компанию невозможно убрать с рынка. Руководство города попыталось привести других застройщиков, из регионов, из Москвы. Разные фирмы и структуры «Газпрома» пытались вести беседы с нашими рабочими и инженерами, переманивать персонал. Даже поговаривали о турках, в чём я очень сомневаюсь. У нас очень сложные грунты, очень много воды, которая может появиться в любой момент в тоннелях. Однако всё не привезёшь из Москвы.
«Метрострой» — это единый организм, выстроенный за многие годы: своя база материалов, свои заводы. Всего этого у новых претендентов в Питере нет. И некоторые подряды пытались передать другим, но вести составляющие из других регионов. Это не приводит к снижению цены. Однако тогда скандал удалось замять, нужно было достраивать и стадион, и новые станции к чемпионату. Чиновники решили расправу отложить, иначе был бы большой скандал федерального уровня. Теперь начали задерживать приёмку, тормозить выплаты. Я не понимаю, почему это надо делать через конфликт и скандал. Создайте параллельную структуру со всей логистикой — тогда и устраивайте тендер. Но ведь тут можно снизить цену ниже плинтуса, а потом компания такого понастроит, или опять выяснится, что там водоотведение нужно сверх сметы, и там что-то в цене повысилось за время строительства. И городу нужно дополнительные средства выделять сверх контракта. Из-за этих конфликтов лихорадит всех.
В организациях большие сокращения. Вот губернатор вмешался, срок поставил: до лета построить нам линию! Но ведь опять не успеем, кому нужна эта гонка? «Беговую» строили, тоже гнали, и что? Опять «Метрострой» плохой, зарплаты нет у простых рабочих. И нет новых станций. Мы понимаем, что консервация тоннелей будет намного дороже, чем продолжение проходки».
«Нет» контрактам, «да» контрактам
При этом, вплоть до января 2019 года, Смольный обвинял компанию в неграмотном менеджменте и неправильных решениях. Та, в свою очередь, отвечала обвинениями в намеренном затягивании приёмки и оплаты работ со стороны городских властей. К 21 января Смольный расторг три из четырёх контрактов с компанией на строительство новых линий метрополитена и публично объявил, что найдёт нового подрядчика для создания городской подземки. Однако спустя 10 дней риторика властей изменилась в противоположную сторону. Смольный отказался от идеи расторжения контрактов, но выставил условия: компания должна заключить мировое соглашение с налоговой, раздать все долги по зарплате, а также достроить три новые станции к 1 июля текущего года.
Вот как описывает эти события с точки зрения рабочего «Метростроя» (а их, как уже говорилось выше, более шести тысяч) комплексный бригадир Александр Дмитриев: «После новогодних каникул мы вышли на работу, проработали три дня, и весь «Метрострой» встал. Не было денег даже на материалы. Ну а если нет материалов, то мы не можем работать. Потом начали отправлять людей домой: кого-то в отпуск, кого-то перевели на 2/3 ставки, а у кого-то просто контракт уже закончился. На данный момент мы все сидим дома. Денег никто не получал. Что будет дальше, мы не знаем. Большинство работников хотят, чтобы «Метрострой» остался. Тех, кто долго там проработал, интересует судьба «Метростроя». Нам бы не хотелось, чтобы кто-то через 10 лет спросил: «А кто строил Дорогу жизни?» — а ему бы ответили: «Не знаю». Мы хотим, чтобы осталась память о «Метрострое». Память о рабочих».
Помириться с налоговой
Положение осложняет то, что ныне легендарный «Метрострой» является акционерным обществом и имеет около полутора десятков дочерних и подрядных организаций. В самом «Метрострое» работает более тысячи человек, в зависимых предприятиях — около пяти тысяч. Выплаты рабочим затруднены из-за того, что счета компаний открыты в различных банках и некоторые из них отказываются выполнять перевод денег из-за наложенных на счета компании ограничений от налоговой инспекции, которая насчитала «Метрострою» недоимку в размере 788,9 млн рублей. Проблема должна разрешиться, когда «Метрострой» подпишет мировое соглашение с Федеральной налоговой службой.
В начале этого года межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России (ФНС) №1 по Санкт-Петербургу подала иск о признании банкротом ОАО «Метрострой». В ходе одного из заседаний Арбитражного суда по иску о неуплате налогов стало известно, что деньги, полученные через заключение госконтрактов, оказались в банке «Невастройинвест», который принадлежит Николаю Александрову, генеральному директору «Метростроя». При этом также выявлены факты завышения объёмов выполненных работ. Было отмечено, что дело может перейти из арбитражного в уголовное. Сам «Метрострой» отрицает претензии налоговой и намерен заключить с ней мировое соглашение.
Возвращаясь к Смольному
Большинство рабочих, пришедших к Смольному 12 февраля, перипетии взаимоотношений крупных акционеров «Метростроя» и чиновников волновали мало. Кстати, метростроевцы договаривались пойти к Смольному открыто, переписываясь через социальные сети. Зная о намерениях рабочих, некоторым из них долг за декабрь успели погасить до 12 февраля, видимо, опасаясь массовости акции. Троих из тех, кто всё-таки пришёл к Смольному, пригласили пройти внутрь на встречу с вице-губернатором. По толпе пробежал недовольный ропот: «Могли бы и к нам из тёплых кабинетов выйти».
Пожалуй, общее настроение выразил бригадир проходчиков «УП-10 «Метрострой» Ярослав Форсилов, оставив комментарий о происходящем в одной из социальных сетей: «Меня больше всего волнует судьба метростроительства Петербурга. Я отработал в структуре уже 7 лет. У меня и отец, и дедушка работали в «Метрострое». Можно сказать, что я потомственный метростроитель. Сейчас у нас непонятная, сложная ситуация. Настал такой момент, что мы можем потерять всех учителей и всю организацию целиком. Не каждый человек сможет прийти в шахты и начать работать… В настоящее время мы не можем спокойно смотреть в завтрашний день: никакой информации нет, зарплаты тоже нет. И дальнейшее развитие метростроительства в Петербурге нам неизвестно».
Самое удивительное, что, месяцами не получая зарплату, работяги-метростроевцы думают о сохранении традиций, уникального опыта, наставничества, технологий, человеческого ресурса «Метростроя» больше, чем городские чиновники и крупнейшие акционеры компании вместе взятые.
«Добьют «Метрострой», а это рабочие места. Высвободятся люди — и рабочая сила ещё больше подешевеет на рынке труда. И нам придётся идти на худшие условия. Сейчас соцпакет уже становится роскошью, скоро его совсем не будет. А это отпуска, больничные, пенсия», — звучало в толпе рабочих.
Несмотря на очередные обещания, результатами встречи рабочие остались недовольны. «А сколько можно их спрашивать? Пора уже просто собраться и не уходить, пока сообщения о начислении зарплаты не получим», — слышалось в толпе.
Для справки
Происходящее в Петербурге отражает общероссийскую тенденцию сворачивания метростроения в последние годы. Два города, помимо Петербурга, где метро ещё строится, — это Москва и Новосибирск. Практически во всех других российских городах, где существует метро — в Казани, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Самаре, развитие метрополитена к настоящему времени прекратилось.
(Газета “Правда” №17 (30804) 15—18 февраля 2019 года)
Ольга ЯКОВЕНКО
соб. корр. «Правды». г. Санкт-Петербург.


Visits: 36

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *