Марксистский кружок: полезные советы начинающим

Автор: | 2018-12-15
Марксистский кружок: полезные советы начинающим

Марксистский кружок: полезные советы начинающим

За последние полтора-два месяца в двух областях Украины было организовано по новому марксистскому кружку. Дело небольшое, однако, кое-что в организации и начале работы этих кружков обратило на себя внимание.

Во-первых, можно сказать, что оба кружка возникли без прямой и непосредственной помощи членов редколлегии «Рабочего Пути», т.е. без нянек. Это хорошо. Это признак роста самоорганизации масс. В одном случае орг. ядро кружка сложилось из двух служащих, один из которых был в нашем старом кружке, и одного рабочего. Все они ныне работают на одном и том же предприятии. Во втором кружке была, в общем, та же история, когда для образования орг. ядра не понадобилось расклеивать объявления и брать людей с улицы.

Все эти люди, идейно и методически ориентируясь на материалы РП, не стали ждать или просить помощи, а всю инициативу организации кружков взяли на себя. Они, каждый в своём месте, находясь в приятельских отношениях и зная, в общих чертах, политические настроения друг друга, однажды собрались, чтобы поговорить и ясно расставить все точки над i в том смысле, что дальнейшие гневные споры-разговоры по кухням и на рыбалках становятся попросту глупыми и невыносимыми. Решив, что «надо что-то делать», они пришли к очевидному выводу о марксистском кружке. 

Предварительно оценив, кого ещё из родных коллективов можно будет привлечь в кружок, эти спонтанные орг. ядра не стали медлить и с вопросами практической организации. Трое человек довольно быстро переговорили с людьми на своём предприятии и выяснили, что в кружок могут войти ещё три-четыре человека. Затем были найдены места для занятий (в одном случае – свободная квартира, в другом – дачный домик с удобствами), в которых оборудовали маленькие учебные классы. Там же составили и библиотечку, взяв электронные книги с сайта РП, распечатав их на работе и оформив в виде самодельных книг-скоросшивателей (распечатка, бумага, «переплёт» – за счёт капиталиста).

Общее настроение кружков таково: им не нужен мелкобуржуазный дискуссионный клуб, в котором изучают теорию ради теории, ради высокоумных салонных разговоров. Кружок должен стать школой и «штабом» партийной ячейки на конкретном производстве.

Этому способствует, как уже говорилось, то, что все, кто начал посещать кружок, работают вместе, и поэтому кружок может стать действующей большевистской партийной ячейкой, комитетом, охватывающим большой коллектив.  (Даже в отсутствии партии коммунистическую работу на предприятии вести можно и нужно, например, помогая организовываться рабочим и служащим для экономической и политической борьбы. – прим. ред. РП)

Правда, такое положение – это, скорее, и благо, и некоторый недостаток, так как в кружке нет рабочих с соседних предприятий, но дело связи с этими предприятиями, поиск и привлечение передовых рабочих к кружку и ячейке (возможно, будущему районному комитету будущей партии рабочего класса), – это одна из постоянных практических задач всего возникшего кружка, всех его членов, а не только руководителей.

Кружковцы хорошо понимают, что без знания марксистско-ленинской теории рабочая борьба слепнет и хромает на обе ноги. Но при этом и самая лучшая теория гибнет, не имея применения и проверки практикой борьбы. Политически безграмотных рабочих буржуазия бьёт и обманывает на каждом шагу, в каждом трудовом и, особенно, в каждом политическом конфликте. Но при этом история показала, что «чистые марксисты-теоретики», т. е. начётчики и талмудисты, оторванные от живой практической борьбы рабочего класса и трудящихся масс, рано или поздно начинают путать, предают рабочий класс и переходят, в конце концов, на сторону буржуазии.

Это означает, что учиться большевизму надо постоянно, со всем возможным старанием и глубиной. И тут же применять знания в деле. Да, теория пролетарской классовой борьбы должна идти немного впереди практики, указывать путь, но не отрываться от неё.

Отсюда: пока нет партии, нет партийных ячеек и комитетов, отделами (секторами) которых и должны стать субботние/воскресные марксистские кружки, вся работа кружка должна рассматриваться именно как штабная (без всяких кавычек и в самом широком военном смысле) работа, в ходе которой:

а) теоретически готовятся кадры сознательных рабочих, организаторов и руководителей будущих партийных ячеек на предприятиях, потенциальных вожаков своих бригад, участков, цехов, предприятий в целом;

б) решаются – на основе марксистско-ленинской теории – текущие задачи рабочей борьбы на предприятии, вырабатываются замысел и тактика рабочих «операций» в возникших, а лучше, в потенциальных, конфликтах с хозяевами и государственными органами местного (и т.д.) уровня;

в) развивается практикой и двигается вперёд теория большевизма, в том числе и для того, чтобы рабочие знали не только то, что им делать в данный момент в данных условиях, но и то, что нужно делать завтра, в изменившихся условиях данного места, на опережение буржуазии и её государства.

Это означает, в совокупности, что кружок не должен быть вечной «вещью в себе», постоянно действующими «яслями», воскресной школой для рабочих или клубом для чаепития. Вся работа кружка должна быть направлена на то, чтобы он стал основой, корнем, «истоком» работающей партийно-политической ячейки предприятия, или «вырос» бы в объединённый партийный комитет нескольких предприятий района.

Консервация работы кружка на воскресное политпросвещение, заведомое ограничение его работы только политической и общекультурной грамотностью рабочих, – всё это приведёт к тому, что кружок рано или поздно «поплывёт», выродится в вольный клуб, и скорее всего, просто распадется. Без организации и дисциплины, без практического приложения знаний, полученных в кружке, к классовой борьбе рабочего класса, он, по сути, мало чем будет отличаться от толкового левого интернет-сайта, с помощью которого (с помощью библиотечки которого) каждый может вести своё заочное политическое обучение. Вести – чтобы затем сплошь и рядом похоронить в себе все приобретённые знания. Много ли толку от такой учёбы? Толку мало.

***

Здесь же возник вопрос по учебным программам кружков. Хотя РП давал готовые типовые программы марксистско-ленинского обучения для разного уровня подготовки, всё же споры и разговоры о программе велись и в новых кружках, да и в самой редакции РП был обмен мнениями на эту тему. В итоге новым кружкам было рекомендовано принять за основу программу, предложенную РП, но при этом иметь в виду, что это именнооснова, которая на местах потребует известной корректировки.

Ясно, что эта корректировка не должна идти в оппортунистическую, мелкобуржуазную и предательскую сторону. Речь о другом.

Многие кружковцы, едва начав свои занятия, требовали от РП или от своих руководителей «самой лучшей» или «самой-самой лучшей» учебной программы, которая, по их мнению, могла бы самым быстрым и лёгким путём сделать из них асов революционной борьбы. Надо сказать этим товарищам, что таких программ не существует. Основные принципы и основные моменты начального обучения большевизму содержатся в существующих программах на сайте РП. А корректировка учебного процесса в сторону той или иной составной части марксизма (или того или иного раздела внутри этой части) проводится руководителями кружков, исходя изнасущных задач и вопросов дня. Если, например, кружковцы приносят в кружок сведения о том, что у них на работе складывается конфликт или предзабастовочная ситуация, то, конечно, глупо будет на ближайших занятиях изучать ошибки Гераклита – вместо тщательного анализа обстановки на предприятии и вокруг него, вместо изучения опыта большевиков и Коминтерна в сходных ситуациях.

Иными словами, направление в учебной работе кружков нужно делать, отталкиваясь от практики. Ясно, что при этом нельзя допускать никакого пренебрежения теорией, отрицания её и анархистских загибов: теория большевизма тщательно и глубоко изучается не сама для себя, а для грамотного ведения большевистской работы, для того, чтобы приблизить социалистическую революцию, идя к ней правильным, самым коротким и, по возможности, самым изящным (оптимальным) путём, не тыкаясь впотьмах и не набивая лишних шишек. Отсюда – важнейшая практическая роль теории: строго научное решение ежедневных задач классовой борьбы – самый верный путь к глубокому познанию исторических законов, а стало быть, и к революционному преобразованию нашей жизни.

И всё же, что приняли за учебную основу новые кружки, с чего начались занятия?

С марксистской политэкономии, истории ВКП(б), истории СССР (по учебнику Панкратовой). Здесь «Краткий курс истории ВКП(б)» использовался, как основной учебник, а школьный  учебник Панкратовой – как дополнительный материал. Ясно, что без знания действительной истории своей настоящей родины – Советского Союза – рабочие-кружковцы не будут иметь фундамента для правильного понимания причин её гибели и своего нынешнего положения.

Как подсказали наши старшие товарищи, с первых же занятий стоит вводить в учебный курс лекции обуржуазной пропаганде, о фашистском манипулировании сознанием масс. Будет не только полезным, но и необходимым, чтобы с первых же часов занятий кружковцы самым тщательным образом изучали вопросы буржуазной идеологии и манипуляции. До каждого рабочего нужно донести мысль о том, что буржуазия уже давнопревратила идеологию в оружие чудовищной силы, с помощью которого разрушались целые страны, уничтожались миллионы людей, подрывалось народное хозяйство, рушилась вся производственная структура того или иного общества. Именно с помощью фашистских СМИ – идеологических средств военного производства (без кавычек!) – в 1933–1944 гг. передовые германские трудящиеся были превращены нацистами в манкуртов и палачей. Именно с помощью СМИ внутренняя контрреволюция и внешняя буржуазия уничтожили советский социализм и разорвали СССР на куски.

Поэтому лекции по манипуляции массовым сознанием надо готовить самым тщательным образом и давать их так, чтобы кружковцы слушали их с вниманием и интересом, разбирая многочисленные примеры, которые настоящая наша жизнь в полу-фашизме дает ежедневно тоннами. Понятно, что вести занятия о роли идеологии и СМИ в той же истории нельзя без знания самой истории, без приведения наглядных примеров к тем или иным вопросам.

Что касается политэкономии. Руководству одного кружка, организатором которого стал тот самый бывший кружковец из развалившегося старого кружка (он заявил, что «…совесть замучила», что «…не может больше бездельничать» и т.д.), мы сказали: «С возвращением!», и посоветовали политэкономический курс строить на двух книгах: на учебниках Ф. Михалевского и Островитянова.

Что хорошо в учебнике Михалевского? В частности, там к параграфам и статьям даётся множество задач для закрепления теоретического материала. Уклоняться от решения этих задач и «глотать» лишь теорию – крайне нежелательно. Решение этих задач в кружке готовит, «натаскивает» учащихся на решение тех практических задач, которые возникают у них на работе.

Это значит, что учебные программы кружков не могут ограничиваться задачами из учебника. Надо, чтобы каждый кружковец нёс в кружок проблемы своего коллектива, излагал их и ставил поиск решения в порядок учебного дня. Ничего, если при этом немного «подвинутся» некоторые плановые учебные вопросы. Хороший солдат формируется в сложных учениях и боях. Большевик формируется, в общем, в тех же условиях политических и экономических боёв, а не только и не столько в тепле учебных классов. Решение практических текущих задач в кружке – это и есть учения, максимально приближенные к боевым действиям, а применение найденных решений в коллективе – это и будет проверкой знаний и навыков боем. Без такой, живой и непрерывной, связи учения в кружке и организационно-пропагандистской работы в бригаде, на участке, в цеху, кружок гибнет, как всякий пустоцвет.

Именно в этом смысле нужно подходить к учебникам и учебным курсам по той или иной дисциплине. Мы выше затронули учебники по политэкономии, Михалевского и Островитянова. Совместное изучение политэкономии по этим учебникам предусматривает не механическое чтение их по отдельности, одного за другим, а именно одновременную работу с ними обоими. Та или иная тема изучается по Михалевскому, затем, если это нужно, дополняется и расширяется учебником Островитянова, причём такое перекрёстное использование особенно важно именно при решении учебных и практических задач. Например, есть неясности при решении учебной задачи из спартански-лаконичной книги Михалевского, – бери более обстоятельные пояснения из учебника Островитянова. То же касается и анализа экономических конфликтов на производстве, экономической борьбы между кружковцами (их товарищами – рабочими) и нынешними хозяевами их производства.

Названные учебники вовсе не ограничивают руководителей кружков и кружковцев в освещении тех или иных экономических вопросов капитализма. Марксистско-ленинская литература на эту тему есть, для изучения политэкономии ее вполне достаточно. Используйте её.

Но тут нужно предостеречь кружковцев против бахвальства чтением классиков, что называется, «в подлиннике», или же от чтения классиков, как самоцели.

Во-первых, ко многим трудам классиков ещё нужно подойти, иметь для их чтения нужный уровень предварительных знаний, – если человек действительно стремится глубже и полнее постичь марксистско-ленинскую науку, а не ставит себе целью хвалиться самим фактом прочтения «Капитала» и т.д.

А во-вторых, много ли толку рабочему классу от дуры или дурака, которые причисляют себя к «элите современного марксизма» на том основании, что прочитали всё полное собрание сочинений Маркса, Ленина или Сталина, а на деле не способны ответить ни на один вопрос практической борьбы?

Что касается изучения философии большевизма – диалектического и исторического материализма. Некоторые товарищи, на словах соглашаясь, что философия марксизма есть мировоззрение рабочего класса, т.е. теоретическая основа всей его деятельности, на деле подходят к ней, как к ветхому завету, как к «высшему божеству», которое витает где-то в небесных высях и к делам текущим, земным никакого отношения не имеет. Пару раз пришлось останавливать занятия по диалектическому и историческому материализму, так как они местами больше походили на заунывные поповские проповеди: сложный материал, неправильно понятый лектором, превращается в схоластику, в мертвечину, когда лектор работает магнитофоном, а слушатели – «диктофонами», которые механически и без понимания записывают то, что слышат. Для чего нужны такие записки и такие занятия? Ну, видимо, для того, чтобы выработать в людях отвращение к марксистско-ленинской философии или внушить им «ея непостижимость для средних умов», т.е. её якобы оторванность от практики рабочего дела, её якобы абстрактность (и, значит, «ненужность» для классовой борьбы).

Как ни сложно дело ясного и живого изложения диалектического материализма, всё же лекторам придётся его сделать: сначала понять то, о чём они собираются рассказывать рабочим и другим трудящимся, а поняв, взять примеры, на которых можно объяснять те или иные положения марксистской философии. Особенность в том, что и в деле понимания диамата, и в деле его преподавания, – везде будет нужен не только общежитейский, но и реальный опыт партийной (пропагандистской, агитационной, организационной, забастовочной и т.д.) работы самого лектора. Руководителям кружков нужно помнить (это для примера), что самыми лучшими преподавателями сложнейшего оперативного искусства были не чистые «академики» из Академии Генштаба, а действующие полковники и генералы-фронтовики, выросшие в боях из солдат или унтер-офицеров.

По каким учебникам давать диамат и истмат?

После того, как у нас в одной из областей развалилось, в общей сложности, 6 кружков, стало ясно, что одной из причин была ставка в начальном философском курсе на учебник под редакцией М. Митина. Это была наша ошибка: начинать надо было с учебника М. Корнфорта, адаптированного к условиям, в которых находятся рабочие в буржуазном обществе, а не с замечательного учебника для советских ВУЗов, отражающего, кроме того, специфику классовой борьбы в философии, которая шла в 20–30-е годы в СССР. Поэтому сейчас для изучения диалектического материализма можно рекомендовать именно учебник Корнфорта – как для занятий в кружке, так и для приготовления домашних заданий.

А вот по курсу исторического материализма мы в своё время применяли учебник под редакцией Константинова, и этот учебник понравился, дело по нему пошло неплохо. Поэтому в плане рекомендаций для существующих, а особо – для новых кружков, можно назвать и учебник по истмату Корнфорта, и большой учебник Константинова. Но это не означает, что истмат М. Митина можно отбросить и забыть: при подготовке лекций полезно заглядывать туда, так как многие положения истмата в учебнике Митина даны в более чеканной и ёмкой форме, нежели в других двух учебниках. Такое положение позволяет брать подробные объяснения из учебника Константинова, а венчать эти объяснения кратким выводом из книги Митина.

Здесь же: трудно представить себе хорошую марксистскую учёбу без постоянного домашнего чтения учебников. Людям необходимо всякий раз выдавать для проработки 1–2, иногда 3 параграфа наперёд с тем, чтобы та тема, которая будет на следующих занятиях, не была совершенно незнакомой. Нужно сразу же настраивать рабочих на то, что диамат и истмат, как и все другие марксистские науки, вполне доступны для понимания и освоения нормальным средним человеком.

Большевизм – это не ландаурская теоретическая физика и не моргановская генетика, т.е. не набор бесплодной наукообразной зауми. Большевизм – это концентрированное выражение огромной практики классовой борьбы, это и фундаментальная, и прикладная наука, которая отражает мир таким, каков он есть. И некоторые сложности, например, диамата, вызваны не стремлением классиков запутать тот или иной научный вопрос, а сложностью самого этого вопроса, сложностью и огромным богатством той стороны действительности, которую отражает тот или иной раздел марксистской науки.

Как готовить лекции? Это зависит от уровня и добросовестности лектора. Если наш старый знакомый из развалившегося кружка уже что-то из себя представляет, как лектор, то он может не писать себе подробный конспект на отдельные занятия, а ограничиться планом-конспектом, в котором указаны узловые вопросы, т.е. дана «нить» лекции. Если руководитель или кружковец только начинает вести занятия, или берёт новый (или забытый) вопрос, то здесь лучше написать, подробно разобрать и (главное) понять этот учебный вопрос.

Здесь же: ещё раз надо предупредить от ошибки, когда вся учебно-лекционная работа ведётся 1–2 кружковцами. Положение дел таково, что нынешняя и будущая борьба с буржуазией требует такой организации партии вообще, и кружка, в частности, какая была в советских и немецких штурмовых группах: там были командиры и строжайшая дисциплина, но при этом подготовка каждого бойца позволяла ему в любой момент стать командиром, т.е. лидером, начальником, тактиком, штабником, артиллеристом, минёром, связистом и т.д. Ячейка большевистской партии, марксистский кружок, – в них надо всеми силами стремиться к подобному универсализму членов, чтобы рабочими вожаками были все или почти все партийцы и кружковцы. Тогда при выбывании председателя, руководителя, лектора, начальника, вожака дело ячейки или кружка не прервётся, а продолжится. Это касается и дела теоретического обучения: все кружковцы должны получать лекционные задания, все должны набить руку в лекциях, а главное, в публичных выступлениях, в спорах и острых дискуссиях. «Болото» из стеснительных должно постепенно «осушаться», и здесь задача мастерства и опыта руководителя кружка состоит в том, чтобы привить рабочим навыки, здоровую злость и, если хотите, вкус к острым политическим спорам. Такие навыки и такой настрой – дело очень полезное, так как позволяют быстро завоевать на свою сторону как случайную, так и «целевую» аудиторию.

Стремление к самой высокой подготовке каждого кружковца позволяет, кроме того, быстрее и точнее найти решение в сложной ситуации на конкретном производстве, полнее охватить коллектив полноценными пропагандистами и рабочими организаторами.

***

Некоторые служащие – кружковцы писали и пишут свои лекции и другие материалы на рабочем месте, перемежая эту свою основную работу с вынужденной и вспомогательной работой на буржуя. Такое положение, когда против классового врага используются его же ресурсы, можно только приветствовать. Однако, судя по некоторым жалобам и замечаниям, такие кружковцы иногда забываются и допускают обидные ошибки.

Во-первых, все кружковые и партийные дела не всегда ведутся на отдельной флэшке, и уже были случаи, когда лекции готовились где-нибудь на локальном сетевом диске того или иного предприятия, т.е. в общем доступе со стороны администрации и других служащих.

Во-вторых, уже было два случая, правда, без последствий, когда системные администраторы предприятий сообщали нашим товарищам, что те с рабочего компьютера ведут странную переписку и «шарят» на сайтах, посещения которых очень тяжело объяснить служебной необходимостью. Так, двое наших товарищей вели кружковую переписку и обмен литературой через свои домашние почтовые ящики прямо со своих рабочих мест. При подготовке лекций эти товарищи посещали множество левых, библиотечных и иных сайтов, где «заказывали» большевистскую литературу. Когда системные администраторы поинтересовались, зачем они всё это делают, пришлось объясняться, открывая карты. Сам вопрос сисадминов был вызван тем, что руководство учреждения или предприятия периодически запрашивало распечатки адресов, по которым коллектив «бродит» в Сети.

Из анализа времени запросов и адресов, по которым «бродили» наши товарищи, администрации было бы нетрудно сделать два вывода:

1) что они в рабочее время не работают, а делают что-то подозрительное, и

2) что они – опасные люди, от которых хорошо бы избавиться при первой возможности.

В обоих случаях обошлось без неприятностей, хотя дело, конечно, не в них. Дело в том, что для длительной и плодотворной работы кружка (ячейки) нельзя терять элементарных навыков конспирации.

***

Кружковцы-служащие спрашивали, как им вести большевистскую работу у себя в учреждении или в конторе предприятия.

Готовых рецептов здесь нет, можно лишь привести пару примеров такой работы, пусть слабой, зачаточной, но всё же работы, а читатели – начинающие кружковцы должны будут творчески осмыслить эти примеры и подумать, в каких формах им вести работу у себя, на своих рабочих местах.

Наши товарищи, которые по своей должности имели в обязанностях вопросы охраны труда (ОТ), техники безопасности (ТБ), гражданской обороны (ГО), пожарного и электрического ликбеза и т.п., старались готовить свои лекции и занятия с рабочими и служащими своего предприятия так, чтобы, освещать эти вполне легальные темы с марксистско-ленинской позиции. В охране труда, гражданской обороне, электробезопасности и пр. все организационные и технические моменты дают огромный простор для их материалистического и классово-пролетарского объяснения. Причём обстановка часто позволяет в лекции по конкретному вопросу, скажем, по основам безопасности в высотном здании, далеко выходить за рамки официальных буржуазных документов, но при этом формально не противоречить им.

Или возьмите огромные и ёмкие вопросы женского труда, организации рабочих мест, обеспеченности спецодеждой, спецпитанием и т.д., – всё это прописано в буржуазных законах. И часто получалось так, что наши товарищи на занятиях по ОТ пропагандировали марксизм, не называя его своим именем, и при этом придраться к ним было нельзя: все условия и требования рабочих записаны в законе об охране труда, а лектор лишь умело и грамотно разъяснял рабочим, почему эти нормы закона не выполняются и не будут выполняться буржуазией и её государством.

Да, не всё можно было сказать открыто, но и наши люди, рабочие и служащие, – не дураки, они умеют понимать между строк, особенно то, что их прямо касается.

Вот пример: лекция по гражданской обороне о правилах поведения в людных местах вообще едва не переросла в митинг. Наш товарищ, объясняя необходимость обращаться к людям за помощью, необходимость организации их в трудных и конфликтных ситуациях, «для лучшего разъяснения темы» перевёл разговор на законы природы и законы истории. Он показал различия между ними, объяснил, почему в обществе происходят те или иные изменения, что приводит к революционным переворотам, кто и что является главной движущей силой истории и т.д. Лекция по ГО постепенно и незаметно переросла в лекцию по истмату, при этом ожила аудитория, т.е. люди, наши забитые рабочие люди, которые привыкли спать на занятиях по ГО, ОТ и т.д., начали выступать с мест, одобрять сказанное, приводить примеры всяких обид и несправедливостей и, главное, начали спрашивать в лоб: что нужно делать, чтобы эти обиды и несправедливости устранить?

В общем, тогда занятия по ГО прошли очень продуктивно.

Ещё пример: одного нашего товарища попросили сказать пару слов женщинам на самодельном (неофициальном) банкете ко Дню 8 Марта. Он сказал. Но он не произносил дежурных, мещанских пустых поздравлений, а спросил у женщин, какой смысл, по их мнению, несёт в себе праздник 8 Марта. Услышав в ответ несколько обывательских пошлостей, он объяснил, что 8 Марта – это не праздник по поводу половой принадлежности человека, не праздник по поводу того, что половина детей когда-то родилась девочками. Это революционный праздник женщин-работниц, день борьбы работниц с капиталистическим рабством. После этого он пожелал женщинам так: чтобы скорее настала возможность сократить всем женщинам рабочий день, но без всякого ущерба для их зарплаты и иных трудовых благ (он назвал кратко и условия такого сокращения рабочего дня, и то, для чего женщинам будет дано это свободное от работы время); чтобы над нашими женщинами не висела постоянная угроза безработицы, чтобы у женщин навсегда исчез кошмар и страх остаться на улице, превратиться в нищенку и проститутку, вынужденную продавать себя, чтобы выжить; чтобы женщина имела столько детей, сколько хотела, без всякого страха, что общество отвернётся от неё с детьми, бросит её с младенцем на произвол; чтобы она, если и шла на аборт, то лишь по медицинским, а не по экономическим показаниям; чтобы система защиты материнства и детства имела исключительные материальные и культурные привилегии, чтобы общество не жалело никаких богатств на эту систему; чтобы роль всех женщин-работниц в политике, в управлении обществом была самой высокой и полной; чтобы для женщин были открыты все дороги в производстве и общественной жизни…

Так, за 5 минут, поздравляя, попутно женщинам рассказали, что такое производительные силы, как создать полное изобилие в обществе, что такое демократия – в её единственно правильном и полном смысле и т.д.

Есть ещё один момент. Те наши товарищи-служащие, которые составляют, пишут, редактируют всякие производственные документы (инструкции, наставления, письма, приказы, отношения, циркуляры, методички, сводки и прочее), могут вставлять в эти документы «закладки», в которых скрытно проводилась бы политика, выгодная рабочему классу и другим трудящимся, эксплуатируемым капиталом. Скажем, никто не запретит внимательно вычитать проект должностной инструкции, трудового (коллективного) договора и сделать к нему классово выгодные вставки – так, как это всегда делает буржуазия. Пройдут эти вставки и «закладки» – вопрос следующий, но если их делать постоянно и в массовом масштабе, если с ними всегда знакомить весь трудовой коллектив, то ещё неизвестно, захотят ли люди, не глядя, «подмахивать» тот коллективный договор или должностную инструкцию, которые им подсовывает и навязывает администрация.

Тут главный смысл не в том, чтобы написать «поправки» в те или иные документы, а в том, чтобы вести активную работу в профсоюзе и других существующих рабочих организациях, где есть возможность донести эти «поправки» до масс, до трудового коллектива, и объяснить их суть, защищать их, опираясь на коллектив, постепенно распропагандируя его в нужную сторону.

Словом, надо пробовать все способы, все методы подрыва изнутри, «отравления» капиталистической системы, её учреждений и институтов, её идеологии. Такая задача может быть взята и выполнена нашими товарищами-служащими контор, управлений и учреждений.

Наконец, последнее пожелание новым кружкам, оно же – и очередное повторение уже сказанного.

У развала предыдущих кружков было несколько причин, из которых много второстепенных и разных, но одна общая и главная. Эта причина – в отрыве работы кружка от живой партийной работы на производстве, среди рабочих. Кружки постепенно уходили в теорию, «прокисали» и забывали, для чего они вообще создавались. Надо пожелать новым (и старым) кружковцам, чтобы этот опасный разрыв был бы скорее преодолён, ибо его преодоление – это, по сути, будет равно созданию нашей боевой партии.

М. Иванов



Visits: 72

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *