За что “разрушали церкви” большевики

Автор: | 2020-09-10
В этом выпуске издания протоиерей Свято-Печерский пишет в свой статье, что свершился «великий переворот», а цари уходят вполне обоснованно и законно.

В этом выпуске издания протоиерей Свято-Печерский пишет в свой статье, что свершился «великий переворот», а цари уходят вполне обоснованно и законно.

В заголовок этой статьи вынесено расхожее заблуждение, гласящее, что, мол, большевики устраивали всевозможные козни и гонения на Православную Церковь, якобы, чуть было не лично, убили тысячи попов, разорили и разрушили несметное число Православных соборов, церквей и часовен. Формат статьи не позволяет полностью развенчать все мифы вокруг отношений советской власти и РПЦ, однако основные, стержневые, наиглавнейшие направления этих взаимоотношений следует рассмотреть.

В первую очередь следует разъяснить смысл фразы К.Маркса “Церковь – опиум народа” (Opium des Volkes нем.) (К.Маркс, К критике гегелевской философии права). Эта фраза означает тот факт, что марксисты, а большевики – это наиболее последовательные марксисты, стоят на МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИХ диалектических позициях и считают любую форму мистицизма, клерикализма, идеализма и любой религиозности, мракобесием, пережитком мрачного средневековья, направленную на консервацию классового неравенства и служащего исключительно целям класса угнетателей. Но из этого вовсе не следует приписываемая большевикам кровожадность или излишняя агрессивность по отношению к заблудившимся, оболваненных попами людям и к самим попам. Задача большевиков – разъяснение, обучение и воспитание атеистического материалистического восприятия мира у людей, а никак не индивидуальный террор. Против индивидуального террора большевики выступали всегда и религиозный вопрос тут не исключение.

Но как быть с фактами гибели во время Великой Октябрьской Социалистической Революции и в некоторый период после нее священнослужителей? Да, как это не прискорбно, но гибель некоторых попов во время Революции и сразу после нее – это непреложный факт. Но, во-первых, число этих жертв крайне преувеличено поповской и буржуазной пропагандой, направленной на антисоветизм. Реальные цифры – это не сотни и не десятки тысяч, как лгут антисоветчики ( всего на момент Великого Октября в РПЦ состояло менее 70 тыс. человек на начало 1917 года!). Реальное количество погибших во время Революции и Гражданской Войны попов, по данным самой РПЦ составляет 858 (!!!) человек за период с 1917 по 1926 (За Христа пострадавшие. Гонения на Русскую Православную Церковь 1917–1956. Биографический справочник. Кн. 1 (А). М., 2015. С. 22–23). Но тут не следует забывать, что еще до начала Революции, в 1917 году были массовые кровавые расправы крестьян с попами, которые не имели никакого отношения ни к большевизму, ни к советской власти, но выражали накопившийся к попам и буржуям народную ненависть. В эту же цифру вошли и расстрелянные и замученные белыми ордами и просто бандитами священники ставшие н асторону Советов или просто не угодившие “господам”.

А во-вторых, следует учитывать тот простой факт, что несмотря на свою словесную причастность к “делам Господним”, попы – это простые люди, которые гибнут, болеют и бегут из страны ровно также, как и остальной простой народ. Во времена любого катаклизма, любой смены общественного порядка, а уж тем более – Революции, смертность населения на период невзгод возрастает. И попы тут совсем не исключение.

Что же сделали такого большевики, что РПЦ взъелась на них? Чем перешли дорогу они поповской братии? Уж конечно не тем, что меняли политический строй в России. РПЦ с симпатией отнеслась к изменившему общественный строй в РИ Временному правительству. Несмотря на многовековое славословие Его Величества Государя Императора, сразу же после отречения Николая Кровавого от престола, Церковь не просто поддержала отречение, но даже заявила о том, что “Церковь наконец освободилась от рабства”. Признавая Временное Правительство Священный Синод обратился к Русскому народу со следующим поучением: “Свершилась воля Божья. Россия вступила на путь новой государственной жизни. Да благословит Господь нашу великую родину счастьем и славой на ее новом пути <…> Ради многих жертв, принесённых для завоеваниям гражданской свободы, ради спасения ваших собственных семейств, ради счастья родины отставьте в это великое историческое время всякие распри и несогласия, объединитесь в братской любви на благо родины, доверьтесь Временному правительству. Святейший Синод усердно молит Всемогущего Господа, да благословит Он труды и начинания Временного Российского правительства, да даст ему силы, крепость и мудрость.”.

Что же тогда послужило недовольству РПЦ по отношению к большевикам? Послужило тому жажда к наживе, любовь к богатству, совсем не христианское отношение к собственности и мирским благам. Дело в том, что одним из первых декретов Советской власти – власти народа, был отделение церкви от государства. Уже это лишало церковь львиной доли материальных благ: из бюджета Советского государства в РПЦ не стали платить ни гроша, в отличие от предыдущих, хоть царского, хоть Временного правительства. Отныне попы должны были зарабатывать на свои нужды сами. Более того, большевики лишили церковь любых преимуществ и уравняли ее с любой другой общественной организацией. И сверх этого, все земли были изъяты в собственность государства, не исключая и церковные наделы. Все строения, а среди них были и исторические памятники, также были переданы на баланс государства. В пользование церковной общиной, а не попам, они передавались на бесплатных основах, но собственностью от того не становились. Все, что было награблено Церковью у народа веками в одночасье советская власть вновь вернула народу. Ну какой тут может быть пиетет со стороны попов?

Советская власть также крайне ограничила церковную пропаганду, исключив из обязательных предметов “Закон Божий” и прочие церковные пропагандистские штучки.

В ответ Церковь ответила многочисленными антисоветскими проповедями, призывами к саботажу решений Советских властей и поддержкой откровенно антибольшевистских организаций, поддержкой вооруженных банд сражавшихся с Советами. Вот цитата одного из обращений Патриарха Тихона:

“…и чем можно остановить это наступление на нее врагов неистовых?

Зовем всех вас, верующих и верных чад Церкви: станьте на защиту оскорбляемой и угнетаемой ныне святой Матери вашей.

Враги Церкви захватывают власть над нею и ее достоянием силою смертоносного оружия, а вы противостаньте им силою веры вашей, вашего властного всенародного вопля, который остановит безумцев и покажет им, что не имеют они права называть себя поборниками народного блага, строителями новой жизни по велению народного разума, ибо действуют даже прямо противно совести народной.

А если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада Церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою…”.(Послание святейшего патриарха Тихона от 19 января 1918 (с анафемой безбожникам)).

И что товарищи, вы думаете, большевики покарали “патриарха”, казнили его, арестовали, или хотя-бы запретили служить церковные службы? Нет! Ленин и все остальные товарищи прекрасно понимали, что борьба с религией методом террора лишь усугубит и затянет борьбу. Сделает из этих “тихонов” “мучеников веры”. Поэтому несмотря на вопли и проклятия попов, Советское государство шло дальше всенародным курсом. В конце концов, Тихон, дабы не потерять окончательно свое стремительно падающее влияние, обратился к Православным России  посланием, часть которого следует процитировать:

“…Знаем, что недоброжелатели Церкви и духовенства такое подозрение приписывают нам и ставят в тяжкую вину, обвиняя нас как явных и скрытых контрреволюционеров. Пусть успокоятся. Установление той или иной формы правления государства — не дело Церкви, а самого народа. Будет ли царь, будет ли конституция, будет ли президент Российской республики, это решит сам народ, а Церковь не связывает себя на веки определенным образом правления, ибо таковой имеет лишь относительное историческое значение….”. (Из Слова патриарха Тихона (Белавина), сказанного в Прощеное воскресенье и день памяти священномученика Ермогена, 17 февраля (2 марта) 1919 г).

Впрочем, нытье и стенания попов по поводу неугодного для их мошны народной власти продолжались до временной победы контрреволюции в СССР. После контрреволюции, РПЦ занялась нверствыванием потерянного: грабежом паствы, “отжатием” зданий, земель, навязыванием угодных Церкви решений, коммерческой деятельностью, в частности, производством и сбытом алкогольной продукции и табачных изделий. В современной России, например, представители РПЦ входят в Государственную Думу, тем самым ничтожая утверждение Тихона о том, что политическая жизнь для церкви имеет “лишь относительное историческое значение”. Канонизирован Николай Кровавый, отречение от престола которого ранее столь радостно встретили российские попы. Самим своим хитро ж. поведением, РПЦ подтверждает правильность мысли Карла Маркса о том, чем религия является для народа.

Наша задача, товарищи, непрестанно вести антирелигиозную разъяснительную работу. Но при этом, не перегибая палки и не ущемляя обостренные чувства верующих, даже понимая, что большинство из них не верующие вовсе, а обыватели стремящиеся не выпасть из общей массы, но следовать тому, что они принимают за традиции.

 

Иван КЭП

 



Visits: 488

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *